Дистанционное обучение школьников

Содержание

Дистанционное обучение в школе, предоставляя образовательные услуги удаленным пользователям вне зависимости от временных ограничений, приобретает все более значимую роль, демонстрируя интерактивность, гибкость и разнообразие форм.

Преимущества дистанционного обучения

Удаленная форма обучения школьным дисциплинам характеризуется целым рядом преимуществ:

  • Дистанционное образование дает возможность обучаться на всех этапах  от начального до высшего образования, не ограничивая учащихся по возрасту;
  • Предоставляет большие возможности в выборе дисциплин;
  • Использует широкий спектр методов.

Дистанционное обучение школьников имеет ряд отличительных характеристик, которые выделяют его среди других форм, подчеркивают его инновационность и актуальность:

  • Основная часть учебного процесса не требует непосредственного взаимодействия учителя и учащегося;
  • Электронные средства обмена информацией являются преобладающими;
  • Интерактивное взаимодействие носит регулярный характер, а не эпизодический;
  • Наибольшая ответственность за продуктивность работы возлагается на уровень мотивации, самоконтроля и ответственности самих обучающихся.

Изначально дистанционное среднее образование воспринималось как вынужденная мера, однако в настоящий момент оно приобретает популярность среди учащихся,  начиная с младшего школьного возраста.

Кому подойдет удаленное обучение по школьной программе

Подобные методы работы выбирают:

  • Для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Для желающих получать образование в определенных учебных учреждениях, но не имеющих возможности из-за территориальных условий получить высококвалифицированную педагогическую помощь; 
  • Для получения дополнительного образования;
  • Одаренные дети, нуждающиеся в индивидуальном темпе учебной деятельности и готовые к усвоению значительных объемов новой информации;
  • Дети из религиозных семей или семей, принадлежащих различным общинам, которые не воспринимают школу, как должный институт социализации и всячески ограничивают нахождение детей в подобных учреждениях.

Дети получают образование у компьютера

Таким образом, можно говорить о растущей потребности дистанционного взаимодействия, начиная с первых этапов обучения.

Формы обучения

В настоящее время образование в школе предполагает большой выбор форм и видов дистанционного обучения:

  • Позволяет реализовывать учебный процесс индивидуально (посредством электронных курсов);
  • Позволяет реализовывать учебный процесс коллективно (через вебинары, видеоконференции, чат-классы и другие формы организации дискуссий). 
  • Взаимодействие участников организуется как синхронно, т. е. в режиме online, так и асинхронно, когда участники в различное время получают доступ, оставляют свои вопросы, работы и ожидают обратной связи.

 Р.М. Грановская считает, что групповая форма обучения становится все более востребованной, но ее главной проблемой остается обеспечение качественной и бесперебойной связи между всеми участниками. К этому трудно прийти из-за различий условий связи участников (индивидуальные особенности, технические характеристики компьютера, территориальная удаленность).

Практически везде дистанционное школьное обучение учеников средней школы организуется как индивидуальное, групповые формы не используются.

Организация дистанционного обучения в школе строится по традиционной модели:

  • Учащиеся общаются с преподавателем;
  • Выполняют указания преподавателя;
  • Задают вопросы;
  • Отвечают на вопросы преподавателя.

Сложности организации дистанционного обучения в школе

Как любое другое дело, удаленное школьное образование сопряжено с рядом трудностей:

  • Информация, предоставляемая ученику в дистанционной форме, требует от него более тщательной обработки;
  • Большая трудозатратность, чем при традиционной форме обучения;
  • Ограниченные возможности для непосредственной педагогической импровизации в дистанционном режиме, ведь алгоритм предъявления информации продумывается заранее;
  • Жесткий временной режим – дети должны моментально получать задания и отправлять их выполненными, не теряя времени, так как у педагога ограничен временной ресурс для работы;
  • Низкая мотивация учащихся  в режиме Skype дети часто отвлекаются, теряют нить хода урока и сбивают темп занятия, что плохо сказывается на их успеваемости и знаниях, поскольку учебных часов у них значительно меньше, чем при традиционном обучении.

Это серьезные проблемы, решение которых может значительно повысить эффективность дистанционного обучения. Кроме того, исследование выявило, что разный начальный уровень обучающихся, разная форма организации, индивидуальный маршрут обучения приводят к тому, что результаты школьников на выходе сильно отличаются – чаще они ниже, чем результаты детей, обучающихся традиционно.

Поскольку процесс организации данной формы работы на начальном этапе школьного обучения нами выделен как наиболее актуальный, следует учитывать особенности младшего школьника. Ученик начальной школы еще не обладает достаточной мотивацией и волевыми характеристиками, чтобы продуктивно работать без постоянного контроля со стороны взрослых.

Девочка проходит онлайн обучение

В ходе исследования было установлено, что родители не вовлекаются педагогами непосредственно в образовательный процесс. Выстраивание четкого алгоритма взаимодействия с родителями, вовлечение их в процесс дистанционного общения в процессе обучения рассматриваются как значимый ресурс для повышения качества образования школьника.

Важно определить условия повышения эффективности дистанционного обучения в начальной школе. Оно будет продуктивно только в случае его разумного использования в соответствии с определенными нормами и требованиями.

Условия для эффективной реализации дистанционного образования

Для успешной реализации проекта требуется соблюдение следующих условий:

  • Дистанционное образование для школьников должно быть представлено в системе;
  • Должна быть организована единая электронная образовательная среда, которая будет обеспечивать:
  1. взаимодействие всех пользователей;
  2. хранение, регулярное обновление и систематизацию учебно-методических ресурсов;
  3. поддержку участников учебной деятельности с помощью дистанционных технологий;
  4. мониторинг дистанционного учебного процесса и его эффективности.
  • Учебный процесс должен реализовываться на основе учебных планов, адаптированных с позиции количества часов и с учетом специфики организации обучения;
  • Все учебно-методические материалы должны проходить обязательное рецензирование (профессиональную экспертизу);
  • Обучение должно сочетать аудиторные и дистанционные занятия, самостоятельную работу учащихся, а также включать традиционные учебно-методические материалы;
  • Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося;
  • Учебный процесс должен реализовываться на разных режимах (как в режиме online, когда учебные мероприятия и взаимодействие с педагогом проводится в режиме реального времени с использованием ИКТ, так и в режиме отложенного времени, который предоставляет ребенку возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время);
  • Учебный процесс с использованием технологий дистанционного обучения должен обеспечивать высококвалифицированный педагогический коллектив, постоянно повышающий свою квалификацию.

Представленные условия являются основополагающими и необходимыми при реализации дистанционного обучения. Исполнение каждого условия по отдельности не гарантирует успешное обучение, но в целостности они составляют основательную базу для построения продуктивного учебного процесса в начальной и средней школе.

Понравилось? Поделись: