История дистанционного образования

Содержание

История человечества – это история непрекращающегося обучения чему-то новому. Более того, вся жизнь человека – постоянный процесс познания себя, окружающего мира и своего места в нем. Сотни и даже тысячи лет обучение подразумевало тесный личный контакт ученика с учителем, для чего требовалось посещение специальных школ или приглашение преподавателя на дом. При наличии мотивации, этот метод образования давал прекрасные результаты, но был доступен далеко не для всех.

Первые шаги в развитии дистанционного обучения

ноутбук и земной шарИстория дистанционного обучения берет свое начало с конца XVIII века. Именно в этот период в европейских странах возник новый термин — "корреспондентское обучение", который ввел Исаак Питман, обучающий студентов стенографии (Великобритания). Учебный процесс основывался на том, что студенты получали учебный материал по почте. Также посредством почтовой связи происходило и общение с педагогами, и даже сдача экзаменов.

Будучи человеком демократичных взглядов, И. Питман связывал наличие непосредственного доступа к высшему образованию для всех желающих независимо от национальности, религиозных предпочтений и финансового благополучия.

Его идеи подхватила американская писательница Анна Тикнор, открывшая в 70-е годы XIX столетия удаленную систему обучения женщин по почте.

Не менее популярной стала и авторская программа обучения по почте от Вильяма Рейни Харпера из штата Иллинойс, США (1874).

Методом образования на расстоянии заинтересовались и учебные заведения. Так, в 1892 году Чикагский университет пригласил слушателей на первый факультет дистанционного обучения.

В России подобный вид образования — на дистанции — появился гораздо позже, в конце XIX столетия.

Организация удаленного образования в XX веке

До начала XX столетия технологии не были развиты настолько, чтобы использовать в дистанционном обучении какие-то другие средства связи, кроме почты. Но прогресс вскоре принес человечеству телеграф и телефон, позволившие сократить расстояние между людьми.

Неоднозначная ситуация в развитии истории дистанционного обучения вполне прояснилась с появлением радио и, конечно же, телевидения. В 50-х годах возникли первые учебные передачи. Но, тем не менее, они не были достаточно совершенным видом дистанционного образования, т. к. не подразумевали обратную связь с учеником.

Большой прорыв в этой сфере принесло громкое событие 1969 года, когда открылся первый в Мире открытый Университет в Великобритании (от англ. "Open University"). Создатели вложили в название этого учебного заведения идею, гласящую так – образование должно быть открыто и доступно для всех и каждого, как по стоимости, так и за счет отсутствия надобности в регулярном посещении занятий.

Казалось бы, что могло еще больше упростить деятельность педагогов дистанционного образования, а также их учеников? Но конец 1980-х годов подарил человечеству персональный компьютер, который незамедлительно внедрили в систему обучения на расстоянии.

Конечно, многое еще предстояло сделать, чтобы качественно использовать ПК в обучении, но автоматизация образования уже была обеспечена, и это доказало появление первых программ-игр, специально созданных для изучения того или иного предмета. Даже стали появляться совместные образовательные проекты между странами, к примеру в 1988 г. появилась "Школьная электронная почта" (СССР-США).

История дистанционного обучения XX века в именах и цифрахДевушка с ноутбуком и книгами

Основными вехами в развитии удаленного образования стали:

  1. 1906 г. — открылось обучение по почте при университете, находящемся в американском штате Висконсин;
  2. 1911 г. — курсы на базе Квинслендского университета в г. Брисбен в Австралии;
  3. 1914 г. — дистанционное обучение по почте для первой ступени обучения (Новая Зеландия, Австралия, Канада);
  4. 1939 г. — создание центра детского образования во Франции;
  5. К 1960-м годам было уже 11 "открытых" университетов в СССР;
  6. 1969 год — Open University в Великобритании;              
  7. 1979 г. — Китай запустил функционирование радио университетов и телевизионные программы обучения.

Домашнее обучение того времени обладало рядом отличительных характеристик, среди которых отдельного внимания заслуживают:

  • Присутствие всех уровней, начиная от начального и заканчивая вузовским образованием, и направленности на любой возраст обучаемых;
  • Максимально расширенный список изучаемых предметов;
  • Разнообразные методы обучения, например, телевидение, переписка, открытые экзамены.

Основные концепты первых учебных учреждений в системе дистанционного образования предполагали:

  • Возможность обучения, несмотря на возраст студента;
  • Активное участие в создании учебной программы;
  • Самообучение;
  • Индивидуализация обучения;
  • Активное привлечение передовых педагогов;
  • Свободный доступ к информации;
  • Новые методы оценивания деятельности и достижений учащихся.

Ранее многие формы дистанционного обучения предполагали поездку на установочную сессию, где студенты посвящались в основы и содержание образовательных программ, а также получали все необходимые материалы, самостоятельно изучали их, а потом отправлялись в учебное заведение для сдачи экзаменов и зачетов.

Новая эпоха дистанционного образования

XXI век — настоящая веха в истории дистанционного обучения. Интернет-технологии привнесли новые возможности, сделавшие учебный процесс более понятным и доступным.

При этом в арсенале обучающихся имеются:

  • Рукописные и первые печатные материалы (рукописи, учебники, радиокурсы, телекурсы);
  • Комплексный подход в дистанционном образовании, начало двустороннего взаимодействия (специализированные пособия, консультации у преподавателей, экспресс-курсы);
  • Прогрессивное использование информационных, а также коммуникационных технологий (синхронный и асинхронный режим двусторонней связи: видеоконференции, Интернет, переписка по электронной почте).

Но жизнь не стоит на месте и, вполне возможно, вскоре грядет новый этап в истории дистанционного обучения, ведь ему пророчат появление инновационных образовательных средств с активным использованием искусственного интеллекта. Это позволит модернизировать существующие технологии образовательной системы и сделать удаленное образование безграничным.

Понравилось? Поделись: