Тренинги по управлению конфликтами

Жизнь в социуме строится на непрестанном взаимодействии между людьми. Чтобы сделать диалог с окружающими конструктивным, важно уметь избегать ссор и сводить их на нет, когда они всё же случаются. Гармония в межличностных взаимоотношениях особенно важна в бизнесе, ведь от того, насколько слаженно работают сотрудники компании, косвенно зависит её успех на рынке. Тренинги по управлению конфликтами призваны научить человека ладить с окружающими и сглаживать острые углы в общении.

Специфика

Практическая часть тренинга по управлению конфликтами

Конфликтология изучает принципы возникновения и развития разногласий на разных уровнях, а также ищет универсальные способы для того, чтобы их нейтрализовать. Тренинги по этой дисциплине носят сугубо прикладной характер. Чему на них можно научиться:

  • осознанно разрешать конфликтные ситуации;
  • беспристрастно оценивать возникающие споры;
  • корректировать собственное поведение, делать его менее конфликтогенным;
  • продуктивно взаимодействовать с коллективом и начальством на работе;
  • использовать любое разногласие как возможность для роста.

Подобные навыки пригодятся человеку независимо от рода его занятий, поэтому и целевая аудитория таких тренингов может быть самой разной: предприниматели, менеджеры, педагоги, и т. д. Иногда тема управления конфликтами становится отдельным модулем в составе более обширного курса– например, для руководителей компаний.

Примеры содержания

Одноимённую программу по теме «управление конфликтами» проводит крупный столичный учебный центр «Специалист» при университете имени Баумана. Курс длительностью в 16 академических часов состоит из 7 разделов:

  • Введение. Причины, по которым конфликтами важно уметь управлять. Вероятные потери и ресурсы участников коммуникации.
  • Понятие конфликта. Его структура, виды, предпосылки, этапы. Теорема Томаса.
  • Разрушительные и конструктивные споры. Факторы, от которых зависит исход противостояния. Условия успеха. Нормы продуктивного общения.
  • Как вести себя, будучи в конфликте. Возможные тактики: уступки, компромисс, сотрудничество и другие.
  • Способы противостоять давлению. Как вести себя с собеседником, не склонным к уступкам. Приёмы, помогающие защититься от агрессии: безэмоциональность, проективная игра и пр. Типы «трудных» характеров и эффективное взаимодействие с их обладателями.
  • Методы бесконфликтного общения. Важность коммуникативной компетентности. Непонимание как возможная причина столкновения. Правила конструктивной критики. Способы элегантного отказа. Активное слушание и его роль в предотвращении разногласий. Полезные и вредные речевые обороты.
  • Посредничество в ходе конфликта. Возможности третьей стороны. Факторы успеха. Подход win-win.

Курс проводится как очно, так и онлайн. Организаторы рекомендуют его менеджерам (в частности по продажам, работе с клиентами, рекламациями) и всем сотрудникам, для которых важен уровень собственной и корпоративной культуры.

Программу с аналогичным названием предлагает тренинговое агентство «Мастер-класс». Курс рассчитан на 2 дня (16 астрономических часов) и по содержанию несколько отличается от предыдущего. Здесь темы следующие:

  • Анатомия конфликта. Типы, причины разногласий и их влияние на работу компании. Скрытые и провоцируемые противостояния.
  • Управление конфликтами в коллективе. Развитие споров и способы их разрешить. Позиция руководителя и наиболее расхожие ошибки. Особенности разногласий между начальником и подчинённым.
  • Правила поведения во время конфликта. Контроль над чувствами и их проявлением. Эмоциональный интеллект как важный инструмент успешного руководителя. Различные модели поведения и психологическая защита во время противостояний. Техники быстрой саморегуляции. Способы противодействовать манипуляциям и открытой агрессии. Ассертивное поведение. Упражнения, кейсы. Разбор действий участников в ходе практической части тренинга, индивидуальные рекомендации.
  • Предупреждение конфликтов в команде. Конструктивные и пагубные последствия агрессивных разногласий. Принципы посредничества. Основные правила организации совместного труда.

По своей сути очные курсы управления конфликтами очень близки к психологическим тренингам, направленным на развитие личности, поэтому на таких программах часто применяются игровые методики, помогающие участникам не просто получить знания, но и пережить новый опыт. Вариантов упражнений великое множество. Например, ведущий делит группу на 5 команд, каждая из которых выбирает собственного представителя. Последний получает карточку, где указан один из возможных типов поведения во время конфликта: конкуренция, сотрудничество, избегание, приспособление или компромисс. Далее каждая команда готовит сценку, а представитель отыгрывает в ней доставшуюся ему модель. После того как все участники выступят, начинается обсуждение. В ходе дискуссии группа выясняет, как поведение каждого представителя сказалось на чувствах окружающих, насколько эффективен был его подход к людям, чего он достиг или, напротив, потерял. В идеале подобные занятия должен проводить профессиональный психолог, поэтому, если практика по конфликтологии вас интересует больше, чем теория, то стоит искать ведущего именно с этой специальностью.

Подборка тренингов

Ниже собрано несколько примеров образовательных программ по конфликтологии – очных и дистанционных. Каждое название – гиперссылка, ведущая на страницу курса в интернете.

Название Организатор Форма обучения Краткое описание Стоимость, рублей
«Управление конфликтами» «Нетология» Онлайн Базовая программа, которая знакомит слушателей с азами конфликтологии. Рассматриваются основные виды разногласий, причины их возникновения, а также базовые принципы конструктивного диалога. Курс рекомендован всем, чья работа так или иначе связана с коммуникацией. Преподаватель – Светлана Гончар, бизнес-тренер с опытом работы в международных компаниях. Специализируется на групповом коучинге и дополнительной подготовке менеджеров. 790
«Управление конфликтом» «Академия PwC» Очная Семинар продолжительностью 2 дня (18 академических часов) на 70% состоит из практики. Рассматривается природа внешнего и внутреннего конфликта, анализируются разные модели поведения, активно используются деловые игры. По окончании слушатели получают свидетельства об участии в программе. 39 000 без учёта НДС. Скидки при регистрации нескольких участников одновременно
«Управление конфликтами» ITC Group Очная или онлайн. Возможно корпоративное или индивидуальное обучение Курс длительностью 16 академических часов предназначен для широкой аудитории, включая руководителей, работников отдела продаж, специалистов по управлению человеческими ресурсами, сотрудников государственных и частных организаций. Занятия строятся на активном взаимодействии между преподавателем и участниками. Практикуется работа в подгруппах, мозговой штурм. Студенты не просто наблюдают за происходящим, но и участвуют, получают реальный опыт. 23 900
«Управление конфликтами и стрессами в организации» Санкт-Петербургский государственный университет Онлайн Курс проводится в рамках проекта «Открытое образование» и предназначен для специалистов по управлению персоналом. Обучение длится 2,5 месяца (5-6 часов в неделю). Для участия рекомендована предварительная подготовка по менеджменту, конфликтологии, психологии. Ведущие – педагоги СПбГУ: Кульчицкая Е. В. (к. э. н., старший преподаватель), Кузнецов Ю. В. (д. э. н., профессор), Кизян Н. Г. (к. э. н., доцент). Бесплатно. Можно заказать сертификат стоимостью 1800 рублей
«Управление конфликтами в переговорах» «Трайтек» Очная Двухдневный тренинг (16 астрономических часов) состоит из ролевых игр и упражнений с последующим анализом. Целевая аудитория – все, кто хочет научиться эффективному деловому общению. Участники узнают об этапах конфликта, овладеют техниками его нейтрализации, научатся вести переговоры, оценивать собеседника и выявлять его ценности, работать с возражениями. 10 200

Тренинги по профилактике и разрешению конфликтов полезны с точки зрения как профессионального, так и личностного развития. По возможности предпочтение стоит отдавать очным курсам, поскольку обычно они включают в себя игровые элементы, которые делают занятия более увлекательными и помогают не только узнать новое, но и научиться использовать полученные знания на практике.

Автор статьи:

Материал обновлен: 03.01.2024 г.

Отзывы и обсуждения