Профессии, связанные с машиностроением

Средняя заработная плата: 55000 рублей в месяц
Технологическая деталь

Рейтинг профессии

Востребованность
48%
Оплачиваемость
62%
Конкуренция
24%
Входной барьер
36%
Перспективы
52%
Машиностроение – это комплекс отраслей тяжелой промышленности, в который входят станкостроение, автомобилестроение, авиационная промышленность, космическое машиностроение, судостроение, а также разработка и производство добывающего, обрабатывающего оборудования, подъемно-транспортных машин и механизмов.

Наряду с металлургией, добывающей и обрабатывающей промышленностью, машиностроение составляет основу мощи и обороноспособности любого государства. С распадом СССР многие отечественные заводы, конструкторские бюро и НИИ временно остановили работу или вовсе закрылись: новые заказы поступать перестали, финансирование практически прекратилось, спрос на специалистов резко снизился. Большинство молодых людей выбирали тогда профессию экономиста или юриста, а те немногие, кто всё-таки шел в машиностроительные вузы, не хотели работать за мизерную зарплату. В начале «нулевых» положение изменилось в лучшую сторону: заводы, НИИ и КБ были переформированы в новые структуры – как правило, включенные в «оборонку»; появились госзаказы, начали поступать деньги на зарплаты и переоборудование.

Чему учиться

Какие предметы надо освоить будущему инженеру завода или КБ? В некоторых машиностроительных вузах уже на подготовительных курсах абитуриентов учат чертить. Если с карандашом и линейкой не дружите, если интереса к черчению нет, лучше даже не мечтать о дипломе инженера: не по силам будет даже первый курс – черчение отнимет всё ваше время. Зачастую оно преподается 2 года. Этот предмет – головная боль для многих студентов, которые поступили на машиностроительные факультеты, не зная об особенностях предстоящей учебы. Здесь не терпят тех, кто пришел ради корочек или ради спасения от службы в армии; таким тут делать нечего. Чтобы успешно учиться на машиностроительном факультете, необходимо также знать физику и математику – эти предметы тоже относятся к числу профилирующих. А если говорить о более узких дисциплинах, то вы будете изучать материаловедение, конструкционные материалы, теоретическую механику, сопромат, теорию машин и механизмов, строительную механику, термодинамику и теплотехнику, основы конструирования и проектирования. На старших курсах появятся такие предметы, как системы автоматизированного проектирования, конструирование и проектирование агрегатов, испытания агрегатов, технология изготовления и сборки.

Во время обучения вам предстоит выполнить многочисленные курсовые работы и проекты, для которых количество чертежей формата А2 или А1 может доходить до 10, а число более мелких форматов – до 15–20. Вообще, практике в процессе учебы уделяется огромное значение. Теории не так уж и много: теоретическая механика, высшая математика, физика, сопромат, строительная механика, САПР – вот и весь «джентльменский набор». Все остальные предметы почти полностью утилитарные: только дадут немного теории – и пожалуйста, тут же практическое применение, реальные задачи, проектирование. К примеру, теория по предмету «Конструирование самолетов» вмещается чуть ли не в небольшую вузовскую методичку. То же касается теплопередачи и термодинамики, расчета конструкций, строительной механики и многих других предметов: даже на лекционных занятиях решаются, в основном, практические задачи. У подобной направленности подготовки есть несомненное преимущество:  когда молодой специалист впервые устраивается на работу по специальности, ему не приходится учиться всему заново.

Машиностроение тесно связано с приборостроением, материаловедением, металлообработкой: и студенты, и дипломированные специалисты активно используют знания по этим дисциплинам. Однако, в отличие от приборостроения или, скажем, радиотехники, машиностроение не терпит ошибок и не позволяет их исправить. Лонжерон самолетного крыла должен быть сделан точно по чертежу, из строго определенного материала, обязан точно попадать в систему допусков: отклонения от расчетных значений могут обойтись слишком дорого. И переделать этот лонжерон «на коленке» не получится – надо будет отправлять детали на переплавку, повторять весь производственный цикл. В радиотехнике всё гораздо проще: там допускается отклонение в значениях пассивных компонентов (резисторов, конденсаторов, катушек) до 15%. Да и в собранном устройстве зачастую можно многое подправить: выпаять тот или иной элемент из схемы и заменить на другой труда не составляет. Более того, все радиокомпоненты давно унифицированы и выпускаются серийно.

Возможные специальности и учебные заведения

В российских машиностроительных вузах готовят бакалавров по следующим направлениям:

  • машиностроение;
  • технологические машины и оборудование;
  • прикладная механика;
  • автоматизация технологических процессов и производств;
  • конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств;
  • мехатроника и робототехника.

Кроме того, существуют программы специалитета и магистратуры. Стоит учитывать, что профессию, связанную с машиностроением, можно получить и в среднем специальном учебном заведении. Там готовят техников по обслуживанию машин, мы же сейчас говорим о профессии инженера, получить которую можно только в профильных вузах, количество которых в России довольно велико: почти в каждом субъекте Российской Федерации найдется хотя бы один машиностроительный вуз. Если говорить более подробно:

  1. В Сибири и на Урале машиностроительные вузы ориентированы, как правило, на добывающую и обрабатывающую промышленность. Добыча полезных ископаемых, выплавка и изготовление металлоизделий требуют огромного количества сложнейших механизмов и специалистов по их эксплуатации. Последние должны разбираться в станках, в горнодобывающем, обогатительном и плавильном оборудовании, в двигателях и приводах. Примеры вузов:
    • Новосибирский государственный технический университет;
    • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
  2. В Центральном федеральном округе машиностроение напрямую связано с конструированием и эксплуатацией самих машин. Это авиастроение, создание космической техники, двигателестроение, автомобилестроение, станкостроение. Примеры вузов:
    • Московский государственный технологический университет «Станкин»;
    • Московский политехнический университет.
  3. В Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах наиболее востребованы специалисты в области судостроения, тяжелого и легкого автомобилестроения, двигателестроения. Вузы:
    • Санкт-Петербургский государственный морской технический университет;
    • Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет.
  4. В Южном и Приволжском федеральных округах наиболее востребовано машиностроение в области сельского хозяйства (производство посевной и уборочной техники). Примеры учебных заведений:
    • Донской государственный технический университет;
    • Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева.

Выбрав машиностроительную специальность, будьте готовы к нелегкой учебе. Совокупность предметов и полученных знаний по ним дает результат курсу к третьему: восприятие мира в целом и многих отдельных явлений в нем меняется кардинально. Причина в том, что машиностроение – область сугубо практическая. Конструирование развивает нелинейность мышления – не зря конструкторы Туполев, Миль, Камов, Королев были в высшей степени неординарными людьми. Многие ноу-хау в отрасли, на первый взгляд, довольно просты. Зато додуматься до них не так-то легко. Сколько было случаев в советском и мировом машиностроении, когда важнейшая проблема решалась интуитивно, за пять минут, появлялась в уме создателя мгновенно – и лишь потом подгонялась под теоретические выкладки! Но прежде, чем научится самому видеть проблему в целом и решать ее интуитивно, заранее прикидывая в уме ответ, нужно пройти тернии механики, физики, химии, сопромата, деталей машин, а со студентами младших курсов преподаватели бывают ох как строги. Машиностроение – это определенный образ мышления и особый подход к решению задач, привыкнуть к которому можно лишь за годы напряженной учебы.

Где работать

Работать нужно там, где есть желание приложить силы и ум. С одной стороны, выпускнику открыт прямой путь в НИИ, КБ, на завод: после выпуска вчерашний студент, прошедший все практики, – это почти готовый специалист, не требующий доучивания. С другой стороны, профессия профессией, но спектр полученных навыков и знаний велик настолько, что выпускник может успешно работать и в других отраслях и направлениях. Изучал теплотехнику, технологию сборки, испытания? Добро пожаловать в фирму по эксплуатации, продаже и монтажу теплового и холодильного оборудования. Знаешь технологию изготовления металлоизделий и проката? Будь уверен, что тебя с удовольствием возьмут в фирму по изготовлению изделий из металла конструктором или технологом. Таким образом, машиностроение – специальность весьма широкая и открывающая большие профессиональные перспективы.

Автор статьи:

Материал обновлен: 19.03.2020 г.

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения