Требования к качеству и организации учебы в учреждениях ДО детей усложняются день ото дня. Высокий уровень обучения напрямую зависит от компетенции ключевого субъекта в образовательной системе - педагога.
Содержание
Специфическая работа преподавателей ДО позволяет создать не только творческую и развивающую, но и высокопрофессиональную атмосферу на занятиях, что оказывает положительное влияние на качество работы всего образовательного учреждения.
Зачем анализировать работу педагога
Профессиональный рост любого преподавателя невозможен без умения непредвзято рассматривать собственную работу и правильно воспринимать анализ своей деятельности, проведенный коллегами или даже обучающимися.
Самоанализ деятельности педагога дополнительного образования - это эффективный инструмент обнаружения недостатков в своей работе и выработки необходимой стратегии исправления ошибок. Правильно проведенный автоанализ послужит стимулом к улучшению результативности практики и росту профессионализма.
Особую важность проблема самоанализа педагогической деятельности приобретает на фоне недостаточного методического обеспечения процесса ДО при одновременном повышении требований к качеству образовательных услуг.
Основные функции
Анализ работы педагога дополнительного образования имеет следующие назначения:
- диагностическое;
- познавательное;
- преобразующее;
- самообразовательное.
Комплексное рассмотрение позволяет педагогу ДО выработать стратегию усовершенствования деятельности, а администрации образовательного учреждения - объективно оценить уровень мастерства учителя. Поэтому владеть приемами анализа необходимо как преподавателям, так и руководству организации.
Схема аналитического процесса
Самоанализ педагога дополнительного образования должен охватывать следующие важные моменты:
- Организационную сторону подготовки к занятию. Этот компонент включает в себя пунктуальность педагога, наличие плана, необходимого методического и материального обеспечения (пособий, намеченного к использованию оборудования), санитарное состояние помещения и готовность к урокам учеников.
- Содержание. Принимается во внимание не только насыщенность преподносимого материала и его соответствие цели урока, но и грамотность педагога, использование дополнительных информационных ресурсов и различных методов стимулирования учеников. По содержанию ответов учащихся определяется уровень их знаний, владение грамотной речью, заинтересованность в предмете.
- Воспитательную сторону. Важно обратить внимание, стремится ли педагог связывать преподносимый материал и методы проведения уроков с нравственной стороной жизни: обращает ли внимание учеников на необходимость взаимопомощи и честности, поощряет ли стремление к хорошей дисциплине на занятиях и общей культуре поведения, является ли в этом для них примером.
- Методический компонент. Изучаются и анализируются способы и приемы, задействованные педагогом в течение урока, например, как объясняется материал и проводится опрос, эффективно ли используются наглядные пособия и технические средства, качество практических работ, способы закрепления полученных знаний, ведение учащимися тетрадей.
- Манеру поведения педагога. Этот критерий позволяет оценить степень уверенности и заинтересованности преподавателя в своем предмете, его взаимоотношения с учащимися и их доверие друг к другу, тактичность, авторитетность и владение мастерством педагогического и воспитательного влияния на учеников.
Результаты наблюдения заносятся в оценочный лист педагога дополнительного образования, полученная информация анализируется, а затем формулируются замечания и рекомендации.
При комплексном подходе анализ каждого критерия позволит дать объективную оценку деятельности педагога и подготовить обоснованные советы по дальнейшему улучшению работы.
Анализ собственной педагогической деятельности
Те же критерии являются главным ориентиром и для самостоятельного анализа педагогом дополнительного образования своей работы. При его проведении надо обдумать и принять во внимание следующие факторы:
- насколько удалось передать учащимся место и важность урока в общем предметном курсе;
- достигнуты ли поставленные цели, если нет, то в чем причина неудачи;
- использован ли весь необходимый объем материала;
- степень усвоения учениками материала;
- собственная оценка эффективности примененных на занятии методов и приемов;
- организация работы учащихся, степень их заинтересованности и активности;
- объективно ли оценивалась работа учеников;
- какой была атмосфера на занятии с психологической точки зрения.
Эти вопросы анализа занятий помогут увидеть педагогам дополнительного образования аспекты, которые нуждаются в коррекции и улучшении. Принятые меры послужат не только росту компетенции и профессионализма преподавателя, но и повышению качества обучения в такой специфической и очень нужной сфере, как дополнительное образование.