Содержание
Должностные обязанности
Ключевая обязанность педагога-организатора дополнительного образования – подготовка и проведение массовых развивающих, просветительских, досуговых мероприятий. Все остальное – закономерное приложение к этой работе. Все должностные обязанности распределяются на три блока.
Методические
Педагог-организатор:
- разрабатывает календарные планы на год – в них входят мероприятия отдельных творческих объединений, всего учреждения, и участие в городских событиях;
- анализирует результаты досуговой деятельности и реализацию программ дополнительного образования;
- готовит документы и сценарии, нужные для организации каждого мероприятия;
- участвует вместе с методистом в организации методической работы педагогов, содействует повышению их квалификации.
Досуговые
Педагог-организатор в дополнительном образовании:
- планирует все массовые мероприятия – от праздников до конкурсов, олимпиад, выставок;
- вовлекает в подготовку и проведение массовых событий всех участников образовательного процесса – педагогов, учеников, а для детских учреждений еще и родителей;
- готовит рекламу каждого мероприятия;
- проводит мероприятие и обеспечивает качественное общение зрителей и организаторов.
Управленческие
Педагог-организатор учреждения дополнительного образования:
- организует набор и комплектование групп учащихся;
- обеспечивает координацию и контроль педагогов и детей в своей зоне ответственности;
- взаимодействует с органами власти – учредителями, партнерами;
- проводит анализ условий развития дополнительного образования в организации;
- планирует стратегию этого развития, готовит предложения руководству.
План работы
Справляться со всеми обязанностями педагогу-организатору помогает детальный план работы. В нем должны быть обозначены основные направления культурно-досуговой деятельности, ее цель, задачи. Помимо списка массовых мероприятий года, в документ входят разделы, посвященные организационной работе, в том числе и с родителями, контролю и руководству (участию в совещаниях и педсоветах).
Обязательный пункт плана – анализ итогов работы за прошлый период. Важно, чтобы разбор проделанного за предыдущий период получился не описательным, а содержательным. Для этого нужно сверять результаты с целями, которые ставили в прошлом году, сопоставлять, что достигнуто и что нет, и с чем это связано. Отдельное внимание обращается на сделанный за год набор методических разработок – рекомендаций, пособий, программ.
Пример плана работы педагога-организатора (разработан методистом Лариковой Л. Н.)
Программы
Педагог-организатор работает сразу в нескольких направлениях дополнительного образования и для каждого из мероприятий он готовит программы разных типов.
Длительная досуговая
В нее включаются все мероприятия, которые входят в систему воспитательной работы на год или даже на несколько лет. Содержательно она делится на этапы, на каждом из которых будут решаться определенные педагогические задачи. Классический пример – программа летнего или зимнего лагеря. В нее включают:
- пояснительную записку с целями, формами и методами работы, ожидаемыми результатами;
- характеристику содержания;
- описание ресурсного обеспечения;
- литературу и источники.
Разовая игровая
Это программа какого-либо развлекательного (или одновременно и познавательного) мероприятия длительностью от получаса. Она предполагает, что в игру дети и взрослые включаются без «домашней подготовки», по приглашению ведущего. Форма «активности» может быть самой разной – массовый танец, пение, «интеллектуальная эстафета» (с переходом ответа). Обычно такую игру делают частью более крупной праздничной программы.
Конкурсы
Более простая по механике программа, подготовить ее могут даже подростки под управлением педагога. Форматы: КВН, брейн-ринг, лотерея и так далее. В отличие от разовых игровых программ, к конкурсам участники готовятся заранее.
Праздники
Самый масштабный и, вероятно, самый трудоемкий вид мероприятий. В праздничные программы входит сразу много развлечений, выступлений и выставок. Предстоящему событию предшествует долгая подготовка, которая сама по себе создает особую атмосферу. В учреждениях дополнительного образования проводят как «внутренние» праздники, например, день рождения организации или памятные даты, так и общероссийские – Новый год, 8 Марта и т. д.
Сценарии обычно сводятся к нескольким формам:
- творческие фестивали, конкурсы, отчеты, слеты, смотры;
- спортивные мероприятия;
- презентации и приветствия, церемонии награждения;
- карнавалы, театрализованные представления, гулянья;
- тематические недели или дни.
Зрелища
Главный признак зрелища – наличие исполнителей и зрителей. Концерт, эстафета, литературно-музыкальная композиция – все они волнительны для юных певцов, танцоров, гимнастов, и вызывают эмоциональную реакцию у публики.
Продумывая педагогические задачи зрелища, педагог-организатор не должен забывать о воспитании зрительской культуры: детям надо учиться доброжелательно воспринимать выступления сверстников. Оптимальный способ решения этой задачи - чередовать роли зрителей и артистов.
Чтобы успешно справляться со своими обязанностями, педагог-организатор дополнительного образования должен не только уметь планировать и проводить досуговые мероприятия с учетом возрастных и физических особенностей детей, но и привлекать учителей, учащихся и их родителей к планированию и разработке содержания мероприятий.