Содержание
Правовая база
Все основные аспекты обучения детей, проявивших выдающиеся способности, отражены в Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года. Согласно его положениям одаренные представители подрастающего поколения вправе рассчитывать на государственную поддержку и содействие в развитии заложенных природой способностей.
Поиск и поддержка талантливых детей находится в ведении следующих структур:
- федеральные, региональные и местные органы власти;
- общественные и другие учреждения, занимающиеся проведением конкурсов и олимпиад интеллектуальной и / или творческой направленности;
- организации, ответственные за физкультурные и оздоровительные мероприятия.
Важную роль в поиске одаренных детей играет проведение олимпиад и конкурсов. Участие во всероссийских мероприятиях, по итогам которых победителям присуждаются государственные премии, носит добровольный характер и не предусматривает взимания платы. Цели проведения соревнований: выявить способности, развить интерес и вести пропаганду той или иной научной, творческой или спортивной деятельности.
В дополнительном образовании одаренные дети получают право на финансовую поддержку. Денежные ассигнования выделяются из федерального бюджета. Поощрение может иметь вид:
- разовой денежной выплаты;
- назначения стипендии;
- оплаты обучения (в том числе за рубежом).
Региональная и местная администрация, юридические и физические лица (или их объединения) вправе назначать дополнительные меры финансового стимулирования детей, проявивших выдающиеся способности в той или иной сфере.
В рамках государственной программы «Развитие образования» на финансовое обеспечение организаций, выявляющих и отслеживающих последующий прогресс одаренных детей, ежегодно из бюджета страны выделяется 25 млн рублей. Это положение зафиксировано в Постановлении Правительства РФ № 1642 от 26.12.2017.
Работа с одаренными детьми в допобразовании
В отличие от общего, дополнительное образование предусматривает возможность свободного выбора предметного направления и профиля программ, времени их изучения, включение в самые разные виды деятельности с учетом индивидуальных склонностей каждого ребенка. Чтобы талантливые ученики могли в полной мере раскрыть свои способности, создаются специализированные учреждения:
- структурные подразделения, организованные в рамках общих образовательных учебных заведений (школьные кружки и секции);
- нетиповые учреждения, реализующие основные образовательные программы (частные учебные заведения и школы);
- образовательные организации, реализующие дополнительные программы (узкоспециализированные научные, спортивные и творческие кружки).
Порядок организации и деятельность каждой из перечисленных структур регламентируется ФЗ «Об образовании РФ» (ч. 11 ст. 13). Работа с одаренными детьми в ДО ведется с учетом ряда параметров:
- направления образовательных программ;
- уровня подготовки;
- планируемой степени обеспечения развития интеллектуальных, прикладных и творческих задатков обучающихся.
Исходя из этого, учредители образовательных организаций самостоятельно определяют порядок их комплектования.
Конкурсы
Чтобы реализовать на практике положения статьи 77 ФЗ «Об образовании», федеральные и местные органы власти ежегодно утверждают список олимпиад и других соревновательных мероприятий. Составленный список конкурсов публикуется на официальном сайте Министерства просвещения РФ. В документе в табличной форме отображаются названия конкурсов и организатор, ответственный за проведение каждого из них.
Алгоритм утверждения перечня олимпиад и выявленных с их помощью дарований происходит в следующей последовательности:
- Формирование перечня олимпиад проводится на основе сбора предложений, поступивших от федеральных органов, государственных корпораций, общероссийских объединений работодателей и ассоциаций вузов. Эти сведения стекаются в Министерство просвещения РФ, которое до 1 июля должно подготовить соответствующий список.
- Сформированные списки передаются на экспертизу в группу при Национальном координационном совете по поддержке молодых талантов России. После проведенной оценки предварительный перечень мероприятий публикуется на сайте Министерства просвещения (до 1 августа).
- Внесение корректировок в утвержденный список (до 1 декабря).
- В течение 10 дней после завершения мероприятий организатор направляет списки победителей и призеров оператору (на текущий момент это образовательный фонд «Талант и успех») и в учреждения, где они получают базовое образование (до 20 августа).
- Составление оператором обобщенных списков одаренных детей России и публикация их на государственных информационных ресурсах (до 1 сентября).
- Согласованный реестр направляется ответственному оператору, который в первых числах декабря публикует обобщенные списки одаренных детей на официальных сайтах заинтересованных государственных органов.
Если на начало декабря официально утвержденный оператор не определен, формированием и публикацией списков занимаются структуры, подотчетные Минпросвещения.
Всероссийские олимпиады
Порядок их проведения находится в компетенции федеральных исполнительных органов (Министерство просвещения и подведомственные ему структуры). Они утверждают:
- регламент;
- даты мероприятия;
- перечень предметов, по которым будут проводиться соревнования;
- образцы дипломов победителей и призеров.
Эти же аспекты федеральные органы исполнительной власти согласовывают для олимпиад школьников других уровней.
Обязательные требования к мероприятиям:
- наличие утвержденного регламента;
- этапность соревнований (минимум два тура, заключительный – обязательно проводится в очном формате);
- финансовое, методическое и другое обеспечение мероприятия;
- наличие у организатора официального сайта, на котором размещается информация о предстоящем конкурсе;
оповещение потенциальных участников о мероприятии через СМИ или интернет.
Чтобы проверить степень соблюдения нормативных требований, назначаются аккредитованные общественные наблюдатели. Они присутствуют на олимпиадах и при выявлении нарушений отправляют информацию о них в вышестоящие инстанции (федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти).
Поддержка и сопровождение одаренных детей
Работа по развитию способностей талантливых детей возлагается на организаторов мероприятий, в которых они стали победителями или призерами, общеобразовательное заведение и учреждение ДОУ, где занимается ребенок. Поддержка осуществляется в следующих формах:
- индивидуальная работа с талантливыми детьми по развитию их способностей, включая занятия с тренерами или тьюторскую поддержку;
- профориентация одаренных учеников;
- содействие в трудоустройстве после завершения обучения;
- психологическое сопровождение обучения одаренных детей.
Плюс к этому организации, где обучаются одаренные дети, должны вести мониторинг их персональных успехов и формировать индивидуальные портфолио. Перечень подконтрольных сведений устанавливается Министерством просвещения, а порядок постоянного наблюдения – самим образовательным учреждением.
Планы по развитию ДО одаренных детей
Работа с детьми, продемонстрировавшими способности в интеллектуальной, творческой или спортивной сфере, входит в компоненты государственного проекта «Национальное образование», сроки реализации которого завершатся в конце 2024 года. Один из блоков по развитию одаренных детей называется «Успех каждого ребенка». Общий бюджет этого всероссийского проекта – 80,5 млрд рублей. Выделенные из федерального и региональных бюджетов средства пойдут на разные цели:
- создание 85 региональных центров выявления поддержки и развития способностей одаренных детей, в которых пройдут обучение около 5 % талантливых школьников;
- обновление материально-технической спортивной базы в сельской местности;
- строительство 245 технопарков «Кванториум»;
- создание 340 мобильных технопарков «Кванториум», рассчитанных на 2 млн детей, проживающих в сельской местности и малонаселенных городах.
Плюс к этому планируется до 70 % повысить доступность дополнительного образования для детей с ОВЗ.
Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании строится по специальным целевым программам, которые отличаются по содержанию, организации процесса и среды обучения, ожидаемому результату. Совместные усилия государства и педагогов ДО способствуют значительному росту достижений одаренных детей и оказывают влияние на их дальнейший жизненный путь.