Первые десятилетия XX века ознаменовались повышенным интересом россиян к предпринимательству. Всеобщее желание научиться зарабатывать, в идеале не прикладывая для этого больших усилий, породило массовый спрос на бизнес-курсы для широкой аудитории. Огромного успеха на этом поприще достиг проект «Бизнес-молодость» (БМ), в рамках которого проводятся разнообразные тренинги и мастер-классы для будущих Рокфеллеров.
История
Проект появился в 2011 году, причём открыли его начинающие бизнесмены, которым в то время было всего по 20 лет. Имея небольшой опыт в публичных выступлениях и маркетинге, Пётр Осипов и Михаил Дашкиев (именно так зовут основателей) летом 2010-го совместно провели в НИУ ВШЭ мастер-класс для нескольких сотен студентов. Занятие, посвящённое началу карьеры, называлось «Бизнес-молодость». Поскольку выступление пришлось публике по нраву, молодые организаторы предложили слушателям еженедельные платные семинары по бизнесу с разбором кейсов, советами по созданию сайтов, рекламе и продажам.
В таком виде школа просуществовала около полутора лет, и в это время её аудитория была сравнительно небольшой: на тренинги собиралось по 30–40 человек ежемесячно. Тогда ниша открытых бизнес-курсов в России была ещё довольной свободной, поэтому Осипов и Дашкиев стали новаторами, организовав последовательное обучение для предпринимателей без опыта. Отчасти успех их тренингов можно объяснить полным отказом от академизма: мастер-классы проходили в весёлой, непринуждённой обстановке и не столько учили, сколько мотивировали и развлекали участников, создавая у них ощущение, что время они провели приятно и с пользой.
Количество слушателей росло, и уже в 2012-м году прибыль проекта превысила 4 миллиона рублей. У него появился сайт и первые параллельные программы – «Интенсив», «Цех» и «Миллион за сто» – с разной ценой и продолжительностью. Тогда в команде появился третий партнёр-руководитель Александр Волчек, плюс в неё вошли приглашённые специалисты по продажам и маркетингу в целом.
Вместе с аудиторией расширялась и география проекта: если изначально мастер-классы проходили только в Москве, то в том же 2012-м представительства «Бизнес-молодости» появились в 11 городах, включая Петербург, Самару и Ульяновск. Сами Осипов и Дашкиев при этом оставались в столице, а слушатели из регионов присоединялись к онлайн-трансляциям их выступлений с помощью местных кураторов. Проект «Бизнес-молодость» включал в себя несколько юридических лиц, и в 2013-м году их суммарная прибыль достигла 39 миллионов, то есть за год увеличилась почти десятикратно.
Серьёзной помехой, однако, стал кризис 2014-го: покупательская способность в России снизилась, резко уменьшились доходы школы, и организаторам пришлось серьёзно сократить её штат. Ещё через год из команды ушёл Александр Волчек. Благодаря принятым мерам Осипов и Дашкиев всё же смогли преодолеть трудности, и в 2018-м доход «Бизнес-молодости» достиг рекордного 1 миллиарда рублей, а прибыль – 70 миллионов. Тем не менее уже в 2019-м тандем Осипова и Дашкиева распался: Михаил вышел изо всех юридических лиц в составе школы, а ещё через год, когда на фоне пандемии выручка проекта сократилась ориентировочно в 10 раз, оставшийся единственным руководителем Пётр объявил о закрытии школы. Действительно, её сайт и Youtube-канал в октябре 2020-го были заброшены и до сих пор остаются таковыми.
Наши дни
Когда Осипов ещё только заявил о намерении отказаться от проекта, в прессе появились мнения, что с его стороны это всего лишь стратегический ход, и школа всё равно продолжит работу, хотя, возможно, и в ином виде. Отчасти так и произошло: «Бизнес-молодость» никуда не делась и даже сохранила прежнее название. У неё появился новый сайт, где продаются видеозаписи проведённых некогда тренингов, причём не по отдельности, а пакетом – 32 курса за 5000 рублей. Несколько примеров:
- Цех premium;
- Реальный директ 2.0;
- Интенсив БМ;
- Метаморфозы;
- Миллион за сто;
- Стартап-набор;
- Реальный маркетинг;
- Инструментариум.
Неограниченный по времени доступ к видеоматериалам общим объёмом 631 гигабайт пользователь получает немедленно после оплаты. Интересно, что очные тренинги Пётр Осипов всё же больше не проводит и, по сути, продаёт плоды прошлых трудов. Таким образом, на момент публикации этой статьи (март 2021-го года) «Бизнес-молодость» существует скорее номинально.
Критика
Несмотря на популярность, которой удалось добиться Осипову и Дашкиеву, у их проекта было и остаётся немало критиков, обвиняющих его организаторов в недобросовестности. В адрес тренеров высказываются следующие упрёки:
- Зомбирование и сектантство. Действительно, в школе существовали уровни посвящения, с помощью которых организаторы стимулировали слушателей на покупку новых курсов. Кроме того, в риторике тренеров фигурировало разделение людей на успешных и неудачливых, «наших» и «чужих», в чём также усматривается манипуляция, игра на искусственно созданных комплексах участников.
- Преувеличение достижений выпускников. На старом сайте «Бизнес-молодости» есть раздел «Кейсы», где регулярно публиковались отчёты о предпринимательских успехах бывших участников тренингов. К каждому рассказу прилагается ссылка на сайт соответствующего бизнес-проекта, и сегодня чуть ли не половина этих ссылок ведёт в никуда. Разбор конкретных кейсов и их разоблачение можно увидеть здесь.
- Популизм и сильное упрощение материала. Если оставить за скобками наполовину развлекательный характер выступлений, Осипов и Дашкевич ничего нового в своих программах не рассказывали, и с точки зрения знаний пара учебников по менеджменту и маркетингу общей стоимостью в 2000 рублей будут гораздо полезнее курса от «Бизнес-молодости» за 10 000. Однако слушателей школы привлекала сама подача информации и умение организаторов дорого продать самих себя.
Критики в адрес проекта и его основателей в интернете предостаточно. БМ обвиняли и в нежелании возвращать деньги за неоказанные услуги, и в минимальной информативности программ, и в шаблонности пропагандируемых методов. Любопытный нюанс: Осипов и Дашкевич преподносят свои предпринимательские техники как универсальные, но опыта в разных сферах бизнеса у них нет, и их единственным успешным проектом стала именно «Бизнес-молодость». Она же, в свою очередь, держится на непререкаемом авторитете создателей, который слушателя вынуждают принять как данность.
Поддержка
С другой стороны, есть и те, кто вполне обоснованно говорит о пользе тренингов от «Бизнес-молодости». Отмечаются следующие достоинства курсов:
- Лёгкая подача. Несмотря на то, что никакой оригинальности в идеях Осипова и Дашкевича нет (их все можно почерпнуть из литературы), они могут помочь людям без опыта в бизнесе освоить азы, избежав лишнего академизма. Слушатели получают простой и понятный алгоритм, который действительно будет полезен для человека, решившего впервые открыть собственное дело.
- Мотивация. Понятно, что на одном лишь энтузиазме развить бизнес невозможно, однако без психологической готовности и стремления успех тоже маловероятен. Возможно, в способности вдохновлять и кроется секрет популярности молодых коучей. На очных курсах, когда они ещё проводились, слушателей также приучали к дисциплине, не пуская на занятие с невыполненным домашним заданием.
- Полезные знакомства. Поскольку в последние годы желающих попасть на очные тренинги «Бизнес-молодости» было хоть отбавляй, участники во время обучения погружались в среду единомышленников, обменивались с ними опытом и зачастую поддерживали друг друга уже после выпуска. В бизнесе связи часто служат хорошим подспорьем. Тем не менее это был скорее побочный эффект, который трудно отнести к заслугам организаторов.
В целом положительных и отрицательных отзывов о школе Осипова и Дашкиева в рунете предостаточно. Другое дело, что проверить их подлинность, как правило, невозможно, поэтому с уверенностью можно сказать лишь то, что «Бизнес-молодость» – проект неоднозначный, и понравится он не всем.
Спрос на гуру бизнеса, готовых поделиться секретами успешного предпринимательства со всеми желающими, с годами не уменьшается. Эпоха очных тренингов от БМ, видимо, закончилась, но у желающих всё ещё есть возможность смотреть их в записи. Учитывая, что деньги за видеоматериалы организаторы просят сравнительно небольшие, цена риска невысока, что наверняка порадует сомневающихся.