Специфика
Курсы по оптимизации внутренних процессов помогут руководителям укрепить позиции своих компаний на рынке, уменьшить затраты, повысить продажи и в конечном итоге увеличить доходность бизнеса. Корректировки особенно целесообразны в следующих случаях:
- качество продукции (услуг) остаётся неудовлетворительным;
- работа отделов плохо скоординирована;
- численность сотрудников не соответствует общей производительности;
- отсутствуют чётко очерченные зоны ответственности;
- слабо развита внутренняя информационная система;
- поставленные задачи решаются медленно и неэффективно.
Хорошо продуманная программа обучения поможет предпринимателю проанализировать БП внутри своей организации, понять, действительно ли оптимизация необходима, а при положительном ответе – рассчитать её стоимость и последовательность.
Примеры содержания
Тема оптимизации БП обширна и сложна, поэтому зачастую ей посвящаются не краткосрочные циклы занятий, а полноценные курсы повышения квалификации, состоящие из нескольких модулей. Одну из таких программ проводит Центр развития компетенций в бизнес-информатике при Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ. Курс «Моделирование и оптимизация бизнес-процессов» включает в себя 6 разделов:
- Моделирование;
- Оптимизация;
- Процессная методология Agile;
- Автоматизированные информационные системы;
- Бизнес-аналитика;
- Управление рисками.
Обучение проходит в дистанционной форме и длится 3 месяца. Программа включает в себя теорию и практику, связанную с моделированием, анализом и развитием коммерческих организаций как единых систем со множеством взаимосвязанных компонентов.
Ещё один пример – курс «Управление и реинжиниринг бизнес-процессов. Базовый уровень», который проводится очно и онлайн на базе учебного центра «Специалист» при МГТУ имени Н. Э. Баумана. Программа рассчитана на 24 академических часа и состоит из 6 модулей:
- Понятие бизнес-процессов. Что такое управление БП. Сходства и различия между БП и проектами. Место БП в работе коммерческой компании. Роли сотрудников. Оценка эффективности бизнеса. Классификация БП и их жизненные циклы.
- Выявление, документирование БП. Сквозные процессы. Проблемные БП при взаимодействии отделов. Способы описания старой и новой модели (текст, график, таблица). Планирование основных параметров БП.
- Анализ существующих БП и определение их проблем. Выбор БП для оптимизации. Оценка важности и сложности, создание матрицы ранжирования. Эволюционный и революционный характер изменений. Типичные ошибки: лишние и малоэффективные шаги, нехватка или избыток контроля, несоответствие воплощения плану.
- Способы моделирования и описания БП через софт Camunda Modeler. Нотация BPMN 2.0. Различные способы улучшения БП: параллельное выполнение задач, ликвидация временных разрывов, уменьшение числа входов и выходов.
- Внедрение БП. Матричная система управления, важность мотивации, планирование информационной поддержки. Причины неудачного реиинжиниринга и преимущества эволюционного подхода. Совмещение преобразований с повседневной работой, вовлечение сотрудников. Способы избежать распространённых ошибок внедрения и изменить работу организации мягко. Причины, по которым готовые решения могут не работать.
В отличие от предыдущей, эта программа не относится к разряду курсов повышения квалификации и потому участвовать в ней можно, не имея диплома о профессиональном образовании. В требованиях указана лишь необходимость базовой компьютерной подготовки.
Подборка курсов
Управление БП – тема специфическая и не столь популярная, как, например, открытие бизнеса или эффективные продажи. Тем не менее найти образовательную программу по этому вопросу не составит труда, а ниже собрано лишь несколько заслуживающих внимания примеров.
Название | Организатор | Форма обучения | Краткое описание | Стоимость, рублей |
---|---|---|---|---|
«Управление бизнес-процессами» | Luxoft Training | Очная и онлайн | Программа рассчитана на 16 часов и содержит большое количество кейсов из реальной практики | В зависимости от города. Москва – 20 800, Санкт-Петербург – 18 720, Омск – 15 600 |
«Идеальные бизнес-процессы» | Русская школа управления | Очная, онлайн, видеокурс | Очные и онлайн-занятия длятся 5 дней (около 27 часов) и проходят под руководством бизнес-тренеров, глав организаций, разработчиков авторских курсов и профессиональных преподавателей вузов, в том числе с учёной степенью | Очно и онлайн – 55 500, видео – 31 900. Предусмотрены скидки: 30% при подаче групповой заявки (от 2-х человек), 25% при оплате через интернет |
«Построение бизнес-процессов» | Международная бизнес-школа Laba | Онлайн (вебинары) | Курс рассчитан на 5 недель (10 занятий, 15 часов). Персональная поддержка при работе над домашними заданиями. Учебные материалы, в том числе записи лекций, становятся собственностью участников. Ведёт программу Олег Зубченок – вице-президент Нефтегазовой ассоциации Украины, директор по развитию в компании «ОТК-сервис», автор десятков инвестиционных проектов | Не указана |
«Оптимизация процессов и архитектуры вашего бизнеса в новых условиях» | Компания «Михаил Рыбаков и партнёры» | Онлайн | Обучение проходит на протяжении 30 часов (10 занятий) через платформу Zoom. Авторы и ведущие – Михаил Рыбаков (бизнес-консультант, психотерапевт, системный аналитик, автор бестселлеров) и Ольга Пайвина (бизнес-консультант, психотерапевт, бывший топ-менеджер компаний «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк», Huhtamaki) | 30 000 (скидка 15% при полной предоплате и 10% – при частичной) |
«Оптимизация бизнес-процессов» | Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата | Очная, онлайн | Трехдневная серия семинаров из 8 модулей под руководством Идрисовой Натальи Геннадьевны – кандидата экономических наук, победительницы федерального конкурса «Инженер года», специалиста в сфере управления, качества продукции и БП, автора 14 публикаций | 30 000 (очно), 25 000 (онлайн) |
Тренинги по оптимизации и управлению бизнес-процессами станут хорошим подспорьем в любой области предпринимательства. Поскольку заниматься в большинстве случаев можно удалённо, отрыв от работы необязателен. Учитывая многообразие предложений, к выбору курса стоит подходить осторожно и предварительно собирать информацию об организациях, которые занимаются обучением, и о конкретных ведущих.