Профессия "Пилот"

Пилот в кабине готовится к взлету

Вдохновившись героической биографией французского писателя Антуана-де-Сент-Экзюпери, можно навеки заразиться мечтой о карьере летчика. Воплотить мечту в жизнь - осуществимый замысел.

Рейтинг профессии

Востребованность
86%
Оплачиваемость
80%
Конкуренция
75%
Входной барьер
95%
Перспективы
80%

Возможно, очень многие, когда-то мечтали о профессии пилота. Управлять пассажирским, торгово-грузовым, военным или даже небольшим частным двухместным самолетом, в детстве представляется нам истинным блаженством. Многие мальчишки испытывают переживания "полета" (обычно, без каких-либо технических приспособлений) во сне. Но реалии, конечно, не настолько безоблачны, как нам это представляется в детстве. Стать настоящим летчиком непросто.

История

Летательный аппарат Леонардо Да ВинчиЛетать, как птицы, люди возжелали еще очень давно. В античной Греции было создано немало мифов о совершении полетов человеком. До сих пор поддерживается миф о том, что особенно просветленные индийские йоги и тибетские монахи способны левитировать, т.е. воспарять в воздух, без каких-либо летательных аппаратов. Ну и, разумеется, в сказках и легендах многих народов есть «летающие» персонажи: Баба-Яга в русских сказках, ведьмы на метлах в скандинавских и английских, пери – в восточных сказках. Величайший итальянский ученый – Леонардо да Винчи, разрабатывал проект создания искусственных крыльев, при помощи которых мог бы летать любой человек. Позже, от этой идеи он отказался и принялся разрабатывать конструкцию летательного аппарата, который, по описанию, очень напоминает современные аэропланы. Родоначальниками этой профессии можно считать и братьев Монгольфье, совершивших первый удачный полет на воздушном шаре. А вот первыми летчиками в современном смысле этого слова, следует назвать братьев Райт, которые после десятилетий испытаний и расчетов, в 1903 году совершили дебютный, в истории человечества, полет на самолете. Они дали своему аппарату очень символичное имя: «Флайер-1».

Описание

Пилот (если исключить пилотов гоночных авто) – человек, управляющий летательным аппаратом любого назначения. Профессия эта более, чем ответственная: часто возникают ситуации, в которых летчик не имеет права на ошибку, ведь от его действий зависит слишком многое - целостность груза, самого авиатранспортного средства, жизнь пассажиров и членов экипажа. Данная профессия считается одной из наиболее технически сложных, поскольку пилот должен держать под контролем показания огромного множества измерительных приборов и ориентируясь на них, принимать решения, а также координировать свои действия со вторым пилотом, диспетчером аэропорта и пилотами других летательных аппаратов, находящихся поблизости. Если вам доводилось когда-либо видеть приборную доску, при помощи которой летчик управляет самолетом, вы можете представить, как это сложно: кроме штурвала, на панели управления расположены сотни кнопочек, лампочек, дисплеев, тумблеров и переключателей, неверное взаимодействие с любым из которых, может повлечь за собой фатальные последствия.

В составе экипажа, как правило, есть два пилота – командир и помощник. В случае непредвиденных обстоятельств, второй пилот должен быть способен полностью взять на себя функцию управления самолетом. Помощник, как и командир, должен знать все об устройстве самолета, его «поведении» в тех или иных условиях и правилах ТБ при его эксплуатации. Непосредственно перед рейсом, летчик внимательно изучает маршрут предстоящего полета, советуется со специалистами, проверяет результаты ТО, настраивает работу средств радиосвязи.

Образование, плюсы и минусы, кому подходит данная профессия

В РФ стать профессиональным летчиком, можно, получив образование в летном училище или одном из трех ВУЗов, описанных ниже:

  1. Санкт-Петербургский Университет Гражданской Авиации (УГАвСП). 8 факультетов, срок обучения не менее 5 лет. Кроме профессии пилота, здесь можно освоить ряд смежных специальностей – авиаменеджера или техника, например.
  2. Высшее Авиационное Училище Гражданской Авиации в Ульяновске. Срок обучения – четыре года.
  3. И наконец, Московский Авиационный институт, состоящий из 12 факультетов. Этот ВУЗ очень широко профилирован: кроме пилотов, техников и менеджеров, здесь подготавливают ученых-новаторов и конструкторов, которые, впоследствии, будут работать в НИИ, проектируя новые самолеты и космические аппараты, а также участвуя в из запуске и разработке их оснащения.

Специальности, которые следует заканчивать, чтобы быть летчиком или авиатором:

  • Испытание летательных аппаратов;
  • Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения;
  • Системы управления летательными аппаратами;
  • Применение авиационных комплексов и летная эксплуатация;
  • Аэронавигация.

Плюсы

Высокая з/п, хорошую социальную защищенность, «ускоренный» выход на пенсию и разумеется – бесконечные путешествия. Вы гарантировано увидите множество самых разнообразных стран. У пилотов, совершающих международные рейсы, обычно есть несколько дней на то, чтобы прогуляться по городу, ознакомиться с Летчик позирует для фото в кабине самолетадостопримечательностями, хорошо отдохнуть. Отдых – отдельный плюс – авиакомпании скрупулезно контролируют физическое и моральное состояние своих пилотов, ведь для того, чтобы принимать правильные решения, летчик должен чувствовать себя безупречно, во всех смыслах.

Минусы

  1. Во-первых, пилоты крайне редко бывают дома. В этом смысле, они как моряки дальнего плавания.
  2. Во-вторых – огромное эмоциональное напряжение: контролировать столь огромный и сложный аппарат, держать в уме множество цифр и данных осознавая, что у тебя в салоне находится более ста пассажиров, жизни которых в твоих руках – это требует больших умственных усилий. Поэтому, летчикам приходится чаще многих других людей проходить медицинские обследования, сдавать анализы, общаться с психиатрами.

Профессия пилота подойдет любому человеку, обладающему следующими качествами:

  1. Железной выдержкой, умением держать себя в руках, не впадать в панику в любых ситуациях.
  2. Холодным, ясным рассудком, склонностью к анализаторскому, упорядоченному, логическому мышлению. Коэффициентом интеллекта выше среднего.
  3. Безупречным здоровьем, 100% зрением.
  4. Внимательностью, педантичностью, рационализмом.
  5. Желанием управлять авиатранспортным средством.

Заработная плата и карьера

Летчики в любой стране получают очень хорошо. В США, в компании Delta Air Lines – 212 долларов в час при обязательном налете в 65 часов. В РФ, на порядок меньше, но, по нашим меркам, тоже – здорово. Пилоты компании «Аэрофлот», чистыми (без учета бонусов и премий) зарабатывают 290 000 рублей в месяц при обязательном «налете» в 85 часов. При сверхнормированном налете, з/п летчика значительно возрастает. Так, за 90 часов, летчики «Аэрофлота» получают уже 340 000 рублей.

Что касается карьеры, судьба пилота гарантирована практически любому выпускнику соответствующего ВУЗа. Правда, сразу в серьезную компанию «зеленого» летчика не возьмут, так как налет часов у него будет минимальным. Наработать опыт можно в небольших фирмах, на коммерческих маршрутах и в легкой авиации. Пройдет не более двух лет и можно будет претендовать на должность помощника командира или даже первого пилота в крупной авиакомпании.

Автор: Владимир Край

Понравилось? Поделись: