Специфика
Под организационным развитием понимается комплекс мероприятий, призванных повысить эффективность компании и её сотрудников в изменяющихся условиях. Образовательные программы по этой теме зачастую включают в себя глобальные темы, каждая из которых достойна стать и зачастую становится отдельным курсом:
- «бизнес-стратегия»;
- «система управления»;
- «внутренняя и внешняя коммуникация»;
- «организационная структура»;
- «стимулирование и адаптация персонала»;
- «командообразование»;
- «миссия компании»;
- «корпоративная культура» и т. д.
Действительно, программу почти по каждой из вышеперечисленных тем можно найти без труда. Специфика курсов по организационному развитию в том, что на них бизнес рассматривается как неделимая система, которая состоит из взаимосвязанных компонентов, и все они изучаются в совокупности. Соответственно, и предназначены занятия в основном для частных предпринимателей и руководителей, управляющих глобальными процессами внутри компании.
Примеры содержания
Дабы понимать, что из себя представляют тренинги по ОР, разберём пятидневный семинар «Директор по организационному развитию. Оптимизация бизнес-процессов в условиях кризиса», который проходит на базе столичного учебного центра Moscow Business School. Обширная, насыщенная программа состоит из следующих разделов:
- День первый. Основные задачи ОР. Изучение различных подходов с оглядкой на опыт ведущих отечественных и иностранных компаний. Чем управляет руководитель по ОР, каковы зоны его ответственности и необходимые компетенции. Вопросы стратегического планирования. Как организовать бизнес-процессы согласно долгосрочным целям компании. Концепция BSC. Организация проектной работы согласно стандарту PMBOK. Проекты, повышающие стоимость компании: активные продажи, эффективное управление, сниженные затраты. Практикум. Управление деловыми процессами и связанные с ними функции директора по ОР. Примеры успешных процессных моделей из отечественного и мирового опыта. Стандарт ISO 9001-2008. Успешность бизнес-процессов, их оптимизация и оценка эффективности. Практикум: слушатели выделяют важнейшие для их организаций процессы и анализируют их. Изменение структуры компании, роль руководителя по ОР в этом контексте. Модели управления, их сильные и слабые стороны. Функциональный подход к организационному проектированию. Практикум: слушатели проектируют модель одного из отделов для своей организации. Регламентация, стандартизация и связанные с ними функции менеджера по ОР. Система регламентации, её структура. Референтные модели. Способы оценить вклад отдела ОР в развитие компании. Финансовые затраты на ОР. Должностная инструкция руководителя по ОР и показатели эффективности его работы. Практикум: анализ одного из способов регламентировать бизнес-процессы в организации.
- День второй. Организация работы отдела ОР. Виды этого подразделения и его место в общей структуре компании. Выполнение работ за счёт собственных специалистов и с помощью внешних ресурсов, преимущества и недостатки каждого из способов. Эволюционный и революционный подходы к ОР, их плюсы и минусы. Системы Хосин Канри и PPT. Деятельность отдела ОР. Стадии организационного развития: диагностика (различные методы), разработка проекта, мониторинг, поддержка нововведений и т. д. Связь отдела ОР с другими подразделениями и руководством компании. Практические задания: разбор кейсов, упражнения.
- День третий. Инструменты ОР. Создание матрицы KPI, а также X-матриц разного уровня. Анализ рисков по международному стандарту. Паспорт проекта ОР. Преграды в ходе организационного развития, влияние отрицательных факторов. Возможные причины сопротивления переменам, разновидности организационной инерции. Факторы, влияющие на готовность персонала. Способы противодействовать сопротивлению. Мониторинг работ по ОР. Практикум: разбор кейса, связанного с разработкой проекта ОР.
- День четвёртый. Управление отделом ОР и планирование его работы. Определение задач, возможные инициаторы проектов. Способы организовать деятельность подразделения. Бюджетирование, работа с рисками. Модели ОР и их анализ, этапы, инструментарий. Практикум: слушатели разрабатывают модель коммуникаций, применимую в проекте ОР, и под руководством ведущего разбирают кейс «Управление изменениями и коммуникациями в компании "Тойота"». Описание бизнес-процессов: цели и методы, особенности регламентации. Полезное программное обеспечение (QPR и другие). Проекты, связанные с анализом деловых процессов: цели, риски, план работ, управление. Практикум: моделирование деловых процессов, анализ нотаций и другие упражнения. Регламентация работы компании. Документы, с которыми имеет дело руководитель по ОР. Регламенты для процессов разного уровня, их актуализация и контроль исполнения. Практикум: анализ пакета документов, регламентация закупок, разработка СОП.
- День пятый. Аудит: цели, стандарты, особенности организации. Оптимизация деловых процессов разного уровня: задачи, классификация проблем, показатели, критерии, возможные направления (бенчмаркинг, реинжиниринг и др.), методы. Технологии оптимизации от компаний Deloitte и Toyota. Практикум: разбор методов оптимизации с точки зрения их применимости в организациях участников, упражнения по созданию проектов. Изменение структуры компании. Дизайн отделов с точки зрения их функций, матрицы взаимодействия, разделение ответственности. Практикум: постановка задач для персонала подразделений воображаемой компании. Управление эффективностью сотрудников. Системы BPM и BS в разработке стратегических инициатив. Карты эффективности работников. Проекты KPI: их разработка, организация и оценка. Практикум: планирование проекта KPI.
Так в сжатом виде выглядит программа общей продолжительностью в 40 академических часов. По ней видно, насколько тема организационного развития сложна и масштабна.
Ещё одну развёрнутую программу предлагает учебный центр «Русская школа управления». Примечательно, что по названию этот курс полностью совпадает с предыдущим, а вот тематически отличается от него довольно сильно. Цикл занятий включает в себя 6 разделов:
- Трансформация бизнеса. Оценка положения, выбор вариантов дальнейшего развития. Изучение тенденций в отрасли с учётом региональных особенностей и вероятных рисков. Поиск стратегических проблем. Анализ эффективности компании и её основных бизнес-процессов. Сжатие и расширение как реакция на кризис или стабилизацию рынка. Реинжиниринг при существенном изменении стратегии. Поиск инновационных решений. Понятие сбалансированных показателей. Оценка имеющихся ресурсов и основных показателей эффективности. Разработка проектов и бизнес-процессов согласно новым стратегическим целям. Анализ финансовых перспектив.
- Бизнес-модель и бизнес-процессы. Определение деловых процессов, правила их организации. Факторы несогласованности. Расчёт целевых показателей. Трансформация процессов как результат изменения целей. Распределение полномочий при управлении процессами. Внедрение новых бизнес-моделей и процессов. Расчёты, прогноз. Синхронизация деловых процессов за счёт развитой системы планирования, поиск уязвимостей. Переход от стратегии к тактике.
- Оптимизация расходов и количества сотрудников в рамках изменения деловых процессов. Виды процессов, их основные характеристики, показатели «зрелости», технологии управления, способы оптимизации и описания с помощью таблиц и графических моделей. Специализированное программное обеспечение. Аналитика, поиск проблем для последующей оптимизации (уменьшение затрат, сокращение штата и т. д.). «Автоматизация порядка». Практикумы.
- Управление ОР. Причины успешных и неудачных преобразований. Инструментарий руководителя по организационному развитию. Предварительная оценка обстоятельств. Способы управлять изменениями, преодолевая возможное сопротивление.
- Настройка процессов. Предотвращение как верная тактика во время кризиса. Менеджмент, базирующийся на контроле, как устаревшая модель управления. Предпосылки и преимущества процессного подхода. Анализ внешней среды. Важнейшие характеристики бизнес-процесса и их оценка. Постоянный учёт рисков.
- Решение серьёзных проблем и международные стандарты в контексте бизнес-процессов. Способы не повторять собственные ошибки. Глубинные причины неудач. Инструменты для преодоления трудностей. Сдерживающие факторы и движущие силы. Как уменьшить вероятность кризиса, если ресурсы у компании сильно ограничены. Стандарт ISO 9001:2015 и внедрение соответствующей системы управления.
Продолжительность у этого тренинга немного меньше, чем у предыдущего (27 астрономических часов против 30), однако занятия идут на протяжении тех же пяти дней. Курс «Русской школы управления» тоже включает в себя практикумы, хотя их темы отличны от тех, что предлагаются в Moscow Business School, как и вся программа в целом.
Подборка тренингов
Стоит отметить, что курсов по системному организационному развитию на российском рынке образовательных услуг немного. Тем не менее они есть, и в таблице собрано несколько примеров.
Название | Организатор | Форма обучения | Краткое описание | Стоимость, рублей |
---|---|---|---|---|
«Организационное развитие, организационное проектирование и корпоративная культура» | «HR-практика» | Очная, дистанционная, индивидуальная | Восьмичасовой семинар, предназначенный для руководителей, сотрудников кадровых отделов и владельцев бизнеса. Программа состоит из 7 разделов и включает в себя практикум, на котором участники создают и презентуют собственные проекты организационной структуры компании. Ведущий – Денис Карандашев (специалист по HR, бизнес-тренер, педагог). | 11 800 |
«Директор по организационному развитию. Инструменты повышения конкурентоспособности компании. Управление изменениями в условиях кризиса» | «Финконт» | Очная с онлайн-трансляцией | Трёхдневная (24-часовая) программа повышения квалификации для руководителей по развитию, проектных менеджеров, исполнительных директоров и специалистов по управлению человеческими ресурсами. Ведущий – Анатолий Набоков, эксперт по стратегическому управлению, работе с рисками, оптимизации деловых процессов и технологиям бережливого производства. | 39 292 (очно), 31 490 (онлайн). Есть система скидок. В стоимость входят обеды и кофе-брейки. |
«Управление проектами развития и оптимизации бизнес-процессов» | Высшая экономическая школа при СПбГЭУ | Дистанционная | Курс повышения квалификации от одного из крупнейших экономических вузов России рассчитан на 76 академических часов самостоятельной работы по выданным материалам. Комплексная программа посвящена архитектуре деловых процессов, стратегиям развития, подбору команды и другим темам, актуальным для руководителей по ОР. Ведёт обучение Дмитрий Могилко, к. т. н., бизнес-архитектор. | 26 000 |
«Директор по развитию. Технологии управления развитием организаций» | «Открытая школа бизнеса» | Очная | Курс из 5 модулей освещает такие темы, как разработка стратегий, укрепление компании в ходе её преобразования, развитие внутренних структур, управление изменением и инновациями. Занятия ведёт Андрей Теслинов, д. т. н., профессор, автор бестселлеров. Для участия необходим опыт работы на руководящих должностях и желательна базовая профессиональная подготовка по менеджменту. | По запросу |
«Организационное проектирование. Реструктуризация предприятия и бизнес-процессов» | «РиК» | Очная | Двухдневный открытый семинар-практикум, помогающий руководителям освоить современные методы организационного проектирования и разработать план реструктуризации для своих компаний. Ведущий – Александр Карпов, бизнес-консультант с 25-летним опытом. Организаторы предлагают слушателям поддержку и после обучения: возможны индивидуальные консультации, аудиты проектов. | 30 000 (скидки при одновременной регистрации нескольких участников) |
Управление изменениями, реорганизация и стратегическое развитие бизнеса – глобальная тема, которую невозможно досконально изучить за несколько десятков часов. Тем не менее организационные тренинги помогут получить о ней общее представление и потому будут полезны – не как панацея, но как источник опорных знаний для руководителя.