Отличительные особенности российской системы образования

Содержание

Система образования в Российской Федерации – это комплекс обучающих программ и госстандартов образования, которые взаимодействуют меж собой. Реализующие их образовательные сети состоят из независимых один от другого учреждений со своими типами и формами организационно-правового подчинения контролирующим и управляющим органам.

Как функционирует

Российская система образования выступает как мощная совокупность сотрудничающих структур. Далее следует описание таких структур.

I. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные типы и дополнительные. К основным общеобразовательным программам относят:Ученики российской школы

  • Дошкольные;
  • Начальные;
  • Основные;
  • Средние (полные).

У основных профессиональных встречаются такие:

  • Средне-профессиональные;
  • Высокопрофессиональные, куда относится выпуск бакалавров, специалистов и высококвалифицированных магистров;
  • Послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько последовательных форм освоения обучения в зависимости от реалий человеческой занятости и потребностей индивидуума:

  • В стенах аудиторий – очная, очно-заочная (вечерняя) заочная;
  • Внутрисемейное;
  • Самообразование;
  • Экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

II. Научные и образовательные институции. Они функционируют ради реализации учебных программ. Само понятие системы образования в РФ невозможно без определения, что же такое образовательное учреждение. Это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Еще учебное учреждение обеспечивает содержание и правильное воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ (России) выглядит так:Студенты российского вуза в аудитории на лекции

  • Первое звено – дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии);
  • Второе звено – общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование;
  • Третье звено – среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи);
  • Четвертое звено – высшее образование (университеты, институты, академии);
  • Пятое звено – послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Учреждения образования бывают:

  • Государственными – регионального и федерального устройства;
  • Муниципальными;
  • Негосударственными, то есть частными.

В любом случае это юридические лица и они определяют структуру системы образования в России, о которой речь пойдет ниже. Заведения образования распределены на:

  • Дошкольные;
  • Общеобразовательные;
  • Начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
  • Военного высшего профобразования и дополнительного обучения взрослых;
  • Дополнительного образования;
  • Специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, предполагающих управленческие и контрольные функции для работы с образовательной сферой и подведомственными им институциями.

ІV. Объединения юрлиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ. 

Структура

Учреждения – это главное звено структуры системы образования РФ. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу. Для нее разрабатываются специальные планы и своды правил.

Кратко систему образования в РФ описать очень сложно, поскольку она многообразна и основывается на разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности по мере каждой образовательной ступеньки. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения складываются в российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

  • Государственное;
  • Дополнительное;
  • Самообразование.

Из каких компонентов складывается

Программы образования в педагогической системе РФ выглядят как самодостаточные и управляемые целостные структуры, состоящие из компонентов:

  • ФГОС, которые охватывают более 70% образовательных программ;
  • Национально-региональный.

Компоненты образования отражают диалектическое происхождение педагогики и ее цельный характер, а потому должны обеспечивать полноценное функционирование обучающих программ.

ПрофобразованиеПарни на практике в колледже

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении ею глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям либо конкретным специальностям. Иными словами, человеку необходимо совершенствоваться. Система профессионального образования в России не была бы возможна без участия Петра I, придумавшего специализированное обучение 300 лет тому назад.

К основным задачам профобразования относятся:

  • Совершенствование материальной основы профобразования;
  • Создание на предприятиях центров практики;
  • Привлечение с производств специалистов для их участия в подготовке кадров;
  • Формирование специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Нормативные документы

Описать кратко систему образования в России маловероятно, поскольку она сегодня настолько впечатляющая, что не уложилась в основополагающую «бумагу» – закон «Об образовании», вышедший в 2015 году уже в четвертой редакции. В этом документе изложено лишь отношение к процессу обучения, и как оно подкреплено финансовой составляющей – ведь обучение для каждого жаждущего в стране считается бесплатным. Поскольку процесс обучения все время находится на стадии реформирования и совершенствования, возникает необходимость в цельной нормативной базе системы образования РФ. Ежедневно из-под пера чиновников появляются все новые документы, а потому завершить перечень нормативных бумаг вряд ли получиться, его можно только дополнять:

  1. Конституция РФ;
  2. Целевая программа развития образования;
  3. Федеральные законы – «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования»;
  4. Приказы Минобрнауки – «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы»;
  5. Примерные положения об организации учебного процесса;
  6. Концепция модернизации системы образования в России;
  7. О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования;
  8. Типовые положения о дополнительном обучении.

В перечень следует включить законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» в образовательной системе.

Управление образовательной системой в РФМинистерство образования РФ принимают новый законопроект

Характеристика системы образования в России выглядела бы неполной без упоминания роли управленцев в процессе обучения. Директора школ, чиновники всех уровней входят в одну «семью» под именем «Управление системой образования».

На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины в учебной сфере и написанием нормативно-правовых документов. Далее располагаются Федеральные агентства и кабинеты исполнителей на муниципальном уровне. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.

Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые могут быть делегированы на совершение определенных действий. Полномочия передаются от высшего уровня низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает передачу права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.

Осуществление контрольной и надзирающей миссии за общими положениями управления передано государственно-общественной системе управления образованием в РФ. Подобные организации заняты в основном функционированием школ и тем, как внутри таких заведений выполняются принципы:

  • Гуманного и демократичного подхода в управлении;
  • Систематичности и целостности;
  • Правдивости и полноты сведений.

Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием, проходящая через все уровни:

  • Центральные;
  • Вневедомственные;
  • Республиканские;
  • Автономно-областные;
  • Автономно-окружные.

Благодаря тому, что система управления образованием РФ сочетает в себе централизованное с децентрализованным внутриучебное управление, удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций на благо коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений профессионально без дублирования, что приводит к повышению координации в действиях каждого из подразделений образовательной системы.

Понравилось? Поделись: