Специфика
Классические курсы по деловой коммуникации по своей сути близки к социально-психологическим тренингам, основная задача которых не рассказать, а научить – как правило, с помощью игр и упражнений. С другой стороны, существуют и лекционные программы, в том числе дистанционные, где слушателям объясняют ключевые принципы межличностного общения. Цели у тех и других курсов одинаковы:
- помочь преодолеть страх публичных выступлений и коммуникации как таковой;
- научить работать с возражениями, находить нужные аргументы, делать собственную речь убедительной;
- привить культуру уважительного общения, показать на примерах его эффективность в решении задач бизнеса;
- объяснить особенности удалённого взаимодействия – деловой переписки, телефонных разговоров, онлайн-конференций;
- выработать привычку самостоятельно справляться со стрессом при встрече с агрессивно настроенным собеседником и сохранять внутреннее равновесие.
В зависимости от того, какому именно аспекту коммуникации посвящена программа (ораторскому искусству, риторике, конфликтам, деловым переговорам и т. д.), вести её могут филологи, психологи, бизнес-тренеры или менеджеры по работе с персоналом. Большинство очных тренингов рассчитаны на 1-2 дня, то есть на 8–16 учебных часов. Курсы повышения квалификации, где упор обычно делается на теорию, могут быть и более продолжительными.
Примеры содержания
Дабы понимать, что именно предстоит изучать на тренингах по общению, разберём два из них. Первый проходит в учебном центре «Академия PwC» и называется «Эффективная деловая коммуникация». Курс длится 2 дня (18 академических часов). Вниманию слушателей предлагается 8 тем:
- Значение коммуникации в бизнесе. Понятие и цель делового общения. Стратегия эффективного сотрудничества в долгосрочных партнёрских отношениях.
- Коммуникативные трудности. Разновидности информационных искажений. Препятствия при общении и способы их преодолеть.
- Оценка собственных коммуникативных способностей. Заполнение опросника. Определение своих возможностей и зон развития.
- Установление контакта – 1-й этап коммуникации. Как расположить собеседника к себе и вызвать его доверие. Создание благоприятной атмосферы.
- Получение нужных сведений. Какие вопросы следует задавать собеседнику. Распространённые ошибки спрашивающего. Показатели мотивов. Активное слушание, способность слышать.
- Эффективная аргументация. Как сформулировать преимущества коммерческого предложения с оглядкой на потребности клиента. «Ведение» собеседника с помощью «круга аргументов». Особенности «языка пользы». Метод «Проблема, решение».
- Общение в сложных обстоятельствах. Установки, полезные при встрече с агрессором. Как правильно реагировать на деструктивную критику и оскорбительное поведение. Правила отказа.
- Заключительный этап коммуникации. Поддержание контакта, создание перспектив. Итоги обучения.
Эта программа относится к числу лекционных, игровые методики на ней не используются. В таком подходе есть существенное преимущество: курс можно пройти не только очно, но и дистанционно, без отрыва от работы.
Ещё один тренинг – «Эффективная письменная коммуникация» – проходит в учебном центре «Специалист» Бауманского университета. Несмотря на куда более узкую тему, чем в предыдущем примере, длится он лишь немногим меньше – 16 академических часов. За это время слушатели изучают 5 разделов:
- Современные и традиционные технологии письменных коммуникаций. Базовые принципы коммуникативного процесса. Типы письменных сообщений и возможные каналы передачи. Этика переписки. Распространённые барьеры. Практикум.
- Основные правила переписки. Персонализация, принцип KISS, краткость, ясность изложения, цельность и связность, тональность, такт, проблема дискриминации. Секреты удобочитаемости. Использование изображений. Грамотность как визитная карточка автора. Элементы оформления. Практическая часть: разбор распространённых ошибок в письменных сообщениях, упражнение «Новая сказка».
- Как составить и правильно оформить письмо. Типы деловых писем. Возможные структуры, стили, варианты оформления. Виды сообщений с точки зрения их содержания: положительные, нейтральные, отказы, нехорошие новости. Претензии, жалобы. Убеждающие (рекламные и т. п.) письма. Анкеты и опросники. Частная и международная переписка в деловой сфере. Практикум: анализ распространённых ошибок при составлении и оформлении письма.
- Отчёт как разновидность письменной коммуникации. Выбор типа делового отчёта. Краткие и развёрнутые формы, возможные структуры. Ориентация на читателей. Язык, стиль, правила оформления. Практикум: разбор распространённых ошибок.
- Документооборот компании. Виды внутренней документации. Правила составления служебных записок. Сообщения, отправляемые через электронную почту. Подготовка инструкций и организационных документов. Практикум: расхожие ошибки, упражнение «Инструкция для блондинки».
В отличие от своего предшественника, этот курс включает в себя не только теорию, но и практику. Для развития навыков особенно полезны деловые игры, входящие в программу наряду с другими упражнениями.
Подборка тренингов
Если вас интересуют тренинги по деловому общению, найти их труда не составит: учебные центры есть во всех крупных городах, а онлайн-обучение доступно повсеместно. Мы же собрали несколько примеров тренингов для ознакомления.
Название | Организатор | Форма обучения | Краткое описание |
---|---|---|---|
«Эффективное деловое общение» | «Мастер-класс» | Очная | Однодневный тренинг в открытом или корпоративном формате, посвящённый устной коммуникации при переговорах, в том числе телефонных. Программа стандартная: правила аргументации, эмоциональное равновесие, этика, этапы диалога, противодействие манипуляциям и т. д. |
«Тренинг делового общения» | «Король говорит!» | Очная | Курс в основном посвящён ораторскому искусству и на 80% состоит из упражнений. Участники научатся находить общий язык с разными типами собеседников, аргументировать и отстаивать собственное мнение, использовать «мотивационные кнопки», решать конфликты. Ведущие – Владимир Шопинский (профессиональный спикер) и Дмитрий Макеев (диктор, тренер по развитию речи). Занятия проходят дважды в неделю на протяжении месяца. Общая продолжительность – 16 астрономических часов. |
«Искусство коммуникации» | Skillbox | Онлайн | Курс из 40 видеоуроков (8 модулей) со своеобразной программой. В частности, в неё входят основы межкультурной коммуникации и лидерства. Обучение заканчивается защитой дипломного проекта, предусмотрены промежуточные задания. Преподаватели: Елена Гапоненко (коуч, специалист по личностному росту), Анна Стогова (эксперт в области мотивации) и Алексей Стогов (психолог, бизнес-тренер). |
«Эффективное общение» | «Базис» | Очная или онлайн | Однодневный (8-часовой) тренинг посвящён практике публичных выступлений. Ведущие: Игорь Мосцеев (педагог-психолог, лингвист, магистр делового администрирования, бизнес-тренер), Ирина Розанова (психолог, бизнес-тренер), Ирина Захарова (кандидат философских наук, коуч), Наталья Бурмистрова (психолог, экономист, специалист по работе с персоналом). |
«Мастерство делового общения» | «Дитад» | Очная или онлайн | Однодневный тренинг (7 астрономических часов) посвящён нормам речевой культуры, слушанию и говорению, способам общения в деловой среде. Ведущие: Алевтина Рогова (специалист в сфере бизнес-коммуникации и делового протокола, преподаватель-филолог) и Татьяна Тетерина (бизнес-тренер, учитель риторики). |
Значение развитых коммуникативных навыков трудно переоценить. В бизнесе от них косвенно зависит успешность как отдельных работников, так и компаний в целом. Тренинги по деловому общению содержат в себе полезные сведения и упражнения, которые помогут изъясняться грамотно, красиво и корректно. Такие программы будут полезны любым сотрудникам, включая руководителей высшего звена.
Часто задаваемые вопросы
Что такое тренинг по деловому общению?
Это программа обучения, нацеленная на развитие навыков эффективной коммуникации в профессиональной среде, включая взаимодействие с коллегами, клиентами, партнерами и другими участниками делового процесса.
Какие темы обычно затрагиваются?
Тренинги по деловому общению рассматривают такие темы, как активное слушание, умение задавать правильные вопросы, убеждение и аргументация, навыки публичных выступлений, управление конфликтами.
Сколько длится стандартный курс?
Длительность программ может варьироваться от нескольких часов до нескольких дней, в зависимости от структуры курса и учебного заведения.
Предоставляются ли сертификаты после окончания?
В большинстве случаев участники тренинга получают сертификат о прохождении курса, подтверждающий их новые навыки в области делового общения.