Дополнительное образование - это актуальное и необходимое звено педагогической системы. Направлено оно на формирование и обстоятельное развитие творческого мышления, интеллектуальных способностей, нравственное и физическое воспитание подрастающего поколения, а также на обеспечение рационального времяпрепровождения. В последние годы наметилась положительная тенденция в развитии российской учебной деятельности. Чтобы правильно определиться с местом и значимостью дополнительного образования, необходимо знать какие нормативно-правовые документы регламентируют его в федеральном и региональном масштабе.
Содержание
Любые нормативно-правовые акты направлены на регулирование общественных отношений. Федеральный закон о дополнительном образовании обеспечивает права граждан на получение такой услуги и определяет взаимоотношения фигурантов процесса. В 2015 году вступил в силу обновленный ФЗ «Об образовании РФ». В него вошли изменения и дополнения к предыдущему закону от 1 сентября 2013 года. Но статья 10 осталась неизменной, пункт 2 которой определяет место сверхплановой учебы в образовательной системе РФ.
В тексте закона говорится, что образование состоит из общего, профессионального и дополнительного бучения, обеспечивающего возможность реализовать право на получение знаний на протяжении всей жизни, то есть учиться непрерывно. Иными словами, ДО признано неотъемлемой частью российской образовательной системы.
Отдельное место в законе отводится развитию самых юных участников процесса получений знаний для обеспечения их профориентации и адаптации к жизни во взрослом обществе. Государство также призвано выявлять и всячески поддерживать детей, имеющих выдающиеся способности. Внешкольные программы общего развития, ориентированные на возрастные и личностные особенности предполагаются для всех.
Впервые на законодательном уровне эти положения были закреплены еще в ФЗ о дополнительном образовании, принятом в 2001 году. В нем сказано, что ДО является целенаправленным процессом преподавания и воспитания, который осуществляется путем освоения учебных дисциплин, оказания услуг и ведения информационно-образовательной работы сверх основных предметов в интересах общества и страны.
Дополнительное образование призвано всесторонне развивать личность и способствовать повышению ее интеллектуальной и культурной значимости. В статье 3 закреплено право российских граждан, к которым относятся и несовершеннолетние, получать бесплатное дополнительное образование как в государственных, так и в муниципальных учебных заведениях. Из статьи 4 следует, что в систему входят:
- факультативные учебные программы;
- стандарты дополнительного образования, принятые на государственном уровне;
- образовательные структуры и организации, призванные осуществлять деятельность в сфере вспомогательного обучения;
- управленческие органы.
Статьи закона закрепляют содержание дополнительного образования, которое может быть самых различных направленностей, и определяет виды учреждений, где разрешено осуществлять внешкольное обучение:
- школы;
- станции;
- клубы;
- центры;
- студии;
- дома;
- образовательные и оздоровительные лагеря и т. д.
Главное, чтобы такая учеба приносила пользу - помогала развивать личность, мотивировала познавать новое, активизировала творчество - и осуществлялась согласно принятым документам, среди которых закон о дополнительном образовании имеет главенствующее значение и гарантирует такие принципы:
- Свобода выбора учреждения сверхурочного образования и программы.
- Многообразие внешкольных занятий.
- Непрерывность дополнительного образования.
- Преемственность внеурочных общеобразовательных дисциплин.
- Педагогическая и психологическая поддержка личностного развития.
- Творческая взаимосвязь преподавателей и учеников.
- Сохранение душевного и физического здоровья молодого поколения.
Кто призван следить за исполнением законов
Закон о дополнительном образовании вступил в силу в 2015 году. В связи с этим возникает вопрос: кто обязан следить за выполнением его положений и требований других актов, направленных на улучшение качества учебного процесса. Такими правами государство наделило федеральную службу, надзирающую за сферой науки и образования. Она подчиняется Минобразования и науки РФ, и была основана в 2004 году.
Сфера деятельности Рособрнадзора включает:
- выдачу лицензий и государственных аккредитаций на осуществление преподавательской деятельности;
- проведение аттестации педагогических и научных работников, сотрудничающих с учреждениями профобразования;
- выдачу аттестатов выпускникам общеобразовательных школ;
- подтверждение и признание иностранных документов об образовании;
- подготовку и проведение единого госэкзамена;
- внесение документов, подтверждающих получение определенного объема знаний, ученых степеней и званий в Федеральный реестр.
Для чего нужны Типовые положения об образовательных учреждениях
Обновленное Типовое положение о дополнительном образовании устанавливает три вида организаций, реализующих ДО:
- автономные;
- бюджетные;
- казенные.
Документ определяет обязанности, правовой статус и источники финансирования заведений культуры, школ искусств, центров внешкольного развития, детских технических станций, спортшкол.
Модернизированное Положение расширяет права учреждений сверхурочного обучения: теперь они могут разрабатывать оригинальные профессиональные программы и предлагать нестандартные услуги, ориентируясь на интересы государства, общества и индивидуума.
Если количество желающих обучаться факультативно больше, чем предполагает финансирование, образовательное учреждение может принимать воспитанников на платной основе. Для внешкольных организаций приветствуется любая финансовая деятельность, которую не запрещают Типовое положение и закон о дополнительном образовании - от оплаты занятий до приема пожертвований, причем как от отечественных, так и от иностранных компаний и частных лиц.
Согласно последней редакции Типового положения организация работы заведений ДО не претерпела глобальных изменений:
- Все дополнительные программы должны ежегодно обновляться, чтобы идти в ногу с развитием научной, экономической, технической, технологической, культурной и социальной сфер.
- Осуществление образовательной деятельности может быть индивидуальным и/или групповым – в кружках, лабораториях, студиях, театрах, оркестрах, творческих мастерских, ансамблях и прочих коллективах.
- Каждый ученик вправе выбрать любое количество групп, заниматься в них параллельно или менять их по своему желанию.
- Численность одновременно занимающихся, их возраст и продолжительность уроков устанавливаются каждым заведением самостоятельно, что закрепляется в локальном законодательном акте.
- Учебные часы могут дополнять общеобразовательные предметы и иметь техническую, краеведческую, физкультурно-спортивную, естественно-научную, художественную, социально-педагогическую и другую направленность.
- По согласию с руководством в состав обучаемых коллективов могут входить несовершеннолетние ученики, занимающиеся вместе с родителями или их представителями.
- По окончании учебы участники проходят аттестацию. Ее форму, график и порядок определяют сами организации.
- Расписание занятий должно учитывать пожелания детей и их родителей.
- В случае необходимости и по просьбе учащихся педагогам разрешено использование различных учебных технологий вплоть до электронного и удаленного обучения.
- Молодые люди с ограниченными физическими возможностями бесплатно получают специальную литературу, пособия, учебники, услуги для глухонемых и слепоглухих, а также обеспечиваются лекциями в электронном формате.