Специфика
Методика TWI призвана решить одну из самых сложных проблем промышленности – недостаточную подготовленность персонала, которая, в свою очередь приводит к высокой аварийности, бракам, низкому качеству продукции, несоблюдению внешних договорённостей и другим нежелательным последствиям. В совокупности они оборачиваются дополнительными затратами и снижением прибыли, а значит – потерями. На предотвращение последних в конечном счёте и направлены образовательные программы по TWI, которые обычно посвящаются следующим вопросам:
- сущность методики, её история и предпосылки;
- особенности и стандарты обучения на производстве;
- планирование и техника инструктажа;
- способы организовать систему наставничества на предприятии.
В зависимости от продолжительности программы её содержание может расширяться благодаря дополнительным теоретическим разделам и практическим занятиям. Целевая аудитория тренингов довольно широка. Они предназначены для руководителей производственных отделов, бригадиров, старших мастеров, менеджеров по персоналу – словом, всех специалистов, которые на том или ином уровне занимаются профессиональной подготовкой сотрудников. Несмотря на историческую связь TWI с концепцией бережливого производства, организаторы курсов по lean-менеджменту тему обучения на предприятии обычно подробно не разбирают. В России ей посвящаются отдельные тренинги и семинары – к сожалению, немногочисленные.
Примеры содержания
Чтобы разобраться, как именно отечественные образовательные центры организуют курсы по обучению на производстве, разберём конкретные примеры. Интересную своей интерактивностью программу предлагает компания «Лин консалт». Её тренинг «TWI – обучение на производстве» состоит из 3-х разделов.
Номер занятия | План | Задание для самостоятельной работы |
---|---|---|
Раздел 1. Рабочий инструктаж | ||
1 | Обзор раздела. Важность правильного обучения сотрудников. Примеры непрофессиональной работы инструктора и её последствия. Матрица функционального производственного обеспечения | Составить матрицу для собственного подразделения |
2 | Описание работы сотрудника в виде таблицы: цели и принципы такого оформления | Составить описание одного из рабочих процессов предприятия |
3 | Четырёхэтапная методика производственного обучения | Проинструктировать сотрудника в соответствии четырёхэтапной методикой |
4 | Ответы на вопросы слушателей | Работа в парах. Участники обучают техникам производственного процесса друг друга и получают обратную связь о преимуществах и недостатках собственной работы |
5 | Итоги 1-го раздела | – |
Раздел 2. Основные методы работы | ||
1 | Обзор раздела. Этапы оптимизации рабочего процесса. Упражнение в мини-группах «Бросание шарика» | Выбрать производственный процесс на своём предприятии, подготовить его описание в установленной преподавателем форме |
2 | Анализ производственного процесса | Проанализировать один из процессов на предприятии |
3 | Проектирование нового рабочего процесса | Спроектировать процесс и описать его |
4 | Внедрение нового процесса | Подготовить описание процесса для соответствующих подразделений и высшего руководства |
5 | Итоги раздела | – |
Раздел 3. Рабочие отношения | ||
1 | Работник как личность. Необходимость уважения и равноправия при сотрудничестве | – |
2 | Обсуждение и разбор сложных ситуаций в мини-группах. Способы предупредить проблемы и выявить их на ранних этапах | Оценить собственный навык решения и предупреждения проблем, подготовить отчёт. Выбрать конкретную проблему на предприятии для дальнейшей работы |
3 | Алгоритм решения производственных проблем | Проанализировать выбранную проблему |
4 | Второй и третий этапы алгоритма | Решить выбранную проблему в соответствии с алгоритмом |
5 | Итоги раздела и тренинга в целом | – |
Эта программа примечательна тем, что в ней много внимания уделяется самостоятельной работе, причём подход к ней неформален: участники не просто выполняют задания по пройденному материалу, но также презентуют свои решения группе и получают отклик. Рассчитан курс на руководителей низшего и среднего звена, то есть начальников производственных участков и цехов, бригадиров, старших мастеров и т. д. Полный тренинг (при желании можно пройти лишь 1 или 2 модуля) длится 32 часа (15 учебных дней), размер группы – от 7 до 20 человек. Предварительная подготовка не требуется.
Чуть менее любопытный, если судить по его описанию, но всё же полезный курс проводит консалтинговая компания «Лин вектор». Программа «Повышение компетенций сотрудников (TWI)» освещает следующие темы:
- Введение. История методики. Важность грамотного инструктажа на производстве.
- Стандартизация как база для эффективного обучения. Классификация работ, исходя из выполняемых задач. Понятие стандартизации и её основные инструменты. Требования к профподготовке персонала в зависимости от характера выполняемой работы. Стандартизация и инструктаж. Документация. Квалификационная матрица. Управление стандартами. Ключевые особенности, анализ операций и выбор из них наиболее значимых. Создание операционных карт, а также схем техпроцессов.
- Педагогический аспект. Специфика и принципы обучения взрослого человека. Формула эффективного труда. Стадии развития профессиональной компетентности. Вероятные причины недостаточного мастерства работников на предприятии и пути решения этой проблемы. Подача информации в зависимости от типа модальности человека. Примеры некорректных способов передачи знаний. Обучение «трудного» работника. Педагогические стили и их ключевые характеристики.
- Планирование обучения. Принципы производственного инструктажа, оформление документов. Подготовка рабочего пространства и техники.
- Процесс обучения согласно методике TWI. Подготовка сотрудника к инструктажу. Выделение ключевых аспектов работы. Стандартная операционная процедура как элемент инструктажа. Обучение длительным операциям. Переход от теории к практике. Как определить готовность ученика к работе. Ответы на вопросы. Практика: демонстрация корректного инструктажа, разбор возможных способов обучения, анализ распространённых ошибок. В завершение каждый слушатель проводит инструктаж самостоятельно, группа под руководством ведущего оценивает результаты.
Подборка тренингов
Как уже упоминалось выше, специализированных образовательных программ по TWI в России немного. Тем не менее несколько примеров всё же привести можно, и в таблице собраны основные сведения о них.
Название | Организатор | Форма обучения | Краткое описание |
---|---|---|---|
«Система подготовки наставников и руководителей по методике TWI» | «Центр Кайдзен» | Онлайн | Программа для линейных руководителей поможет освоить тему без отрыва от работы. Курс состоит из 3-х модулей, которые слушатель изучает самостоятельно по видеолекциям. К каждой из них прилагается конспект для закрепления и повторения материала. Для тренировки и выработки навыков предусмотрены тесты и упражнения. Продолжительность программы – 3 месяца. |
«Сертификационный тренинг TWI» | «Национальный центр производительности» | Онлайн | Десятичасовой тренинг проходит на протяжении 5 дней. Слушатели научатся планировать и проводить инструктаж, а также организовывать систему обучения на предприятии. Занятия включают в себя небольшие практикумы. Ведущий – Сергей Смирнов, специалист по вопросам производительности труда, аудитор, эксперт TWI. |
«TWI по-русски. Система производственного обучения с четырёхкратным синергетическим эффектом» | «Вектор бизнеса» | Очная | Двухдневный семинар для директоров, начальников HR-отелов, руководителей производства и других специалистов, чья работа прямо или косвенно связана с развитием персонала. В программе много тренинговых элементов: участники сами подготовят и проведут инструктаж, оценят его эффективность и составят план, по которому в дальнейшем смогут организовать систему обучения у себя в компании. Ведёт занятия Эдуард Кондратьев, д-р экон. наук, бизнес-консультант, директор по качеству в компании «Визит». |
Несмотря на то, что тренинги по TWI в российских учебных центрах встречаются редко, систему обучения на производстве успешно используют некоторые отечественные предприятия: «Татнефть», «Ремит», «ТМС Групп», «Позис» и другие. Ещё активнее эту методику применяют за рубежом. Там её эффективность подтверждают такие гиганты, как «Боинг», «Самсунг», «Рено», «Ниссан», «Лего», «Кока-кола». Таким образом, TWI можно считать давно проверенным инструментом, который стоит времени и средств, потраченных на обучение.
Часто задаваемые вопросы
Что такое TWI?
TWI (Training Within Industry) — это набор методик обучения и развития, разработанный в США во время Второй мировой войны. Эти методики направлены на улучшение навыков управления, обучения и решения проблем в промышленности.
Для кого предназначены тренинги по TWI?
Они предназначены для руководителей, менеджеров, инструкторов и любых специалистов, желающих повысить эффективность обучения и управления в производственной среде.
Какие основные методики включены в TWI?
Основные методики включают в себя: Job Instruction (JI) — обучение инструкциям на рабочем месте; Job Relations (JR) — установление отношений на рабочем месте; и Job Methods (JM) — улучшение методов работы.
Какие результаты могу ожидать после внедрения TWI на моем предприятии?
Внедрение может привести к улучшению качества работы, сокращению ошибок, повышению производительности, улучшению отношений между сотрудниками и ускорению процесса обучения новых работников.
Могу ли я адаптировать методики TWI под особенности моего предприятия?
Да, программы созданы таким образом, чтобы быть гибкими и адаптироваться под различные производственные условия и культурные особенности.
Нужны ли какие-то специфические ресурсы для внедрения?
Внедрение TWI, как правило, не требует значительных материальных инвестиций, но может потребовать времени и внимания руководства для успешной адаптации методик.