Тренинги по деловому этикету

Имидж организации можно без преувеличения назвать одним из слагаемых её успеха. От того, как представитель бизнеса ведёт себя при общении с коллегами, партнёрами и клиентами, зависит его личная эффективность, а в конечном счёте и судьба компании. Тренинги по деловому этикету будут полезны частным предпринимателям, рядовым сотрудникам и менеджерам любого уровня, так как научат выглядеть достойно в глазах собеседника.

Специфика

Деловому этикету иногда учат на курсах по корпоративной культуре или бизнес-коммуникации, однако правила хорошего тона – тема весьма обширная и самодостаточная, поэтому рассматривать её можно и отдельно. Образовательные программы проходят в разных форматах, но обычно включают в себя одни и те же темы:

  • Внешний вид. Дресс-код (одежда, аксессуары, стрижка, маникюр), жесты и мимика (осанка, взгляд, язык тела).
  • Очное общение. Слушание, грамотная речь, дикция.
  • Телефонные переговоры. Алгоритм, этапы, особенности.
  • Деловая переписка. Виды сообщений, нормы вежливости, правила составления.
  • Рабочее место. Как содержать его в порядке, что можно и нельзя держать на виду.
  • Межкультурная коммуникация. Как разговаривать с иностранцами, учитывая их национальные особенности.

Многие темы иногда дробятся на более узкие. Например, об очном взаимодействии можно говорить в контексте переговоров с партнёрами, ежедневного общения с коллегами или клиентами, начальством и подчинёнными, а дресс-код обсуждать применительно к конкретным событиям. Но так или иначе, глобально предмет у образовательных программ по этикету всегда один – правила поведения в обществе, что даёт организаторам возможность проводить курсы именно в виде тренингов, то есть практических занятий, направленных на выработку навыков. Впрочем, существуют и сугубо теоретические программы – в основном дистанционные, – а большинство очных сочетают в себе лекции и групповые упражнения.

Примеры содержания

Чтобы получить более полное представление о программах по теме, разберём две из них. Первая проходит в столичном образовательном центре «Профи-карьера» и называется «Имидж. Бизнес-этикет и деловой протокол». Курс продолжительностью до 24 академических часов включает в себя следующие разделы:

  • Имидж. Определение, составляющие, роль во внутренней культуре компании. Признаки, по которым складывается первое впечатление о собеседнике: внешний вид, речь, жесты, манеры, окружение.
  • Одежда как один из ключевых аспектов имиджа. Особенности дресс-кода делового человека в зависимости от пола. Психологические тонкости. Макияж, аксессуары. Выбор стиля в зависимости от вида работы. Позволительное и недопустимое. Цвета и их сочетания в бизнес-среде. Можно ли проявлять индивидуальность. Современные тенденции и традиции деловой моды.
  • Общие основы этикета. Хорошие манеры как показатель воспитанности. Осанка, жесты. Стандартные ритуалы: приветствия и негласные правила представления в различных обстоятельствах, обращение к собеседнику.
  • Особенности делового этикета. Ключевые принципы, взаимосвязь с корпоративным имиджем. Этика и этикет в бизнесе. Такт и корректность как главные постулаты. Искусство комплимента. Вопрос взаимоотношения полов в деловой среде. Беседы в офисе и во время обеда. Оплата счёта, опоздание и отмена встречи. Поведение на рабочем месте, общение с руководителем в его кабинете, взаимные приветствия, встреча с клиентом. Корпоративные праздники.
  • Светский этикет. Как вести себя на улице, в транспорте, музее, магазине и т. д. Телефонные разговоры, специфика мобильной связи. Правила визитов: приглашение, отказ. Поведение во время еды, рассадка гостей и хозяев. Как сервировать стол, подавать блюда, напитки. Общепит и его специфика.
  • Основы речевого этикета в бизнесе. Культура делового взаимодействия, её цели и главные принципы. Речь и распространённые ошибки участников коммуникации (неверное словоупотребление и пр.). Правила для говорящего и слушающего. Способы отказать деликатно и корректно. Беседа как одна из разновидностей общения в бизнесе: подготовка, начало, общая структура, тактика. Телефонный разговор. Деловая переписка: общий стиль, служебные документы разных видов и их структура, письмо зарубежному партнёру.
  • Встречи и переговоры в бизнесе. Подготовка помещения и стола. Возможные схемы рассадки. Расстановка флагов. Организация совещаний. Обслуживание переговоров. Правила встречи участников и их проводов. Подписание основного документа. Обмен подарками. Подача кофе и чая.
  • Визитные карточки. Разновидности, варианты оформления: цвет, стиль, бумага, допустимое количество сведений, шрифт, размер. Как вручить визитку в ходе общения.
  • Подарки в сфере бизнеса. Возможные поводы. Связь с внутренней этикой компании. Коллективные и индивидуальные корпоративные подарки: проблема выбора и требования к ним. Подарок для руководителя или делового партнёра, рекламный подарок. Использование надписей. Цветы на протокольных мероприятиях. Что покупать не стоит. Как правильно вручать и принимать подарки.
  • Официальные приёмы. Отличительные особенности протокола в бизнесе. Приём гостей как способ развить деловые отношения. Виды мероприятий: дневные и вечерние. Правила подготовки. Приглашение участников: списки, бланки, рассылка. Меню, принципы рассадки. Встреча пришедших, приветствие, приглашение сесть за стол, правила сервировки. Использование услуг официантов. Нормы поведения. Этикет употребления спиртных напитков, тосты. Подарки в виде цветов. Допустимая одежда. Правила ухода.

Как ясно из программы, организаторы делают акцент на деловом этикете, но уделяют внимание и общим правилам поведения, поэтому можно сказать, что курс рассчитан на широкую аудиторию. Конкретных сведений о том, входит ли в него практика, нет, но заявлено, что одна из целей обучения – развитие навыков.

Немного иначе та же тема раскрывается в бизнес-школе ITC Group, где несколько раз в году проходит двухдневный семинар общей продолжительностью 16 академических часов. В программу входят следующие разделы:

  • История этикета. Отечественные и европейские тенденции.
  • Речевой этикет в бизнесе. В каких случаях допустимо обращение на «ты». Искусство комплимента.
  • Офисный этикет. Кодекс компании. Начальник и подчинённые. Работники и клиенты. Тонкости взаимоотношений между сотрудниками разных полов и статусов.
  • Нормы делового взаимодействия. Встреча посетителя. Приветствие, представление. Визитки: разновидности и правила вручения. Невербальная коммуникация: позы, жесты. Как вести себя в лифте, при входе в помещение.
  • Удалённое общение. Телефонные разговоры, особенности мобильной связи. Коммуникация через электронную почту. Ключевые принципы деловой переписки как таковой.
  • Переговоры с иностранными (иногородними) партнёрами. Встреча группы в аэропорту. Трансфер: правила входа в машину, рассадки и выхода. Подготовка программы, распространённые ошибки.
  • Подарки в бизнесе. Что, как и по какому случаю можно дарить. Расхожие заблуждения.
  • Организация приёмов в зависимости от вида: дневные (завтрак, встреча за бокалом вина, кофе-брейк), вечерние (коктейль, фуршет, ужин). Подготовка приглашений, рассылка, правило ответа. Меню, принципы рассадки, использование столовых принадлежностей.
  • Деловой гардероб. Офисная одежда, вечерние наряды, дресс-код для приёмов разного типа. Аксессуары, обувь. Одежда как атрибут имиджа и способ воздействовать на людей. Внешность и статус. Гендерные различия в контексте имиджа. Цвет, его символика и связь с психологическим состоянием.

Хотя в этой программе, как и в предыдущей, нет упоминаний о практикуме, организаторы заявляют, что их курс сочетает в себе разные формы работы, включая элементы тренинга. Заниматься можно не только очно, но и онлайн – в открытом, индивидуальном и корпоративном формате.

Подборка тренингов

Программ, посвящённых вопросам этикета (главным образом в деловой сфере) в рунете предостаточно. В таблице вы найдёте несколько примеров таких курсов с указанием общей информации о них.

Название Организатор Форма обучения Краткое описание Стоимость, рублей
«Деловой этикет и правила деловой этики» «Дитад» Очная или онлайн Очная или дистанционная программа рассчитана на 8 и 4 академических часа соответственно. Небольшой курс знакомит слушателей с основами современного бизнес-этикета и раскрывает его значение для корпоративной культуры. Ведущая – Татьяна Тетерина, сертифицированный коуч, педагог и автор тренингов с 17-летним опытом работы в образовании и развитии персонала. 8500 (очно) и 7300 (онлайн). Для организаций – 9000 и 8000 соответственно
«Современный бизнес-этикет от "а" до "я"» «Ардис» Очная или онлайн Развёрнутая 24-часовая программа составлена с учётом зарубежного опыта и российских реалий. По содержанию она мало отличается от курсов, рассмотренных выше. Слушатели научатся вести телефонные и очные переговоры, тактично общаться с коллегами, клиентами и начальством, осознанно выбирать одежду для разных случаев и т. д. Ведёт занятия Елена Игнатьева, эксперт по протоколу, бизнес-тренер, имиджмейкер, автор публикаций. 26 500
«Этикет для персонального водителя» «Бизнес-партнёр» Очная Курс необычен своей узкой направленностью и проводится в 2-х вариантах: для водителей, которые работают с топ-менеджерами, и с VIP-клиентами либо гостями. Тренинг на 80% состоит из практики. Участники узнают, какова функция водителя в создании имиджа компании, научатся производить приятное впечатление на пассажиров, выработают навыки «опережающего поведения». Тренинг длится 2 дня (14 астрономических часов). По запросу
«Деловой протокол и бизнес-этикет в компании» Moscow Business School Очная или онлайн Стандартная программа на 16 академических часов посвящена основам общения в бизнесе, очным и дистанционным переговорам, личному и корпоративному имиджу, а также правилам хорошего тона как таковым. Ведущие – Алевтина Рогова (специалист по бизнес-коммуникации, преподаватель-филолог) и Татьяна Баранова (эксперт по деловому протоколу). 24 900
«Международный деловой этикет. Особенности делового этикета разных стран» SRC Очная Этот курс необычен, так как посвящён межкультурной коммуникации в бизнесе и рассказывает об особенностях этикета в европейских, азиатских и американских государствах. Заказав корпоративный тренинг, можно выбрать конкретные страны, которые интересуют заказчика, и посвятить всё время им. Обучение длится 1 день – 8 астрономических часов с учётом обеда и кофе-брейков. Ведущая – Елена Игнатьева (гендиректор консалтинговой группы, бизнес-консультант в сфере этикета, имиджа и протокола). По запросу

Коммуникация – одна из основ бизнеса, поэтому тренинги по деловому этикету всегда востребованы и в большом количестве представлены на рынке образовательных услуг. Общие программы в основном однотипны, но существуют и необычные курсы, посвящённые узким темам. Занятия – особенно если в них входит практикум – будут полезны всем сотрудникам, начиная от рядовых и заканчивая руководителями высшего уровня.

Автор статьи:

Материал обновлен: 03.01.2024 г.

Отзывы и обсуждения