Синергия: над шапкой

Дополнительное образование по краеведению

Известный культуролог Д. С. Лихачев утверждал, что любовь к своему родному краю и знание его истории - это основная база для роста духовной культуры народа. Чаще всего при изучении истории страны, малая родина выпадает из поля зрения преподавателей и учеников. Краеведение расширяет знания о родном крае.

Иллюстрация сути занятий по краеведениюДисциплина углубленно изучает историю определенного города, поселка или деревни, помогает разобраться в закономерностях исторического процесса. Программа дополнительного образования по краеведению призвана ознакомить детей с основными известными личностями, которые жили или сейчас проживают на территории родного города и страны, оценить важность их вклада в историю Родины.

Помимо этого дополнительное образование в кружках по краеведению знакомит с историческим прошлым местности, дает понятие об экономическом развитии края, его географических особенностях и климатических условиях. Изучая все это, ребенок начинает чувствовать себя неотъемлемой частью своей малой родины, проникается трепетным отношением ко всему окружающему.

Изучение природы, истории, экономики, быта области, округа, района поможет научить ребенка использовать накопленный веками опыт и знания в повседневной жизни.

Программа дополнительного образования по краеведению ставит перед собой следующие цели:

  • Воспитание патриотизма и гуманного отношения к родным местам с малых лет. Каждый должен понимать, почему нужно беречь и преумножать наследие предков.
  • Пробуждение интереса к активной деятельности на благо малой родины и формирование гражданской ответственности. Ребенок должен осознавать важность участия каждого человека в решении экологических, социальных и политических проблем края.
  • Выработка умения самостоятельно собирать и анализировать материал по заинтересовавшему предмету в архивах, музеях и библиотеках.
  • Воспитание чувства уважения и гордости за достижения своих земляков.

Что нужно для эффективных занятий

Чтобы дополнительное образование дало желаемые результаты, необходимы следующие условия:

  1. Педагог должен сам отлично разбираться в истории края и владеть эффективной методикой преподавания.
  2. Наличие базы учебной литературы и дидактических пособий.
  3. Возможность проводить познавательные экскурсии.

Без соблюдения этих важных принципов программа дополнительного образования по краеведению не может быть выполнена в полном объеме.

В результате занятий учащиеся должны научиться составлять доклады о проделанной работе, писать информативные рефераты, самостоятельно вести грамотные беседы с местным населением, освоить правила поведения во время посещений музеев, создавать различные экспозиции, презентации, проводить экскурсионные работы.

В какой форме проходит обучение

Преподаватель с детками на занятиях по краеведениюПрограмма дополнительного образования по краеведению не предполагает организации занятий по четко установленным правилам. На уроках рекомендуется использовать комплексные виды деятельности практического и теоретического характера. Например, сегодня занятие может проходить в форме беседы или работы с наглядными пособиями, а завтра – в виде спектакля или викторины.

Учеба в помещениях всегда чередуются с различными интересными экскурсиями, посещениями музеев и выставок, библиотек, просмотром познавательных документальных или художественных фильмов.

Основные тематические блоки курса:

  • Общее краеведение. Охватывает широкий спектр вопросов, касающихся всех сфер жизнедеятельности местности проживания.
  • Экологический блок. Предусматривает детальное изучение растительного и животного мира, дает знания о полезных ископаемых, учит бережному отношению к окружающей среде и рациональному использованию природных ресурсов. Желательны экскурсии в краеведческий музей, если таковой имеется.
  • Географический блок. Изучает взаимосвязь природных явлений и экономических процессов.
  • Исторический блок. Глубоко исследует историю края, его культурное наследие, знакомит учащихся с выдающимися людьми. Предполагает экскурсии к мемориальным местам, беседы со старожилами, формирует трепетное и бережное отношение к памятникам культуры и истории.
  • Природоведческий блок. Раскрывает красоту родного края, изучает уникальные явления, характерные для определенной местности.
  • Экономический блок. Знакомит со всеми отраслями хозяйствования территории, социально-демографической структурой населения.

Образование по краеведению помогает каждому ощутить себя частью великого народа, прививает чувство патриотизма и гордости за страну в целом.