Дополнительное образование в лагере – один из немногих способов совместить отдых ребенка и организовать досуг, обеспечивающий личностное развитие, интерес к обучению. Для достижения этой цели разрабатываются программы самых разных направлений – от народного художественного или декоративно-прикладного творчества до робототехники и менеджмента, а заниматься дети могут в разнообразных объединениях: кружках, клубах, лабораториях, творческих мастерских.
Содержание
Формы работы
Правильно организованный отдых во время каникул становится полноценным дополнением образования детей. Естественно, во внеурочное время дети пребывают в отличных от школы условиях, поэтому должны использоваться другие способы обучения и формы работы. В рамках детских лагерей для организации дополнительного образования применимы:
- клубы по интересам, кружки, классы и студии для коллективного занятия творчеством;
- конкурсы, олимпиады, викторины и другие формы соревновательной деятельности;
- выставки и встречи с экспертами в науке или искусстве;
- воспитательная работа, направленная на формирование нравственных принципов, патриотизма, развитие интеллекта или творческих задатков;
- любые формы общественно полезной деятельности.
Дополнительное образование в лагере (загородном или городском с дневным пребыванием) может вестись по шести основным направлениям.
Программы, разрабатываемые для работы в рамках этих направлений дополнительного образования в лагере, могут быть разных профилей:
- интеллектуальное, личностное и общекультурное развитие детей;
- формирование и стимулирование творческих способностей;
- укрепление организма и привитие культуры здорового образа жизни;
- духовное, нравственное, патриотическое и трудовое воспитание;
- профориентация;
- формирование основного состава и резерва участников российских и международных соревнований (включая лиц с ОВЗ) и др.
Виды объединений
Особенность дополнительного образования в детских лагерях состоит в том, что оно может быть реализовано в любых формах объединений по интересам: кружках, секциях, музыкальных коллективах, лабораториях, клубах, профильных сменах и т. п.
Кружок
Простейшая форма организации образовательного досуга, к которой могут прибегнуть педагоги в лагере. Задача – собрать детей, имеющих схожие интересы, и развивать их навыки в конкретном направлении (например, кружок граффити, конструирования, кройки и шитья). На занятиях осваиваются основы выбранной деятельности и на первый план выходит оттачивание практических навыков.
В результате каждый участник кружка не только получает опыт в новой для себя области деятельности, но и оценивает свои силы и потенциал. Это в дальнейшем помогает ему определиться с интересами и при желании продолжить обучение после возвращения домой.
Секция
Как правило, имеет спортивную направленность и проводится в группах. Создается для оттачивания физических способностей детей, укрепления здоровья и повышения выносливости. Занятия в секциях должны проходить в специально приспособленных особых помещениях (бассейн, баскетбольная площадка, зал единоборств и т. д.), оборудованных необходимым инвентарем. Достигнутые успехи проверяются на соревнованиях, во время которых дети могут не только продемонстрировать свои достижения, но и закрепить полученные знания на практике.
Музыкальные коллективы
Объединение детей для исполнения музыкальных произведений. Может организовываться в форме оркестра или ансамбля. В первом случае дети учатся играть на различных инструментах (духовые, клавишные, русские народные, струнные и т. д.). Второй вариант предусматривает создание исполнительского коллектива (вокал, хореография).
Особенность этой формы обучения состоит в том, что в групповых занятиях присутствуют элементы индивидуальной подготовки. Дети, занимающиеся в лагерях по дополнительным программам такого профиля, приобретают необходимые умения, которые в дальнейшем демонстрируют на концертных выступлениях.
Театр
Вид творческого объединения, обязательный компонент которого – выступление перед публикой. Театральные коллективы могут специализироваться на разных профилях:
- эстрадное вокальное исполнение;
- актерское искусство;
- сценическое ораторское мастерство;
- танец;
- история театра и др.
На занятиях дети могут изучать разные направления театральной деятельности: грим, костюмирование, оформление сцены и прочее.
Учебный процесс предусматривает коллективные занятия, индивидуальные консультации, публичные выступления. Главная сложность организации театральных объединений – обязательное наличие внушительного реквизита и специально оборудованных помещений для представлений и обучения.
Студия
Представляет собой объединение детей, имеющих общие творческие интересы (кино, музыка, литература, эстрада, народное искусство и т. п.). В отличие от оркестров и ансамблей, где часто на первый план выходят коллективные ценности, на занятиях в студии в приоритете уникальность каждой личности и свобода самовыражения.
Этапы жизненного цикла студии:
- Появление идеи нового проекта.
- Подготовительные работы и стартап.
- Непосредственное создание нового продукта.
- Демонстрация результата занятий.
- Осмысление итогов демонстрации.
- Появление новой задумки.
Содержательная часть студийных занятий необязательно должна ограничиваться сферой искусства. На ее базе организуется полноценная познавательная деятельность (например, исторические исследования, конструирование нового объекта и т. п.).
Лаборатория
Эта форма объединения характерна для технической или естественно-научной направленности дополнительного образования в детских лагерях. Ключевой признак занятий в лаборатории – исследовательский компонент, помогающий раскрыть и развить умственные, творческие, изобретательские способности ребенка.
Познавательная деятельность в лабораториях строится на базе экспериментов, опытов, практических исследований. Основной метод обучения – проектирование. Педагог на занятиях выступает в качестве движущей силы, подталкивающей и направляющей учеников в правильное русло.
Мастерская
Особый вид объединения детей, направленный на решение практических задач на стыке разных областей. Занятия в мастерской призваны сформировать у ребенка трудовые знания и умения, а также реализовать его творческий потенциал. Для повышения эффективности обучения по договоренности с художниками, скульпторами и экспертами в других областях прикладного искусства периодически организуются мастер-классы.
Под руководством преподавателя учащиеся создают авторские изделия, которые в дальнейшем могут использоваться для формирования технической базы лагеря (декорации, костюмы, выставочные образцы) или реализации на выставках.
Клуб
Объединение детей в лагере интересам не только с целью проведения занятий, но и для организации совместного досуга. Члены клуба самостоятельно определяют форму творческой активности. В ходе общения между детьми происходит взаимное обогащение и дается хороший толчок к саморазвитию. Состав участников не постоянен. В нем могут присутствовать активные члены и периодически посещающие встречи слушатели.
Программа клубных занятий должна составляться организатором заранее (еще до заезда детей в лагерь), а затем при необходимости частично изменяться для максимального вовлечения участников в образовательный процесс. На занятиях часто сочетаются разные виды деятельности (командная работа, организация массовых мероприятий, походов и других полезных для общества дел). Часто вокруг клуба могут быть сосредоточены основные события всей смены.
Особенность организации клуба в лагере – возможность применения специальной атрибутики (эмблемы, слогана, песни), ведения записей работы объединения (дневника, летописи) и выпуска печатных изданий (газет, листовок). Важно, чтобы все это делалось при активном участии детей.
Школа
Форма объединения детей, задача которой дать новый набор знаний и практики за ограниченный каникулами промежуток времени. За короткий срок ученики полностью погружаются в изучаемый материал. Делается это при помощи:
- лекций экспертов в предметной области;
- классического набора «семинар + тренинг + мастер-класс + практикум»;
- круглых столов;
- мозговых штурмов;
- прохождения квестов;
- ролевых игр;
- интеллектуальных баттлов и других форм познавательной деятельности.
Набор учеников в школы может быть свободным или проходить на основе конкурса претендентов. Образовательные программы могут быть узкопрофильными (например, английский язык) или многопредметными (математическая направленность, включающая алгебру, геометрию, стереометрию, статистику и прочие области «царицы наук»).
Режим занятий
Даже идеально разработанная программа обучения не даст должных результатов, если неправильно распланирован режим занятий. Конкретная продолжительность урока и наполненность групп зависят от профиля подготовки. Если в ансамблях, оркестрах и театральных занятиях число участников может быть любым (ограничивающий фактор – количество инструментов и площадь помещения), то в остальных объединениях не желательно набирать более 15–20 человек.
Продолжительность занятий в рамках дополнительного образования в лагере по нормам СанПиНа
Профиль | Длительность занятия, мин. | Число занятий в неделю |
---|---|---|
Технический | 45 мин. (30 мин. для детей младше 10 лет при условии активного использования ПК) | 2 |
Художественный - ИЗО и декоративно-прикладное искусство; - музыка и вокал; - хореография; - хор; - оркестр |
45 45 (до 30 мин. при индивидуальном обучении) 45 (полчаса для детей младше 8) 45 до 4 ч с перерывом 20 минут |
2–4 2–3 2 2–3 не ограничено |
Естественно-научный | 45 (на местности до 8 ч.) | 2–3 |
Туристический / краеведческий | ||
Спортивный | 45 | 2 (1 для детей младше 8) |
Культурологический | 45 | 1-2 |
Патриотический | 45 (на местности до 8 ч.) | 1-3 |
Социально-педагогический - дошкольное развитие |
45 30 |
1–3 1–4 |
Полный перечень нормативно-правовых актов, в которых установлены требования к организации дополнительного образования в детских оздоровительных лагерях, содержится в письме Минобрнауки № 09-3388 от 30 ноября 2015 г. (посмотреть текст документа).
В оздоровительном лагере
В современном мире детские оздоровительные лагеря далеко вышли за рамки привычных понятий о летнем отдыхе. Сегодня они становятся платформами для дополнительного образования, которое способно расширить горизонты молодого поколения.
Языковые курсы погружают детей в культурное пространство, научные программы делают сложные концепции захватывающими, а цифровые технологии предоставляют возможности для разработки навыков будущего. Отправляя детей в такие лагеря, родители инвестируют в их всестороннее развитие и подготовку к миру завтрашнего дня.
В остальном краткосрочные программы дополнительного образования в детских оздоровительных лагерях мало отличаются от обычных, про которые мы писали выше.
Пример программы
Каждая программа дополнительного образования в лагере составляется по типовой структуре. Она включает разделы, представленные на рисунке.
Методический конструктор программы дополнительного образования в лагере (автор – доцент кафедры социально-педагогического образования Санкт-петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук Воронина Е.А.). В образце содержатся детальные пояснения к содержанию каждого из разделов программ.
Дополнительное образование, организованное в лагерях, помогает найти занятие по душе каждому ребенку. Задача педагогов – не только создать условия для продуктивного времяпровождения на каникулах, но и обозначить траекторию дальнейшего развития.