Одаренные дети и дополнительное образование

Одаренность – это редкое личностное качество, от наличия которого зависит возможность достижения высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности. Специфика работы обычных школ не дает возможности в полной мере раскрыться академическим, творческим или спортивным талантам учеников, поэтому главную роль в выявлении и поддержке одаренных детей играют учреждения дополнительного образования.

Правовая база

Ребенок с колбам и пробирками

Все основные аспекты обучения детей, проявивших выдающиеся способности, отражены в Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года. Согласно его положениям одаренные представители подрастающего поколения вправе рассчитывать на государственную поддержку и содействие в развитии заложенных природой способностей.

Поиск и поддержка талантливых детей находится в ведении следующих структур:

  • федеральные, региональные и местные органы власти;
  • общественные и другие учреждения, занимающиеся проведением конкурсов и олимпиад интеллектуальной и / или творческой направленности;
  • организации, ответственные за физкультурные и оздоровительные мероприятия.

Важную роль в поиске одаренных детей играет проведение олимпиад и конкурсов. Участие во всероссийских мероприятиях, по итогам которых победителям присуждаются государственные премии, носит добровольный характер и не предусматривает взимания платы. Цели проведения соревнований: выявить способности, развить интерес и вести пропаганду той или иной научной, творческой или спортивной деятельности.

В дополнительном образовании одаренные дети получают право на финансовую поддержку. Денежные ассигнования выделяются из федерального бюджета. Поощрение может иметь вид:

  • разовой денежной выплаты;
  • назначения стипендии;
  • оплаты обучения (в том числе за рубежом).

Региональная и местная администрация, юридические и физические лица (или их объединения) вправе назначать дополнительные меры финансового стимулирования детей, проявивших выдающиеся способности в той или иной сфере.

В рамках государственной программы «Развитие образования» на финансовое обеспечение организаций, выявляющих и отслеживающих последующий прогресс одаренных детей, ежегодно из бюджета страны выделяется 25 млн рублей. Это положение зафиксировано в Постановлении Правительства РФ № 1642 от 26.12.2017.

Работа с одаренными детьми в допобразовании

В отличие от общего, дополнительное образование предусматривает возможность свободного выбора предметного направления и профиля программ, времени их изучения, включение в самые разные виды деятельности с учетом индивидуальных склонностей каждого ребенка. Чтобы талантливые ученики могли в полной мере раскрыть свои способности, создаются специализированные учреждения:

  • структурные подразделения, организованные в рамках общих образовательных учебных заведений (школьные кружки и секции);
  • нетиповые учреждения, реализующие основные образовательные программы (частные учебные заведения и школы);
  • образовательные организации, реализующие дополнительные программы (узкоспециализированные научные, спортивные и творческие кружки).

Порядок организации и деятельность каждой из перечисленных структур регламентируется ФЗ «Об образовании РФ» (ч. 11 ст. 13). Работа с одаренными детьми в ДО ведется с учетом ряда параметров:

  • направления образовательных программ;
  • уровня подготовки;
  • планируемой степени обеспечения развития интеллектуальных, прикладных и творческих задатков обучающихся.

Исходя из этого, учредители образовательных организаций самостоятельно определяют порядок их комплектования.

Конкурсы

Чтобы реализовать на практике положения статьи 77 ФЗ «Об образовании», федеральные и местные органы власти ежегодно утверждают список олимпиад и других соревновательных мероприятий. Составленный список конкурсов публикуется на официальном сайте Министерства просвещения РФ. В документе в табличной форме отображаются названия конкурсов и организатор, ответственный за проведение каждого из них.

Вид списка конкурсов на сайте Минпросвещения РФ

Алгоритм утверждения перечня олимпиад и выявленных с их помощью дарований происходит в следующей последовательности:

  1. Формирование перечня олимпиад проводится на основе сбора предложений, поступивших от федеральных органов, государственных корпораций, общероссийских объединений работодателей и ассоциаций вузов. Эти сведения стекаются в Министерство просвещения РФ, которое до 1 июля должно подготовить соответствующий список.
  2. Сформированные списки передаются на экспертизу в группу при Национальном координационном совете по поддержке молодых талантов России. После проведенной оценки предварительный перечень мероприятий публикуется на сайте Министерства просвещения (до 1 августа).
  3. Внесение корректировок в утвержденный список (до 1 декабря).
  4. В течение 10 дней после завершения мероприятий организатор направляет списки победителей и призеров оператору (на текущий момент это образовательный фонд «Талант и успех») и в учреждения, где они получают базовое образование (до 20 августа).

Перечень сведений об одаренном ребенке

  1. Составление оператором обобщенных списков одаренных детей России и публикация их на государственных информационных ресурсах (до 1 сентября).
  2. Согласованный реестр направляется ответственному оператору, который в первых числах декабря публикует обобщенные списки одаренных детей на официальных сайтах заинтересованных государственных органов.

Если на начало декабря официально утвержденный оператор не определен, формированием и публикацией списков занимаются структуры, подотчетные Минпросвещения.

Всероссийские олимпиады

Порядок их проведения находится в компетенции федеральных исполнительных органов (Министерство просвещения и подведомственные ему структуры). Они утверждают:

  • регламент;
  • даты мероприятия;
  • перечень предметов, по которым будут проводиться соревнования;
  • образцы дипломов победителей и призеров.  

Эти же аспекты федеральные органы исполнительной власти согласовывают для олимпиад школьников других уровней.

Обязательные требования к мероприятиям:

  • наличие утвержденного регламента;
  • этапность соревнований (минимум два тура, заключительный – обязательно проводится в очном формате);
  • финансовое, методическое и другое обеспечение мероприятия;
  • наличие у организатора официального сайта, на котором размещается информация о предстоящем конкурсе;

оповещение потенциальных участников о мероприятии через СМИ или интернет.

Структура регламента олимпиады, конкурса

Чтобы проверить степень соблюдения нормативных требований, назначаются аккредитованные общественные наблюдатели. Они присутствуют на олимпиадах и при выявлении нарушений отправляют информацию о них в вышестоящие инстанции (федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти). 

Поддержка и сопровождение одаренных детей

Работа по развитию способностей талантливых детей возлагается на организаторов мероприятий, в которых они стали победителями или призерами, общеобразовательное заведение и учреждение ДОУ, где занимается ребенок. Поддержка осуществляется в следующих формах:

  • индивидуальная работа с талантливыми детьми по развитию их способностей, включая занятия с тренерами или тьюторскую поддержку;
  • профориентация одаренных учеников;
  • содействие в трудоустройстве после завершения обучения;
  • психологическое сопровождение обучения одаренных детей.

Плюс к этому организации, где обучаются одаренные дети, должны вести мониторинг их персональных успехов и формировать индивидуальные портфолио. Перечень подконтрольных сведений устанавливается Министерством просвещения, а порядок постоянного наблюдения – самим образовательным учреждением.

Планы по развитию ДО одаренных детей

Работа с детьми, продемонстрировавшими способности в интеллектуальной, творческой или спортивной сфере, входит в компоненты государственного проекта «Национальное образование», сроки реализации которого завершатся в конце 2024 года. Один из блоков по развитию одаренных детей называется «Успех каждого ребенка». Общий бюджет этого всероссийского проекта – 80,5 млрд рублей. Выделенные из федерального и региональных бюджетов средства пойдут на разные цели:

  • создание 85 региональных центров выявления поддержки и развития способностей одаренных детей, в которых пройдут обучение около 5 % талантливых школьников;
  • обновление материально-технической спортивной базы в сельской местности;
  • строительство 245 технопарков «Кванториум»;
  • создание 340 мобильных технопарков «Кванториум», рассчитанных на 2 млн детей, проживающих в сельской местности и малонаселенных городах.

Плюс к этому планируется до 70 % повысить доступность дополнительного образования для детей с ОВЗ.

Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании строится по специальным целевым программам, которые отличаются по содержанию, организации процесса и среды обучения, ожидаемому результату. Совместные усилия государства и педагогов ДО способствуют значительному росту достижений одаренных детей и оказывают влияние на их дальнейший жизненный путь.

Автор статьи:

Материал обновлен: 24.01.2020 г.

Отзывы и обсуждения