Специфика
Курсы по наставничеству относятся к категории бизнес-тренингов сугубо прикладного характера, поэтому их целевая аудитория – сотрудники, которые занимаются непосредственно менторингом, и руководители, желающие ввести или усовершенствовать эту систему работы с персоналом у себя в организации. Разработчики и ведущие подобных образовательных программ ставят перед собой следующие задачи:
- дать участникам общие представления о преимуществах наставничества и его основных целях;
- помочь овладеть методиками педагогической работы со взрослыми людьми;
- если тренинг корпоративный – стандартизировать менторскую систему внутри конкретной компании;
- научить опытных сотрудников выявлять пробелы в знаниях коллег и мотивировать их на дальнейшее обучение;
- сформировать у слушателей коммуникативные навыки, необходимые для эффективного менторинга;
- повысить мотивацию наставников и убедить их в важности порученного им дела.
Наставничество не профессия, и занимаются им обычно люди далёкие от педагогики. Между тем сложностей в этом деле немало, и изучить все нюансы за 10–20 часов тренинга невозможно, поэтому обучение самих менторов должно быть регулярным.
Примеры программ
Содержательно курсы друг на друга похожи, поэтому приведённые ниже примеры дадут общее представление о том, какие темы участникам предстоит изучать. Так, двухдневная программа «Наставничество. Система обучения персонала. Коучинг», которую проводит бизнес-школа ITC Group, включает в себя следующие разделы:
- Наставничество как одна из функций руководителя. Менторство как стиль управления и его польза для всех участников и бизнеса в целом. Увеличение потенциала работников как более выгодная альтернатива «сверхусилиям». Инструменты для развития сотрудников. Планёрки, мотивирующие выступления, «полевое» обучение. Основные компетенции ментора.
- Алгоритм обучения персонала. Факторы, которые вынуждают сотрудника меняться. Причины, по которым обучение может быть неэффективным. Взаимосвязь образовательных моделей с разными типами работников. Теория или практика – с чего стоит начинать.
- Как понять, что персонал нуждается в обучении. Беседа о результатах работы как способ выявить потребность в наставничестве. Техники, которые помогут создать такую потребность, мотивировать сотрудника (тесты, игры, наблюдение).
- Обратная связь как элемент развития. Виды и правила безоценочного отклика. Как обратная связь помогает сформировать потребность в дальнейшем профессиональном росте.
- Методы обучения, их достоинства и недостатки. Мастер-классы, упражнения, кейсы, деловые игры, инструктаж.
- Как сделать наставничество привычной для персонала системой. Профессиональная мотивация: её виды и способы повышения. Мотивационная карта – инструмент, помогающий управлять развитием сотрудника. Правила мотивационной беседы, диагностика. Как превратить ожидания работника в цели развития.
Подобно большинству очных тренингов, этот курс включает в себя теоретические и практические элементы. Каждый раздел завершается групповыми упражнениями, в ходе которых участники оттачивают соответствующие навыки. Ведущие используют метод мозгового штурма, моделируют сложные ситуации, постоянно взаимодействуют с аудиторией. Заключительный этап обучения – разбор случаев (кейсов) из профессиональной практики участников.
Ещё один двухдневный курс проводит тренинговая компания BuroAkzent. Здесь программа такая:
- Введение. Понятие и преимущества менторинга, необходимость постоянного профессионального роста. Основы андрагогики. Распространённые проблемы, связанные с обучением сотрудников (текучка, загруженность и пр.). Показатели эффективности персонала, инструменты и подходы к его развитию. Осознанность, эмпатия и умение владеть собой как важнейшие качества ментора.
- Индивидуальный директивный способ развития. Инструктаж. Как сделать инструкцию понятной, несложной и выполнимой. Развивающие задания и их разновидности. Анализ примеров из практики Toyota, Google и других мировых компаний. Личный пример и обстоятельства, в которых он уместен. Возможные способы демонстрации. Обратная связь: её основная идея, алгоритм и роль в наставничестве.
- Групповой недирективный способ развития. Правила коллективного обучения. «Летучки»: их особенности, возможные сценарии и примеры из практики крупных отечественных компаний. Перекрёстное обучение как способ взаимного развития работников внутри подразделения, мониторинг результатов. Групповые консультации и особенности их проведения. Мини-лекции.
- Коучинг. Его определение, философия, главные принципы и своеобразие по сравнению с другими методами развития персонала. Важнейшие инструменты тренера и этапы его работы. Определение целей, поиск ресурсов.
- Цикл наставничества. Планирование профессионального развития. Чек-лист знаний. Подходы к постановке задач. Как заинтересовать сотрудников, создать в организации благоприятные условия для постоянного развития. Способы мотивации. Мониторинг результатов, подведение итогов. Специфика обучения нового работника. Разновидности трудовой адаптации (психофизиологическая, организационная и пр.), её порядок.
Этот тренинг также включает в себя элементы практики. По окончании, пользуясь новыми знаниями, каждый участник создаёт собственную стратегию наставничества для компании, где он работает.
Подборка тренингов
В таблице содержатся примеры образовательных программ, на которые стоит обратить внимание. Сведения собраны самые общие, а чтобы узнать подробности, можно по ссылке перейти на сайт учебного заведения.
Название | Организатор | Форма обучения | Краткое описание | Стоимость, рублей |
---|---|---|---|---|
«Эффективное наставничество» | «Тренинг спэйс» | Онлайн | Четыре дистанционных занятия общей продолжительностью 8 часов посвящены менторингу, психологии и инструментам обратной связи. Несмотря на онлайн-формат, курс включает в себя не только лекции, но и интерактивные формы обучения: ролевые игры, мозговой штурм, опросы и другие. Численность группы – до 15 человек. Ведущие – Алина Нургатина (коуч, психолог), Тамара Кочарова (бизнес-тренер, куратор проектов), Роза Таипова (коуч, психолог). | По запросу |
«Наставничество: ситуационное управление персоналом» | «Нетология» | Онлайн | Лекция продолжительностью всего 50 минут познакомит слушателей с базовыми принципами наставничества и станет хорошей преамбулой для обстоятельного изучения темы. Ведёт занятие Антонина Лебединская, бизнес-тренер, автор программ по работе с персоналом, практик с опытом продаж, деловых переговоров, менторинга и управления персоналом. | 790 |
«Навыки наставничества. Как руководителю развивать и обучать своих подчиненных» | «Специалист» | Очная или онлайн. Возможно индивидуальное и корпоративное обучение | Этот шестнадцатичасовой курс рекомендован менеджерам по работе с персоналом или слушателям, которые прежде проходили курсы по HR. Программа состоит из 4-х модулей и освещает главные вопросы наставничества: его цели, правила, факторы успеха, методы, способы бороться с сопротивлением и т. д. В конце проводится итоговое тестирование, участники получают свидетельства, а также международные сертификаты. Выпускники вузов и ссузов могут дополнительно заказать удостоверения о повышении квалификации. | Организации: 16 990 (очно) или 15 290 (онлайн). Частные слушатели: 15 990 (очно) или 14 390 (онлайн) |
«Наставничество. Методологические аспекты и технология обучения сотрудников» | «Тренинговая компания Михаила Казанцева» | Очная | Корпоративный тренинг для линейных руководителей сочетает в себе мини-лекции и практические задания, коллективное обсуждение кейсов из практики слушателей, различные упражнения. Курс длится 2 дня – 16 астрономических часов с обеденными перерывами и кофе-брейками. Автор и ведущая – Татьяна Кирпичёва, бизнес-тренер с двумя высшими образованиями, включая психологическое, и опытом работы в компаниях в качестве ментора. | Не указана |
«Менторинг в бизнесе» | Международный университет Global Coaching | Онлайн | Первая в РФ международная программа, посвящённая менторингу, адресована руководителям компаний и их отделов, коучам, бизнес-консультантам. Занятия проходят в течение 4-х дней с 10 до 18 часов. По окончании участникам выдаются 2 сертификата – отечественный и международный, поскольку программа аккредитована ICF. Авторы и ведущие – Анна Блинова, Александра Прицкер и Надежда Прошутинская, бизнес-тренеры, командные коучи, консультанты с опытом работы за рубежом. | Не указана |
Постоянное развитие персонала – один из ключей к устойчивости на рынке и финансовому успеху компании. Тренинги по наставничеству помогут правильно организовать обучение сотрудников и сделать их непрерывный профессиональный рост частью корпоративной культуры. В долгосрочной перспективе затраты на курсы для менторов обязательно окупятся.