Специфика
Сразу стоит оговориться, что термин «маркетинг» имеет несколько значений. В самом широком смысле это социальный процесс, связанный с удовлетворением потребностей путём продажи товаров и услуг. Также это прикладная социально-экономическая наука, которую изучают в вузах и получают по ней специальность, представленную в Общероссийском классификаторе. В дополнительном бизнес-образовании маркетинг по понятным причинам преподают куда более поверхностно, однако программы всё равно посвящаются его стандартным инструментам, которых всего 4:
- продукт;
- цена;
- продвижение;
- распределение.
Каждый из этих механизмов можно рассматривать приближённо и изучать его отдельные детали. Например, продвижение включает в себя рекламу, связи с общественностью, прямой маркетинг и другие элементы, каждый из которых потенциально заслуживает отдельных курсов, подчас длительных. Наряду с ними существуют и общие тренинги чуть ли не по всем разделам маркетинга разом. Проводят их, как правило, маститые и широко известные спикеры, которые стремятся таким образом привлечь как можно больше слушателей разом.
Примеры содержания
Поскольку тема маркетинга поистине глобальна, содержательно курсы от разных образовательных центров и коучей порой различаются очень сильно. При этом организаторы обычно публикуют программы своих тренингов, и в этом смысле выбрать курс будет несложно. Так, в цикле «Менеджер по маркетингу и рекламе» от учебного центра «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана освещаются следующие темы:
- Введение. Понятие маркетинга, а также его история, ключевые механизмы и термины. Домашнее задание, тест.
- Стратегический маркетинг. Ситуативный анализ, SWOT, сегментирование рынка, таргетинг, позиционирование. Анализ кейсов.
- Маркетинговые исследования. Сбор информации и её последующий анализ. Примеры из практики. Лабораторная работа.
- Комплекс маркетинга. Продукт, цена, распределение. ATL, BTL. Продвижение. Образ компании в СМИ.
- Реклама (в том числе в интернете). Особенности, модели, средства. Общественный и юридический аспекты.
- Рекламная кампания. Процесс планирования. Практика, домашняя и лабораторная работы, анализ кейсов.
- Продажи. План, воронка, расчёт показателей. Как сделать так, чтобы маркетинговое подразделение эффективно взаимодействовало с отделом продаж.
- Путь потребителя к товару или услуге. CJM, CJE. Общение с клиентом. Практикум: создание карты коммуникаций.
- Бюджет и анализ эффективности. Расходы на рекламу, оценка успешности, работа со специализированными агентствами.
- Брендинг. Введение, элементы торговой марки, примеры. Создание бренда, анализ кейсов.
- Маркетинговое планирование. Смысл, процесс, разработка и осуществление плана, контроль. Практическая работа: создание медиаплана.
- Работа в условиях кризиса. Возможные стратегии, инструменты для выхода из сложных обстоятельств.
Трудоёмкость программы – 48 академических часов. Предварительная подготовка не требуется. Учиться можно очно или онлайн.
Более узкоспециализированный курс проводит петербургская компания Courseburg. Тренинг называется «Профессия интернет-маркетолога» и включает в себя 10 разделов:
- Инструменты интернет-маркетинга. Создание уникального предложения, сегментирование рынка, изучение конкурентов и способы отстройки от них, шаблон AIDA, анализ спроса через сервис Wordstat, показатели успешности при продвижении товара или услуги в интернете.
- Поисковая оптимизация. Оценка оптимизации сайта, создание семантического ядра, структура веб-страниц и ресурса в целом, HTML-теги, SEO-копирайтинг, где искать автора текстов и как составить для него техзадание, плотность ключей и «тошнота», текстовые анализаторы и проверка уникальности, ЧПУ, ссылочное продвижение.
- Контекстная реклама. Стратегии показа, «минус-слова», правильно составленный текст, как уменьшить цену клика, кампании для различных регионов, работа над качеством рекламы, избавление от «мусорных» фраз, Adwords, «Яндекс директ», группирование фраз, Key Collector и другие программы, взаимодействие с целевой аудиторией, персонализированный контент.
- Веб-аналитика. «Яндекс метрика» и её инструментарий, просмотры и отказы, анализ «юзабилити», Google Analytics, настройка целей, конверсия, UTM-метки, оценка эффективности рекламы.
- Продвижение в соцсетях (SMM). Специфика пользователей на разных площадках, привлечение подписчиков, как вести сообщества, контент-план, разновидности публикаций (развлекательные, образовательные и др.), способы бесплатного продвижения, инструментарий для поиска целевой аудитории, ретаргетинг, фактор репутации.
- Контент-маркетинг. Понятие, управление блогом либо информационным сайтом, разновидности контента, CPA, market place, вебинары, продвижение через Youtube.
- Таргетированная реклама. Кому она подходит и каковы её возможности. Виды оплаты. Работа в соцсетях, правила модерации. Советы по созданию рекламных объявлений. Оценка эффективности. Распространённые ошибки.
- Агрегаторы, сайты с отзывами от потребителей, E-mail-рассылки. Специализированные сервисы для массовой отправки электронных писем. Шаблоны сообщений. Таргетирование целевой аудитории по географическому положению, истории покупок и другим параметрам. Триггерные электронные рассылки. Прайс-агрегаторы и торговые интернет-ресурсы («Яндекс маркет», «Авито» и пр.). «Фиды». «Отзовики».
- Создание сайта и его оценка с точки зрения удобства в использовании («юзабилити»). Логическая структура. Прототип и дизайнерский макет. На чём можно сэкономить. Как организовать контент для определённой целевой аудитории. Конверсионные элементы. Анализ веб-сайта – его технических и функциональных характеристик. A/B-тестирование.
- Видеозаписи как средство эмоционального контакта с целевой аудиторией. Рекомендации по поводу видеоконтента, распространённые ошибки при его создании и способы их избежать. Компьютерные программы для монтажа.
Курс включает в себя 11 уроков по 4 часа каждый, причём заниматься можно очно или онлайн, индивидуально и в группе. Курс содержит немало практических заданий, что роднит его с классическим тренингом. По результатам своей работы слушатели получают обратную связь от преподавателя.
Подборка тренингов
Сегодня маркетолог – одна из самых востребованных профессий, поэтому и курсов дополнительного образования по ней хватает с избытком. В таблице мы собрали всего несколько примеров таких программ от наиболее известных интернет-платформ, образовательных организаций и частных спикеров.
Название | Организатор | Форма обучения | Краткое описание | Цена, рублей |
---|---|---|---|---|
«Маркетолог-аналитик» | Skillbox | Онлайн |
Двенадцатимесячный курс от одной из самых крупных образовательных интернет-площадок в стране. Программа состоит из 4-х блоков:
|
4 255 в месяц |
«Интернет-маркетолог» | «Нетология» | Онлайн |
Ещё одна крупнейшая образовательная платформа и один из её самых популярных курсов, рассчитанный на владельцев бизнеса и начинающих специалистов. Обучение длится 11 месяцев, программа включает в себя 5 глобальных тем:
|
72 000 |
«Маркетинг для руководителей» | Игорь Манн | Онлайн |
Самый известный в России спикер-маркетолог представляет видеокурс, где в числе прочих освещаются следующие темы:
|
В зависимости от тарифа:
|
«Основы маркетинга» | Образовательный центр МГТУ им. Н. Э. Баумана | Очная или онлайн |
Программа продолжительностью 24 академических часа рассчитана на довольно широкую аудиторию: специалистов по продажам, менеджерам по рекламе, собственно маркетологов и всех, кто хочет получить дополнительное образование в этой области. Курс включает в себя 10 тем:
|
17 890 |
«Бренд-менеджмент, дорожная карта успеха. Опыт ведущих B2C- и B2B-компаний» | Moscow Business School | Очная |
Двухдневный семинар общей продолжительностью 16 академических часов. Темы:
|
27 000 |
Год от года количество тренингов по маркетингу в России только растёт. Тем не менее стоит помнить, что наука о рынке довольно сложна и освоить её на курсах, тем более дистанционных, крайне трудно. Чтобы стать полноценным специалистом, слушателю придётся изучать статистику (а значит, и математику), социологию и экономику – словом, науки, которые не освоить ни за год, ни за месяц. Однако, если поверхностных и совсем уж узкоспециальных знаний вам будет достаточно либо вы готовы долго и упорно заниматься самостоятельно, то программы дополнительного образования по маркетингу могут быть полезны.