Профессия "Телекоммуникации"

Специалисты в области телекоммуникаций

Наладка и создание сетей, кодировка сигналов, прокладка линий связи - это лишь краткий перечень тех знаний и умений, которые должен освоить специалист по телекоммуникационным системам.

Рейтинг профессии

Востребованность
82%
Оплачиваемость
64%
Конкуренция
58%
Входной барьер
61%
Перспективы
87%

Одним из наиболее актуальных направлений развития науки и техники является связь. Как известно, вовремя полученная информация - залог успеха и процветания как физических, так и юридических лиц. Поэтому специалисты, способные спроектировать, построить и поддерживать в рабочем состоянии линии и сети связи, востребованы и будут оставаться таковыми до тех пор, пока существует потребность в передачи информации. Тема эта очень обширная, поэтому остановимся на одном из направлений - проводные и беспроводные системы передачи данных.

Что нужно знать

Учатся телекоммуникацииЕсли объяснять просто - вычислительные сети всех масштабов и категорий. Профессия связиста подразумевает знание как домашней сети на 2-3 компьютера так и Интернета. Казалось бы, работать системным администратором может даже одиннадцатиклассник, прочитавший пару-тройку изданий по сетям и администрированию Windows. Но всё не так просто. Если выбрано направление 'Вычислительные сети', в списке изучаемых вопросов тонкости процесса вроде обжимки кабеля или администрирования сетевой ОС будут последними. Строго говоря, сети и системы передачи данных - это одно из направлений развития АСУ (автоматических систем управления). А изучаются здесь проблемы передачи сигналов и их синхронизации, управление передачей сигналов.

Поэтому придется подготовить себя к тому, что основными предметами на первые два-три года окажутся высшая математика (помимо математического анализа и линейной алгебры изучается теория графов, спецглавы высшей математики, теория вероятности, теория оптимизации), теория автоматического управления, теория систем массового обслуживания, языки высокого уровня (в дополнение к обычному программированию), теория операционных систем, теория сетей, теория информации.

Из более специализированных предметов назовем протоколы передачи информации (7-уровневый стек протоколов OSI - взаимодействие открытых систем - должен отскакивать от зубов в любое время суток), методы построения сетей, сетевое оборудование, методы защиты информации, микропроцессоры, микроэлектронику.

Темами дипломных работ и проектов, как правило, становятся проекты реальных сетей (то есть ставится задача проектирования сети для конкретных условий и требований, а не в общем виде). Также возможны темы по построению и исследованию математических моделей сетей.

Развитие беспроводных технологий позволило в некоторых случаях отказаться от использования проводов при построении сетей передачи данных и, как следствие, выработать новые требования к профессионалам. Таковых готовят на радиотехнических факультетах и в вузах связи. Специальности - средства связи с подвижными объектами, комплексная защита объектов информации, радиоэлектронные системы. Программа подготовки на младших курсах такая же, как и для остальных радиоинженеров - теория цепей, антенны, передатчики, приемники, проектирование радиосистем, конструирование и технология РЭС (радиоэлектронных средств). Различия начинаются на старших курсах - изучаются системы и комплексы передачи данных, проектирование и расчет сетей различного назначения, устройства сетей передачи данных.

Где учат

Обучение будущих связистовОсновные выпускающие вузы - МТУСИ, МАИ, МГТУ, МАДИ, МЭИ, военные вузы по подготовке связистов (сухопутная, морская, космическая связь - почти полностью прерогатива военных, поэтому постоянная модернизация и развитие этим отраслям связи обеспечены).

МТУСИ обучает преимущественно специалистов по беспроводной и проводной связи. Телефония, телевидение, проводные и беспроводные сети передачи данных различного назначения и применения - это наиболее динамично развивающиеся 'коммерческие' направления связи. Поэтому требования к подготовке по этим направлениям традиционно высоки с самого момента появления на территории нашей страны телевещания и телефонной (а так же телеграфной) связи.

МАИ, МАДИ, МГТУ, МЭИ, военные вузы готовят в первую очередь специалистов по проводным сетям. Для этого существуют факультеты АСУ - основа для развития и подготовки в том числе и будущих инженеров-связистов и сетевиков. В военных вузах готовят, соответственно, будущих военных связистов, телеграфистов - при этом люди в форме больше доверяют проводам, чем эфиру. Также в ряде перечисленных вузов есть радиофакультеты, и часть выпускников-радиоинженеров - это потенциальные специалисты по беспроводным сетям передачи данных.

Кем работать?

Это насущный вопрос для большинства будущих связистов, так как даже диплом престижного отраслевого вуза не равен гарантии трудоустройства. Так куда же может послать резюме выпускник или старшекурсник вуза связи? 
Во-первых, в телекоммуникационные компании. Сотовые компании, интернет-провайдеры, провайдеры IP-телефонии готовы принять в свой штат выпускников - на низкие должности, разумеется. Но надо быть готовым к тому, что вакансий не так уж и много (тем более в престижных компаниях) и требования к уровню соискателей достаточно высоки. В частности, нужны реальные знания в области законодательства о связи. На территории РФ действует достаточно сложная система законодательных актов в области связи - как в области получения частот для различных целей, так и в области лицензирования. А в институтских программах правоведение (если изучается вообще) ограничивается изучением Конституции и Гражданского Кодекса (да и то - в очень общем виде).

Во-вторых, стоит рассмотреть вакансии сетевых администраторов, администраторов баз данных. Но для этих профессий необходимы как раз те практические знания, для получения которых, в общем-то, не надо специально учиться. С другой стороны, наличие диплома связного вуза или даже факультета АСУ дает несомненный плюс.

Конечно, можно работать в телеателье или в сервисном центре. В программу обучения специалистов-связников входит конструирование и устройство аппаратуры связи. Плюс ко всему, на дневном отделении на 3-4-м курсах проводится технологическая и конструкторская практика, где есть возможность увидеть реальную, а не учебную аппаратуру.

Понравилось? Поделись: