Химик-технолог

Химик-технолог – это специалист, который занимается поиском методов и средств рациональной и экономически выгодной переработки сырья, используя для этого достижения химической науки с целью создания нового продукта с заданными свойствами.

Средняя заработная плата: 40000 рублей в месяц
Химик-технолог в лаборатории

Рейтинг профессии

Востребованность
63%
Оплачиваемость
65%
Конкуренция
58%
Входной барьер
49%
Перспективы
76%
В обязанности химика-технолога входит разработка и внедрение инновационных методов обработки сырья на производстве самых разных профилей – от пищепрома до металлургии. Чем занимается этот специалист в зависимости от отраслевого направления деятельности и куда можно пойти учиться для получения профессии, читайте в статье.

История профессии

Появление профессии химика-технолога в современном понимании напрямую связано с возникновением химической промышленности, которая в Европе начала зарождаться с XV века в форме различных мануфактур, где организовывались мелкие производства солей, щелочей и кислот для изготовления лекарственных препаратов, красок, взрывчатых веществ. С XVI века подобные промыслы появились и в России, но выделение химической технологии в самостоятельную область знаний и прикладных умений произошло только во второй половине XVIII века. Тогда же (в 1772 году) в работах профессора И. Бекмана, ставших первыми учебниками для будущих химиков-технологов, возникает и термин «технология» применительно к методикам различных химических производств.

В 1795 году в Германии выпускается уже двухтомный учебный курс «Руководства по технической химии» И. Гмелина, после чего химическая технология становится обязательным предметом в европейских университетах, а также российских высших образовательных заведениях и училищах технического и коммерческого профиля. В РАН с 1803 года учреждена соответствующая кафедра, где в свое время работали и преподавали первые российские химики-технологи А Двигубский, Ф. Денисов и П. Ильенков, выпустивший в 1851 году энциклопедический исчерпывающий «Курс химической технологии».

Основные вехи в истории профессии связаны с исследовательскими и прикладными достижениями химиков-технологов, которые можно отследить на примере производства серой кислоты:

  • 1748 г. – открытие в Англии сернокислотного завода по получению продукта в свинцовых камерах.
  • 1800–1810 гг. – распространение технологии на территории Франции, России (с 1804 года), Германии.
  • Вторая половина XIX в – исследования катализа, приведшее в 1886 году к организации производства продукта контактным методов в промышленных масштабах.

Каждое новое открытие становилось «ступенью» в эволюции профессии. Например, изобретение оборудования для промышленного синтеза аммиака в 1912 году и применение его в агрохимии создало предпосылки для появления целой отрасли хозяйства – производства минеральных удобрений. А теоретические работы 30–50 годов XX века на тему цепных реакций, воплощенные на практике в работающих установках, открыли возможность для широкого изготовления синтетических материалов: различных пластических масс (полиэтилена, полистирола, поливинилхлорида), смол, искусственных волокон.

Описание профессии

Химик-технолог занимается тем, что оптимизирует уже существующие или создает новые варианты производства того или иного продукта в пищевой, целлюлозно-бумажной промышленности, фармакологической и косметологической индустриях, на нефтеперерабатывающих и металлургических предприятиях, на военных объектах, на заводах по изготовлению синтетических материалов, удобрений и т. д. «На выходе» должен получиться объект потребления или средство производства с заданными свойствами, которое можно производить в промышленных масштабах с применением определенного алгоритма.

В ходе своей деятельности профильный специалист знакомится с образцами, исследует их состав и свойства, определяет расход сырья, количество и состав отходов производства, способы их утилизации. Кроме того, химик-технолог контролирует сначала образцы поступающего сырья, полуфабрикатов и расходных материалов, а затем – и качество готовой продукции на соответствие его заявленным характеристикам.

При этом к практической деятельности специалиста нередко добавляется научно-исследовательская, а также административно-управленческая. Процесс внедрения технологии требует применения организаторских способностей и менеджерских навыков ведения проектов.

Работа специалистом может проводиться как самостоятельно, так и в группе коллег. Масштабные проекты, как правило, «поднимаются» коллективами и отделами предприятий под управлением руководителя лаборатории, цеха, направления.

На каких специальностях лучше учиться

В рамках направления «Химические технологии» есть основная одноименная специальность и несколько отраслевых альтернатив:

  • химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий;
  • энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии;
  • химическая технология материалов современной энергетики;
  • химическая технология органических веществ;
  • технология аналитического контроля химических соединений.

Получить образование химика-технолога можно и по ряду таких специальностей, как:

  • химия;
  • фундаментальная и прикладная химия;
  • химия, физика и механика материалов;
  • биотехнология;
  • материаловедение и технологии материалов.

Поскольку современный химик-технолог на производстве занимается еще и проектным менеджментом и должен уметь не только разработать, но и с учетом экономической целесообразности внедрить технологию, то учиться можно и по специальности «системный анализ и управление», в рамках которой вузы предлагают программу «Системный анализ и управление в химической технологии» с преподаванием основ менеджмента, экономики, системного анализа объектов химической технологии.

Для поступления в институт нужно предоставить результаты ЕГЭ по математике, русскому языку, химии, физике. В пределах этого перечня требования могут варьироваться в зависимости от вуза. В некоторых институтах необходимо будет при поступлении дополнительно сдать экзамен по ключевой дисциплине.

Лучшие вузы и ссузы для обучения

Свои программы обучения химиков-технологов предлагают как высшие (и это не только узкопрофильные химические вузы), так и средние специальные учебные заведения:

  • В Москве наиболее известны:

МГТУ им. Н. Э. Баумана, РХТУ им. Д. Менделеева, РТУ МИРЭА, МИФИ, Московский Политех, МГУТУ им. К. Разумовского (ПКУ).

  • В Санкт-Петербурге:

СПбГТИ (ТУ), СПбГЛТУ им. С. Кирова, СПбГУПТД.

  • В регионах:

КНИТУ (Казань), СамГТУ (Самара), ПНИПУ (Пермь), ЮУрГУ (Челябинск), ТИУ (Тюмень), УрФУ им. Б. Ельцина (Екатеринбург), БГИТУ (Брянск), БГТУ им. В. Шухова (Белгород), ВолгГТУ (Волгоград), КБГУ им. Х. Бербекова (Нальчик), СибГУ им. М. Решетнева (Красноярск), ЧГУ им. И. Ульянова (Чебоксары), ЛГТУ (Липецк), ЛГТУ (Тверь), ВлГУ (Владимир), БашГУ (Уфа), ВГУИТ (Воронеж), ЯГТУ (Ярославль) и другие.

В вузах доступен различный формат обучения: полный курс, «второе высшее» или ускоренный вариант (после СПО).

В числе профильных ссузов можно назвать ОК «Юго-Запад», МОПК, МГОК (Москва), Центр среднего профессионального образования при СПбГТИ (ТУ) (Санкт-Петербург), Новосибирский химико-технологический колледж имени Д. Менделеева, Казанский технологический колледж (при КНИТУ) и КНХК им. В. Лушникова, Омский промышленно-экономический колледж, а также ряд ссузов в Краснодаре, Перми, Самаре, Уфе, Саратове, Воронеже и других городах России.

Обязанности на работе

Лабораторные исследования косметики

Перечень обязанностей химика-технолога (независимо от отраслевой специфики) включает:

  • изучение свойств материала (вещества) и его соединений в процессе проведения физико-химических экспериментов;
  • обработка результатов экспериментально-аналитической работы;
  • проектирование и исполнение на основе полученных данных версий продукта с новыми физико-химическими свойствами и характеристиками;
  • проведение химической экспертизы свойств продукции и исследование возможностей ее использования в народном хозяйстве;
  • технологический мониторинг химических процессов при запуске разработок в серийное (промышленное) производство;
  • исследования последствий для окружающей среды производства, хранения и утилизации отходов.

Отраслевая специфика может обуславливать появление некоторых особых обязанностей, но, в целом рабочий процесс складывается из четырех этапов: изучение, разработка, внедрение, тестирование.

Кому подходит

Работа химиком-технологом на стадии внедрения технологий подойдет как мужчинам, так и женщинам, способным действовать дисциплинированно, строго по заданному алгоритму. От ответственности специалиста и соблюдения им установленных правил нередко зависит жизнь и здоровье потребителей.

На стадии совершенствования или изменения существующей технологии специалист должен проявить черты исследователя: настойчивость, аккуратность, терпение, внимательность к деталям, способность проанализировать полученные данные, синтезировать результаты, объединяя их в рабочем протоколе. Кроме того, химик-технолог должен уметь находить, обрабатывать и запоминать поступившую извне новую справочную информацию.

По физиологическим требованиям работа в большей степени подходит людям с развитым обонянием и отсутствием патологий цветовосприятия. Но главным препятствием для получения этой профессии становятся аллергии.

Сколько получают

На уровень заработка химика-технолога оказывает влияние отраслевая специфика, должностное положение специалиста, региональные особенности. Но в среднем по России зарплаты предлагаются на уровне 40 тыс. рублей в месяц. Выше эта планка в северных и удаленных от европейской части страны районах. В Бурятии, Забайкальском крае, Чувашской республике, Магаданской области она поднимается до 70-75 тыс. рублей, а в ряде вакансий превышает отметку в 100 тысяч.

В целом же почти в половине предложений работодатели указывают суммы в диапазоне 25–50 тыс. рублей, в четверти случаев – в границах 50–70 тысяч. Зарплаты, превышающие эту отметку, составляют только около 7-8 % от общего количества вакансий. Лаборанты обычно получают до 30 тыс. рублей.

Как построить карьеру

Первой карьерной ступенькой для химика-технолога обычно становится должность лаборанта химанализа или аппаратного оператора. С приобретением опыта начинают обнаруживаться либо профессиональные склонности инженера, разрабатывающего рецептуру (состав) и контролирующего применение сырья, либо химика-аналитика, способного грамотно описать химические реакции, провести научные исследования.

В дальнейшем движение может идти по одному из направлений:

  • технологическому – когда специалист в качестве главного технолога развивает производство компании, расширяя ассортимент продукции;
  • административному – когда реализовываются организаторские таланты работника, и он переходит в управление структуры предприятия;
  • научному – когда специалист углубляется в теоретические разработки новых технологий.

Знание языков (преимущественно – английского) дает возможность устроиться в российских или заграничных филиалах иностранных компаний, предлагающих, как правило, более высокие зарплаты.

Перспективы профессии

Актуальность применения технологий химической промышленности в различных хозяйственных отраслях последние полтора века неуклонно растет, а дефицит кадров, несмотря на большое число учебных заведений разного уровня, ощущается постоянно, особенно в активно развивающихся направлениях. Отчасти это связано с «перекосом» в соотношении серьезных требований к квалификации специалистов и их сравнительно невысоких зарплат, что обуславливает постоянные кадровые замены, в ходе которых «в профессии» остаются самые востребованные и выносливые.

В таких условиях наиболее широкие перспективы открываются перед создателями или пионерам-популяризаторам уникальных технологий, которые при внедрении обеспечивают максимальный экономический эффект от производства.

Автор: Алексей Кузнецов

Автор статьи:

Материал обновлен: 22.10.2019 г.

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения