Технологии дистанционного образования

Содержание

Дистанционные технологии в образовании появились довольно давно. Особую эффективность дистанционное обучение приобрело с повсеместным внедрением в социум компьютерных технологий. С ними, необходимое оборудование для дистанционного обучения ограничилось тремя основными компонентами:

  • Персональные компьютеры;
  • Компьютерная сеть;
  • Специальное программное обеспечение.

Специфика формы удаленного обучения заключается в оперативной дистанционной обратной связи между преподавателями и обучающимися, а также в использовании интерактивного учебного программного обеспечения.

Основные технологические особенности ДОВиды технологий ДО

Технологиями ДО следует называть педагогические технологии, подразумевающие широкое применение проблемных и исследовательских методов развивающего обучения в совокупности с повсеместным использованием в образовательном процессе передовых достижений в сфере ИКТ. Основные принципы, на которых заждется использование технологий дистанционного образования, таковы:

  1. Обучение основывается на самостоятельной познавательной работе учащегося;
  2. Познавательная деятельность обучающихся должна обладать активным характером;
  3. ДО обязательно должно быть ориентировано на индивидуальные личностные особенности каждого из учащихся;
  4. Технологии ДО являются основным инструментом, обеспечивающим опосредованное и/или непосредственное взаимодействие между частниками учебного процесса при обязательном использовании дидактических средств и электронных, а также компьютеризированных телекоммуникаций;
  5. В интерактивном пространстве дистанционного обучения особое внимание уделяется активизации синтетического, образного мышления. Из этого следует, что технологии ДО должны способствовать воспроизведению мыслей преподавателя, а также содержания учебного материала в виде образов и ассоциаций.

Все технологии ДО можно подразделить на три группы:

  • Технологии, предназначенные для представления учебного материала;
  • Технологии, используемые исключительно для передачи информации по курсу обучения;
  • Комплексы и системы обработки, а также хранения учебного материала.

Классификация технологических аспектов систем ДО

Поскольку, новаторами и пионерами в данной сфере выступают именно представители западного научного мира, первыми наиболее адекватное определение технологическим компонентам дистанционного обучения дали именно они. Они же дали и оптимальное описание дистанционных технологий образования. А именно:

  • Computer-Based Training или сокращенно CBT. В традиционных CBT носителями учебного материала были CD-диски. Такой вид ДО долгое время был лидером рынка. Сейчас лишь 33% учебных планов в ДО реализуется посредством CBT. Главная особенность такой технологии состоит в том, что это именно компьютерное обучение, то есть процесс получения знаний базируется именно на ресурсах конкретного ПК, использующего учебное программное обеспечение. Данная технология дистанционного обучения применяется не только для интерактивного тестирования, но и для реализации образовательного процесса. Курсы, организованные посредством СВТ, называются courseware. Как правило, под каждый отдельный курс создается индивидуальная программа для дистанционного обучения. Яркими примерами использования таких технологий могут служить новые системы подготовки к испытаниям на знание ПДД, интегрированное обучение по использованию Windows, а также специальное ПО для языковых курсов;
  • Electronic Learning или, сокращенно, E-learning. Этот вид технологий ДО в РФ принято называть электронным обучением. Использование технологий данной категории предполагает подключение к сети Интернет, поскольку весь учебный ресурс и все образовательное ПО размещены именно в Интернет-пространстве и созданы при помощи соответствующих языков программирования (javascript, html и так далее). Так же, данную категорию могут называть WBT, что в переводе обозначает «обучение, базирующееся на вэбе».

Для простоты, в РФ принято использовать такое разделение технологий ДО:

  1. Online-технологии, которые зависят от наличия соединения с компьютерной сетью;
  2. Оffline-технологии, позволяющие проходить обучение без подключения к Интернету или к корпоративным сетям (электронные учебники, образовательные компьютерные программные комплексы и так далее).

А вот конкретно программную продукцию, используемую в целях создания курсов ДО, подразделяют на такие виды:

  • Learning Management System. Эти системы сокращенно именуются LMS и их ключевое предназначение – администрировать образовательный процесс;
  • Система Дистанционного Обучения. Термин СДО может употребляться не только в качестве обозначения системы администрирования учебного процесса. Также, аббревиатурой СДО называют и смежный организационный программно-аппаратный комплекс, функции которого заключаются в обеспечении предоставления различных услуг, напрямую или косвенно связанных с образовательным  процессом;
  • E-learning Portal. Это публичный или корпоративный сайт, созданный для целей реализации ДО. Подобный ресурс может выступать посредником между учащимися и LMS.

Представление учебной информации и основные технологические мероприятия в ДОСтруктура технологий дистанционного образования

Компьютерные данные открывают широчайшие возможности для технологической оптимизации дистанционного образования.

Классификация, принятая в западной сфере ДО, предполагает три основных вида взаимодействия с компьютерными данными.

Согласно этой классификации, инструменты дистанционного обучения и способы использования оцифрованной информации, бывают такими:

  1. CAI. Эта аббревиатура расшифровывается, как Computer-assisted instruction. CAI означает, что процесс обучения осуществляется непосредственно специализированными компьютерными программами. Таким образом, единственным инструментом самостоятельной работы над образовательной информацией является персональный компьютер. Фактически, этот метод использования компьютерных данных плотно взаимодействует с технологиями CBT;
  2. CMI. Полное название этого метода -  Computer-managed instruction. При CMI специальное программное обеспечение не осуществляет учебный процесс, а администрирует его. Таким образом, персональный компьютер является инструментом доставки образовательной информации, а также учета результатов самостоятельной работы учащегося. Сам же образовательный процесс с CMI совсем не обязательно проходит в компьютерной форме. Это может быть, способ работы как полной системы ДО, так и внутренней информационной системы вуза, при помощи которой студенты очного отделения, обучающиеся в аудиторной форме, со своих ПК могут узнавать новости учебного заведения, знакомиться с изменениями в расписании и получать дополнительные материалы к лабораторным и практическим занятиям, а также к лекциям;
  3. CME. Этой аббревиатурой обозначается процесс обучения, который реализуется при поддержке компьютерного ПО. Полное название - Computer-Mediated Education. Персональный компьютер, при этом, выступает как инструмент, облегчающий доставку информации, но не предназначенный для выполнения широких функций по организации обучения.

Российские специалисты из стран бывшего СНГ разработали такой способ классификации видов представления учебной информации:

  1. Единичные медиа. Используется лишь какое-то одно средство или один канал для передачи информации. Это может быть и обучение по переписке, и радио- или телепередачи. Как правило, в качестве основного носителя учебного материала выступает графический или печатный материал. Двусторонняя коммуникация почти полностью отсутствует. Таким образом, ДО в большей мере становится приближенным к стандартной заочной форме;
  2. Мультимедиа. Применяются самые разнообразные средства дистанционного обучения: это и системы на цифровых носителях, и печатный материал, и видео-, а также аудио- контент. Двусторонняя связь ограниченно присутствует. Доминирует одностороннее общение. При необходимости, могут использоваться и элементы стационарного обучения, в виде консультационных встреч с преподавателями, очных испытаний, итоговых семинаров и так далее;
  3. Гипермедиа. Данный способ представления образовательного материала принято позиционировать в качестве модели ДО третьего поколения. Предусматривается массированное, доминирующее применение передовых IT-технологий. Наиболее простой формой передачи знаний, при этом, являются телеконференции, сочетание общения по телефаксу и телефону, а также общение по электронной почте. Предполагается, что в дальнейшем, к этим средствам будет присовокуплено использование трехмерных  аудиографических конференций и анимаций, а также применение возможностей многофункционального искусственного интеллекта нового уровня и различных гипер-средств, а также видеодисков.

Пока что, основными образовательными мероприятиями в процессе дистанционного обучения, являются:

  • Виртуальные аудиторные доски;
  • Аудиоконференции;
  • Компьютерные телеконференции (чаты, форумы и т.д.);
  • Двухмерные аудиографические конференции;
  • Видеоконференции.

Понравилось? Поделись: