Тренинги по продаже медицинских услуг

В условиях рыночной экономики здравоохранение становится одним из видов бизнеса, а врачебная помощь – продуктом. Пациент же превращается в клиента, с которым нужно работать так, чтобы, с одной стороны, удовлетворить его потребности, а с другой – извлечь дополнительную прибыль для клиники. Именно поэтому пользуются спросом тренинги продаж медицинских услуг, предназначенные как для менеджеров, так и самих докторов.

Специфика

Главная особенность маркетинга медицинских услуг в том, что в роли одновременно и исполнителя, и продавца зачастую выступает врач, то есть человек, который в силу образования и опыта обычно не имеет никакого отношения ни к торговле, ни к работе с клиентом, ни вообще к бизнесу. Более того, сами доктора зачастую не только не умеют, но и не хотят без необходимости предлагать пациенту дополнительные услуги. Многие специалисты приходят в частный сектор из государственных учреждений и потому ничего не знают ни о клиентоориентированности, ни об особенностях целевых групп, ни о правилах общения, эффективного с точки зрения маркетинга. Эти и другие аспекты медицины как бизнеса обязательно учитываются в программах дополнительного образования. Слушатели изучают следующие темы:

  • «особенности рынка медуслуг»;
  • «стандарты обслуживания в области здравоохранения»;
  • «пациент как потребитель»;
  • «способы совместить помощь клиенту с выгодой для учреждения» и т. д.

При этом тренинги для врачей, администраторов и руководителей клиник часто разрабатываются на той же основе, что и все прочие курсы по продажам и включают в себя такие универсальные темы, как «выявление потребностей», «презентация», «работа с возражениями», «цена и ценность», «эффективные переговоры». Однако сфера медицины слишком специфична, чтобы можно было рекомендовать общие программы по сбыту услуг в качестве полноценной замены узкоспециализированным программам. Впрочем, искать альтернативу и не нужно, поскольку тренингов, посвящённых непосредственно медуслугам, много, и найти их не составит труда.

Примеры содержания

С точки зрения содержания курсы по продажам для работников клиник весьма разнообразны. Например, очень разносторонний тренинг проводит учебный центр «Финконт», работающий в Москве и Санкт-Петербурге. Семинар называется «Продажи медицинских услуг в коммерческом медицинском центре. Применение инструментов маркетинга для продвижения платных медицинских услуг». Программа состоит из следующих разделов:

  • Особенности продажи услуг в коммерческом медцентре (КМЦ). Частная медицина в наши дни: анализ тенденций, прогноз на будущее. Идея проекта, формирование замысла, первые шаги. Разработка структуры учреждения, выбор руководителя. Нормативные требования к качеству врачебных услуг: российские и международные стандарты. Основы безупречного сервиса, клиентоориентированность, показатели эффективности, конкурентные преимущества, контроль обслуживания. Роль персонала клиники, принципы отбора, мотивация, увеличение лояльности сотрудников (шкала Харского). Эффективное взаимодействие врача с пациентом. Принципы работы с разными категориями посетителей. Функции коммерческого отдела, создание «продуктовой линейки», прейскурант. Принципы управления КМЦ, общий алгоритм принятия решений, PDCA, помехи для развития. KPI, управленческий учёт, рентабельность. Партнёрские программы. Чат-боты. SWOT-анализ эффективности КМЦ.
  • Увеличение продаж. График обучения администраторов и медперсонала технологиям маркетинга. Взаимодействие между врачами, менеджерами и другими специалистами: типичные сложности и их преодоление. Приёмы НЛП в продаже медуслуг. Корпоративные стандарты для персонала. Взаимосвязь требований к сотрудникам с оплатой их труда.
  • Продажи как приоритет для администратора КМЦ. Значение администраторов клиники в контексте продаж. Разговоры с пациентами о цене, способы вызвать желание приобрести услугу. Особенности продаж по телефону: типичные ошибки, конверсия, «холодные» звонки.
  • Врач как продавец услуг. Менталитет врачей, их внутренние барьеры, информирование больного на языке пользы. Алгоритм продажи медуслуг, виды пациентов (первичные, лояльные, «спящие» и пр.). Обсуждение стоимости, ответы на возражения, выявление скрытых потребностей. Высокая цена как препятствие для самого доктора, СПИН, «Метод бутерброда», экспертные продажи.
  • Маркетинг в сфере медицины. Особенности рыночного сегмента, ключевые концепции. Маркетинговые исследования и другие мероприятия, изучение макро- и микросреды. Оценка спроса: необходимые сведения, влияющие факторы. Позиционирование КМЦ. Ценообразование в зависимости от новизны услуг. Выбор способа распространения (дистрибуции), каналы распределения. Значение отдела маркетинга в структуре КМЦ (в т. ч. небольшого) и планирование соответствующей части бюджета с оглядкой на задачи и финансовые возможности клиники. PR, сарафанное радио, персональные продажи. Акции: цели, задачи, разновидности, обучение персонала. Купоны на скидку, их эффективность. Малобюджетный маркетинг.
  • Медицинская реклама. Определение, цели, задачи, разновидности, принципы создания, примеры (в т. ч. неэффективные в плане соотношения затрат и прибыли). Нормативное регулирование. Реклама офлайн, её специфика и классификация. Объявления в печатной прессе, выбор издания. Радио, телевидение. Визитки, флаеры и т. п. продукция, её эффективность разных категорий пациентов. Вывески, билборды и другие виды наружной рекламы: классификация, правовое регулирование, результативность. Продающие мероприятия (event-маркетинг): какими они бывают и как их проводить. Онлайн-реклама, её разновидности и преимущества. Геотаргетинг, отслеживание лидов, сквозная аналитика. Сайт КМЦ: функции, структура, оценка эффективности. Поисковая оптимизация и её цели. Факторы, влияющие на рейтинг сайта. Понятие релевантного контента. Контекстная реклама: как её правильно размещать, каковы критерии успешности, преимущества и недостатки. Баннеры: подходящие для клиники типы, целесообразность для конкретных услуг, выбор площадки, таргетирование. Соцсети: распространённые ошибки SMM, способы продвижения, сегментация аудитории, принципы позиционирования применительно к КМЦ, оформление, брендирование, таргетинг, реклама в блогах. Продвижение клиники через мессенджеры: выбор приложения, схема работы. Использование электронной почты, условия результативности. Мобильный маркетинг: Яндекс.Директ и другие инструменты, адаптация сайта. Видеомаркетинг: для каких поколений подходит и почему, лучшие платформы. Выбор онлайн-рекламы в зависимости от этапа развития КМЦ.

По содержанию этой программы видно, какой огромный объём информации в ней содержится. При этом семинар рассчитан всего на 1 день, а предназначен он главным образом для главврачей, директоров по маркетингу, владельцев клиник – словом, для руководителей. Слушателям, живущим за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, доступна онлайн-трансляция.

Другой тренинг, который мы хотим привести в качестве примера, разработан уже не для руководства, а для врачей и администраторов, то есть тех, кто работает с клиентом (пациентом) непосредственно. Программа, которую проводит учебный центр «Плеяды», состоит из 7 разделов разной величины:

  • Роль врача в продаже медуслуг. Эффективность лечения (психологические аспекты). Ответственность врача за эмоциональное состояние пациента. Умение продавать как одна из граней профессионализма. Имидж специалиста и клиники в целом. Особенности работы с клиентами, которые лечатся по страховке. Что, помимо денег, способен дать врач медицинскому центру.
  • Подготовка к приёму. Что необходимо знать перед встречей с больным. Анкетирование пациента – проявление «клинического мышления» специалиста.
  • Первый контакт и выяснение потребностей. Как определить мотивацию пришедшего. Как преподнести себя и произвести благоприятное впечатление, предстать в глазах пациента профессионалом. Приём больных с острой болью. Каким образом клиент воспринимает информацию в ходе и после лечения и как «запрограммировать» его на выздоровление.
  • Коммуникативные техники, ответы на возражения. Сложности профессионального общения, психологические барьеры. Возражения. Правила работы с «трудными» пациентами. Способы вовлечь клиента.
  • Презентация. Как описать план лечения (решение проблемы) пациенту. Психологические аспекты разговоров о предстоящих процедурах. Как обсуждать цену, избегая прямых вопросов. Конкурентные преимущества.
  • Постоянные клиенты. Способы превратить первичного пациента в постоянного. Как мотивировать человека рекомендовать медцентр своему окружению.

Несмотря на то, что программа выглядит куда менее внушительно, чем предыдущая, длится семинар примерно столько же – 1 день (12 академических часов). Этот курс уже сильно напоминает универсальный тренинг по продажам. На основе одного из них он наверняка и создавался.

Подборка тренингов

Ниже собрано несколько произвольно взятых программ с самыми общими сведениями о каждой из них и ссылками на сайты организаторов. Всё это лишь отдельные примеры актуальных предложений. За качество обучения редакция ручаться, к сожалению, не может.

Название Организатор Форма обучения Краткое описание Цена, рублей
«Продажи медицинских услуг. Тренинг для врачей» Moscow Business School Не указана

Двухдневный курс проводится только в индивидуальном или корпоративном формате. Программа:

  • роль продаж в лечебном деле;
  • доверительные взаимоотношения врача и больного;
  • продающая презентация медуслуг;
  • выяснение жалоб;
  • ответы на возражения.
Обучение проходит в виде мини-лекций и практикумов (ролевых игр).
По запросу
«Продажа медицинских услуг для медицинских работников. Стандарты медицинского обслуживания. Общение с пациентами» Business Seminar Очная или онлайн (трансляция)

Двухдневный (16-часовой) семинар для руководителей центров, администраторов, врачей и среднего медперсонала. В программе:

  • «стандарты профессионального обслуживания в КМЦ»;
  • «типология пациентов»;
  • «мониторинг потребностей, активное слушание»;
  • «презентация медуслуг»;
  • «оценка удовлетворённости»;
  • «отказы, рекламации» и другие темы.
Помимо сертификатов, слушатели с профобразованием получают удостоверения о повышении квалификации. В стоимость обучения входят раздаточные материалы.
23 700
«Продажи в медицине» Портал «Непрерывное образование медицинских сестёр» Онлайн

Дистанционный тренинг общей продолжительностью 9 часов включает в себя 4 занятия по следующим темам:

  • особенности продажи медуслуг;
  • выявление потребностей;
  • грамотная презентация;
  • ответы на возражения.
Возможно корпоративное обучение.
4800
«Эффективный администратор» ReClient Не указана

Двухдневный (16-часовой) курс разработан специально для администраторов медицинских центров и включает в себя 5 разделов:

  • продажа как основная функция администратора;
  • беседы с пациентами по телефону;
  • ответы на возражения;
  • сценарии телефонных переговоров;
  • разбор кейсов из практики слушателей.
В стоимость входит не только само обучение, но и дальнейшие консультации на протяжении 2-х месяцев.
По запросу
«Обучение врачей клиники эффективным продажам» Medicine Group Очная

Ещё одна двухдневная корпоративная программа для врачей. Темы:

  • медицинская конфликтология;
  • алгоритм продажи медуслуг;
  • путь пациента;
  • работа с возражениями и заключение сделок.
  • практикум (работа в мини-группах).
Ведущий тренинга – Владислав Котляр (врач, эксперт по маркетингу в медицинской сфере).

В зависимости от количества человек в группе:

  • 1-2 – 82 000;
  • 3–6 – 124 000;
  • 7–20 – 156 000

Обычно узкоспециализированные курсы по сбыту в рамках конкретного бизнеса найти непросто, и слушателям приходится довольствоваться универсальными программами либо заниматься дистанционно. Однако врачебное дело – область особая: она настолько специфична, что тренинги по продаже медицинских услуг можно найти без труда. Если вам доводилось их проходить, и вы готовы поделиться с читателями впечатлениями, сделать это можно в комментариях.

Автор статьи:

Материал обновлен: 03.01.2024 г.

Отзывы и обсуждения