Специфика
Конфликтология изучает принципы возникновения и развития разногласий на разных уровнях, а также ищет универсальные способы для того, чтобы их нейтрализовать. Тренинги по этой дисциплине носят сугубо прикладной характер. Чему на них можно научиться:
- осознанно разрешать конфликтные ситуации;
- беспристрастно оценивать возникающие споры;
- корректировать собственное поведение, делать его менее конфликтогенным;
- продуктивно взаимодействовать с коллективом и начальством на работе;
- использовать любое разногласие как возможность для роста.
Подобные навыки пригодятся человеку независимо от рода его занятий, поэтому и целевая аудитория таких тренингов может быть самой разной: предприниматели, менеджеры, педагоги, и т. д. Иногда тема управления конфликтами становится отдельным модулем в составе более обширного курса– например, для руководителей компаний.
Примеры содержания
Одноимённую программу по теме «управление конфликтами» проводит крупный столичный учебный центр «Специалист» при университете имени Баумана. Курс длительностью в 16 академических часов состоит из 7 разделов:
- Введение. Причины, по которым конфликтами важно уметь управлять. Вероятные потери и ресурсы участников коммуникации.
- Понятие конфликта. Его структура, виды, предпосылки, этапы. Теорема Томаса.
- Разрушительные и конструктивные споры. Факторы, от которых зависит исход противостояния. Условия успеха. Нормы продуктивного общения.
- Как вести себя, будучи в конфликте. Возможные тактики: уступки, компромисс, сотрудничество и другие.
- Способы противостоять давлению. Как вести себя с собеседником, не склонным к уступкам. Приёмы, помогающие защититься от агрессии: безэмоциональность, проективная игра и пр. Типы «трудных» характеров и эффективное взаимодействие с их обладателями.
- Методы бесконфликтного общения. Важность коммуникативной компетентности. Непонимание как возможная причина столкновения. Правила конструктивной критики. Способы элегантного отказа. Активное слушание и его роль в предотвращении разногласий. Полезные и вредные речевые обороты.
- Посредничество в ходе конфликта. Возможности третьей стороны. Факторы успеха. Подход win-win.
Курс проводится как очно, так и онлайн. Организаторы рекомендуют его менеджерам (в частности по продажам, работе с клиентами, рекламациями) и всем сотрудникам, для которых важен уровень собственной и корпоративной культуры.
Программу с аналогичным названием предлагает тренинговое агентство «Мастер-класс». Курс рассчитан на 2 дня (16 астрономических часов) и по содержанию несколько отличается от предыдущего. Здесь темы следующие:
- Анатомия конфликта. Типы, причины разногласий и их влияние на работу компании. Скрытые и провоцируемые противостояния.
- Управление конфликтами в коллективе. Развитие споров и способы их разрешить. Позиция руководителя и наиболее расхожие ошибки. Особенности разногласий между начальником и подчинённым.
- Правила поведения во время конфликта. Контроль над чувствами и их проявлением. Эмоциональный интеллект как важный инструмент успешного руководителя. Различные модели поведения и психологическая защита во время противостояний. Техники быстрой саморегуляции. Способы противодействовать манипуляциям и открытой агрессии. Ассертивное поведение. Упражнения, кейсы. Разбор действий участников в ходе практической части тренинга, индивидуальные рекомендации.
- Предупреждение конфликтов в команде. Конструктивные и пагубные последствия агрессивных разногласий. Принципы посредничества. Основные правила организации совместного труда.
По своей сути очные курсы управления конфликтами очень близки к психологическим тренингам, направленным на развитие личности, поэтому на таких программах часто применяются игровые методики, помогающие участникам не просто получить знания, но и пережить новый опыт. Вариантов упражнений великое множество. Например, ведущий делит группу на 5 команд, каждая из которых выбирает собственного представителя. Последний получает карточку, где указан один из возможных типов поведения во время конфликта: конкуренция, сотрудничество, избегание, приспособление или компромисс. Далее каждая команда готовит сценку, а представитель отыгрывает в ней доставшуюся ему модель. После того как все участники выступят, начинается обсуждение. В ходе дискуссии группа выясняет, как поведение каждого представителя сказалось на чувствах окружающих, насколько эффективен был его подход к людям, чего он достиг или, напротив, потерял. В идеале подобные занятия должен проводить профессиональный психолог, поэтому, если практика по конфликтологии вас интересует больше, чем теория, то стоит искать ведущего именно с этой специальностью.
Подборка тренингов
Ниже собрано несколько примеров образовательных программ по конфликтологии – очных и дистанционных. Каждое название – гиперссылка, ведущая на страницу курса в интернете.
Название | Организатор | Форма обучения | Краткое описание | Стоимость, рублей |
---|---|---|---|---|
«Управление конфликтами» | «Нетология» | Онлайн | Базовая программа, которая знакомит слушателей с азами конфликтологии. Рассматриваются основные виды разногласий, причины их возникновения, а также базовые принципы конструктивного диалога. Курс рекомендован всем, чья работа так или иначе связана с коммуникацией. Преподаватель – Светлана Гончар, бизнес-тренер с опытом работы в международных компаниях. Специализируется на групповом коучинге и дополнительной подготовке менеджеров. | 790 |
«Управление конфликтом» | «Академия PwC» | Очная | Семинар продолжительностью 2 дня (18 академических часов) на 70% состоит из практики. Рассматривается природа внешнего и внутреннего конфликта, анализируются разные модели поведения, активно используются деловые игры. По окончании слушатели получают свидетельства об участии в программе. | 39 000 без учёта НДС. Скидки при регистрации нескольких участников одновременно |
«Управление конфликтами» | ITC Group | Очная или онлайн. Возможно корпоративное или индивидуальное обучение | Курс длительностью 16 академических часов предназначен для широкой аудитории, включая руководителей, работников отдела продаж, специалистов по управлению человеческими ресурсами, сотрудников государственных и частных организаций. Занятия строятся на активном взаимодействии между преподавателем и участниками. Практикуется работа в подгруппах, мозговой штурм. Студенты не просто наблюдают за происходящим, но и участвуют, получают реальный опыт. | 23 900 |
«Управление конфликтами и стрессами в организации» | Санкт-Петербургский государственный университет | Онлайн | Курс проводится в рамках проекта «Открытое образование» и предназначен для специалистов по управлению персоналом. Обучение длится 2,5 месяца (5-6 часов в неделю). Для участия рекомендована предварительная подготовка по менеджменту, конфликтологии, психологии. Ведущие – педагоги СПбГУ: Кульчицкая Е. В. (к. э. н., старший преподаватель), Кузнецов Ю. В. (д. э. н., профессор), Кизян Н. Г. (к. э. н., доцент). | Бесплатно. Можно заказать сертификат стоимостью 1800 рублей |
«Управление конфликтами в переговорах» | «Трайтек» | Очная | Двухдневный тренинг (16 астрономических часов) состоит из ролевых игр и упражнений с последующим анализом. Целевая аудитория – все, кто хочет научиться эффективному деловому общению. Участники узнают об этапах конфликта, овладеют техниками его нейтрализации, научатся вести переговоры, оценивать собеседника и выявлять его ценности, работать с возражениями. | 10 200 |
Тренинги по профилактике и разрешению конфликтов полезны с точки зрения как профессионального, так и личностного развития. По возможности предпочтение стоит отдавать очным курсам, поскольку обычно они включают в себя игровые элементы, которые делают занятия более увлекательными и помогают не только узнать новое, но и научиться использовать полученные знания на практике.