Технологии дистанционного образования

Дистанционное образование появились довольно давно. Особую эффективность удаленное обучение приобрело с широким внедрением компьютерных технологий в повседневную жизнь.

Особенности дистанционного образования (ДО)

Дистанционное образованиеВ широком смысле под технологиями удаленного обучения понимается не только комплекс, включающий:

  • персональный компьютер;
  • интернет;
  • специализированное программное обеспечение.

В него также входят педагогические технологии, подразумевающие широкое применение проблемных и исследовательских методов развивающего обучения в совокупности с использованием в образовательном процессе передовых достижений в сфере ИКТ.

Основные принципы, на которых строится дистанционное образование:
  1. Обучение основывается на активной самостоятельной познавательной работе учащегося.
  2. Дистанционное образование обязательно должно быть ориентировано на индивидуальные личностные особенности каждого из учащихся.
  3. Телекоммуникационные технологии, обеспечивающие взаимодействие участников учебного процесса, сочетаются с использованием специализированных дидактических средств.
  4. В интерактивном пространстве дистанционного обучения особое внимание уделяется активизации синтетического, образного мышления.
Все технологии дистанционного образования можно подразделить на три группы:
  • предназначенные для представления учебного материала;
  • используемые исключительно для передачи информации по курсу обучения;
  • ориентированные на обработку и хранение учебного материала.

Классификация технологий удаленного обучения

Первыми определили и описали технологические компоненты дистанционного обучения западные педагоги. В зарубежной типологии выделяются две большие группы:
  • Computer-Based Training (CBT). В традиционных CBT носителями учебного материала были CD-диски. Такой вид дистанционного образования долгое время был лидером рынка. Сейчас лишь 33 % учебных программ в ДО реализуется посредством CBT. Специфика этой технологии состоит в том, что процесс получения знаний базируется на ресурсах конкретного персонального компьютера, использующего учебное программное обеспечение. Она применяется для интерактивного тестирования и для обучения. Курсы, организованные посредством СВТ, называются courseware. Как правило, под каждый образовательный цикл создается соответствующее программное обеспечение. Яркими примерами таких дистанционных технологий могут служить новые системы подготовки к экзаменам на знание ПДД, интегрированное обучение по использованию Windows, а также специальное ПО для языковых курсов.
  • Electronic Learning (E-learning). Этот вид технологий дистанционного образования в РФ принято называть электронным обучением. Их применение предполагает подключение к Интернету, поскольку весь учебный материал, разработанный с использованием таких языков программирования, как javascript, html и др., размещен в Сети. Эту категорию также называют WBT, что в переводе обозначает «обучение, базирующееся на вебе».
В России технологии дистанционного образования принято разделять на:
  • Удаленное обучениеonline-методики, которые могут использоваться только при наличии соединения с компьютерной сетью;
  • оffline-технологии, позволяющие проходить обучение без подключения к Интернету или к корпоративным сетям (электронные учебники, образовательные компьютерные программные комплексы и так далее).
Программные продукты, которые используются для создания курсов дистанционного образования, подразделяют на такие виды:
  • Learning Management System. Эти системы сокращенно именуются LMS и их ключевое предназначение – администрировать образовательный процесс.
  • Система дистанционного обучения. Термин СДО может употребляться не только в качестве обозначения системы администрирования учебного процесса. Под этой аббревиатурой также подразумевают и смежный организационный программно-аппаратный комплекс, функции которого заключаются в обеспечении предоставления различных услуг, напрямую или косвенно связанных с образовательным процессом.
  • E-learning Portal. Это публичный или корпоративный сайт, созданный для реализации дистанционного образования. Он может выступать посредником между учащимися и LMS.

Способы предоставления учебной информации

Согласно классификации, принятой на западном рынке дистанционного образования, инструменты и способы использования оцифрованной информации, бывают трех видов:
  1. CAI. Аббревиатура расшифровывается как Computer-assisted instruction. CAI означает, что процесс обучения проходят с помощью специализированных компьютерных программ. Единственным инструментом для самостоятельной работы с информацией является ПК. Метод схож с технологиями CBT.
  2. CMI. Полное название этого метода – Computer-managed instruction. Программное обеспечение администрирует ход учебного процесса, а персональный компьютер является инструментом доставки образовательной информации и учета результатов самостоятельной работы учащегося. Учеба необязательно проходит полностью удаленно. CMI может использоваться как часть справочной системы вуза, при помощи которой студенты очного отделения могут узнавать новости учебного заведения, знакомиться с изменениями в расписании и получать дополнительные материалы к лекциям, лабораторным и практическим занятиям.
  3. CME. Этой аббревиатурой обозначается Computer-Mediated Education – процесс обучения, который реализуется при поддержке компьютерного ПО. ПК служит инструментом, облегчающим доставку информации, но не предназначен для организации учебы.
Российские специалисты классифицируют способы представления учебной информации так:
  1. Учебная информацияЕдиничные медиа. Используется какое-то одно средство или единственный канал для передачи информации. Это могут быть: обучение по переписке, радио- или телепередачи. Как правило, в качестве основного носителя учебных данных выступает графический или печатный материал. Двусторонняя коммуникация в режиме реального времени почти полностью отсутствует. По организационной форме дистанционное образование приближается к стандартному заочному.
  2. Мультимедиа. Применяются самые разнообразные средства дистанционного обучения: учебный материал на цифровых и печатных носителях, видео-, и аудиоконтент. Двусторонняя связь ограниченно присутствует. Доминирует одностороннее общение. При необходимости могут использоваться и элементы очного обучения: консультации с преподавателями, итоговые семинары, экзамены и т. д.
  3. Гипермедиа. Этот способ представления учебного материала принято позиционировать как модель дистанционного образования третьего поколения. Он предусматривает массированное применение передовых IT-технологий:
    • теле-, аудио- и видеоконференций;
    • цифровых носителей;
    • виртуальных аудиторных досок;
    • сочетания общения по телефаксу, телефону, электронной почте, через интернет-чаты и форумы;
    • трехмерных аудиографических конференций и анимаций;
    • возможностей многофункционального искусственного интеллекта нового уровня.

Автор статьи:

Материал обновлен: 16.04.2018 г.

Отзывы и обсуждения