Все о системе дополнительного образования в Российской Федерации

Содержание

Понять современность глубже невозможно без учебной составляющей, в которой не последнее место занимает культурная жизнь. Настоящие ценности и устоявшиеся идеалы отражаются на поведении человека. Такие установки формируют немаловажные социокультурные навыки. Вместе с обществом развивается дополнительное образование в России, и формируются различные институты, призванные воспитывать подрастающее поколение для нужд общества и страны.

Основы российского ДОДевочки на занятии в кружке

Демократические реформы, наметившиеся в начале 90-х годов минувшего столетия, стали базисом для зарождения детского дополнительного образования. Теперь эта деятельность в жизни общества уже устоялась и выглядит неотъемлемой частью учебного пространства, сформировавшегося в результате реформирования системы образования. Впервые термин «Дополнительное образование» появился в 1992 году в одной из статей закона «Об образовании». Этот документ помог перейти от идеологической коммунистической образовательной системы к разнообразной, демократической и гуманистической программе воспитания полноправных граждан, таким образом обусловив изменение значимости внеклассных и школьных учреждений. Система дополнительного образования в России начала видоизменяться, и уже произошел переход на новый качественный виток.

Дополнительное обучение детей стало новым явлением в педагогической деятельности – своеобразным феноменом, который направлен на сохранение личности и развитие в каждом ребенке уникальности. Этот процесс состоит из:

  • Удовлетворения естественной жажды развивающегося человечка познавать себя и окружающий мир;
  • Организации активной составляющей в творческом и созидательном потенциале детей;
  • Воплощения и развития широкого пространства для детского и подросткового благополучия.

Обстоятельства, определившие необходимость изменения внешкольной составляющей воспитания при переходе ее на новый качественный уровень:

  1. Наличие принципиальных изменений в подсознании человека и в его взглядах на общественную жизнь. Процесс формирования специалиста отдает свое место воспитанию индивидуума с позиции развивающей педагогики;
  2. Изменилась тенденция цивилизационного роста благосостояния стран постсоциалистического лагеря – от техногенной к антропогенной;
  3. У родителей, а чаще у детей, модными и популярными становятся информационные, образовательные, культурологические и досуговые услуги. Как результат – рост разновидностей неформальной учебной составляющей в развитии общества и личности.

Дополнительное образование в школе – это один из подобных видов обучения, которое в состоянии удовлетворить постоянно меняющиеся потребности подрастающего поколения – образовательные и социокультурные.

Посему стало важно создавать учреждения ДО со своей спецификой и планами в границах единого учебного пространства. Цель таких заведений – организация условий, чтобы ребенок с первых осознанных шагов мог активно развиваться, согласуясь со своими интересами, запросами и желаниями, то есть стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.

Проведенный теоретиками от образования исторический анализ минувших учебных реформ показал, в России идеи развития внешкольных заведений были правильными, но извращались в угоду идеологии. Опыт детского и подросткового общественного движения следует учитывать и реформировать с учетом настоящего времени в обновленной системе формирования ДО в школе и во внеклассных учреждениях.

ЗадачиДети на уроке бальных танцев

Налаженная система дополнительного образования в школе позволяет как сохранять, так и укреплять детское психофизическое здоровье, воспитывать и пропагандировать постоянный интерес к познанию, высоко ставить планку саморегуляции и развивать у мальчиков и девочек творческие задатки. ДО выступает в качестве средства непрерывного обучения и формирования индивидуума, но с другой стороны – как источник мотивации образовательной деятельности при выборе профиля обучения, а в дальнейшем и профессии.

Основной задачей любой организации дополнительного обучения в России выступает выявление способностей, талантов и интересов ребенка на ранней стадии его развития. Это миссия психологической службы. Педагоги призваны определять индивидуальные способности детей, ведь это процесс динамический, а потому требует постоянного мониторинга. Посему важнейшим элементом школьного ДО служат кружки. Они в состоянии развивать и сохранять интерес учеников в определенном направлении, в то же время углубить и раздвинуть границы знаний, навыков и умений, отработанных в процессе обучения. Разнопрофильность секций влияет на всестороннее развитие индивидуума.

Коллектив преподавателей, работающих в школьной системе ДО, призван помогать решению таких задач:

  1. Развить у учащихся мотивацию к изучению нового;
  2. Создать базис для реализации творческого потенциала;
  3. Развивать духовные и умственные качества личности;
  4. Заниматься выявлением асоциального поведения и его профилактикой;
  5. Приобщать учащихся к признанным общечеловеческим и общекультурным ценностям;
  6. Создавать условия для самоопределения во всех сферах, начиная с социальной и заканчивая профессиональной;
  7. Формировать и закреплять школьные традиции.

Этапы и функции дополнительного образования в школах

Немаловажное место в обеспечении успешного функционирования системы ДО занимает грамотная управленческая деятельность. Управление является не столько приказами, идущими от администрации к учителям ДО, а от них – к детям, сколько взаимодействием всех сторон, где каждая выступает как субъект и объект управленческого процесса одновременно.

Обычно система дополнительного образования в школе насчитывает 4 этапа развития:

  1. Диагностический и информационный – изучение интересов, пожеланий и потребностей учеников;
  2. Методический – преподаватели вовремя оказывают поддержку учащимся в процессе выбора предстоящей деятельности;
  3. Организационный, когда единомышленники объединяются в секции, кружки и прочие компании по интересам;
  4. Аналитический – отслеживаются результаты, закрепляются успехи, осуществляется текущее контролирование образовательного процесса, выявляются перспективы, учитываются и максимально используются возможности независимых факторов.

Школьное дополнительное обучение отличается от внешкольного и проявляется в:Дети занимаются плаванием

  • Четко спланированном использовании учеником свободного от классных занятий времени для всестороннего развития собственных возможностей;
  • Вольном выборе вектора деятельности, преподавателя, программы обучения;
  • Возможности смены вида ДО, педагога и коллектива;
  • Творческой составляющей учебного процесса, проходящего на основе обучающих программ;
  • Личностных взаимоотношениях в системе педагог – ученик – сотворчество, индивидуальный подход к каждому ребенку и сотрудничество;
  • Получении профессиональной подготовки.

Все эти особенности служат основой для определения функций школьного дополнительного обучения:

  1. Образовательная. Обучение деток по программам для получения ими ранее неизвестных сведений;
  2. Воспитательная. Обогащение культурной среды общеобразовательной организации, формирование школьной культуры, а на ее основе обсуждение конкретных нравственных перспектив. Ненавязчивость воспитательного процесса с целью приобщения школьников к культуре;
  3. Креативная. Создание мобильной системы, способной помочь в реализации личностных творческих задатков;
  4. Интеграционная. Сотворение цельного внутришкольного учебного пространства;
  5. Социализационная. Приобретение соцопыта, освоение уроков по воспроизводству связей с социумом, обретение необходимым для повседневной жизни индивидуальных качеств;
  6. Самореализационная. Самоопределение в социальной и культурно важных сферах жизнедеятельности, преодоление и проживание успешных ситуаций, саморазвитие личности.

Занятость учеников на внеклассных занятиях способствует разрешению ряда задач. Наиболее значимые:

  • Профилактика беспризорности и безнадзорности;
  • Отвлечение от приобретения вредных привычек;
  • Предупреждение правонарушений;
  • Расширение границ познания, интересов учеников и их способностей;
  • Обучение ранее неизвестным видам профессиональной деятельности;
  • Формирование сплоченного коллектива школы.

Понравилось? Поделись: