Для обеспечения конкурентоспособности на рынке труда в условиях непрерывного технологического прогресса, постоянного развития экономики и регулярного внедрения инноваций профессионал обязан постоянно повышать квалификацию.
В обращении к Федеральному собранию, на котором обсуждались вопросы дополнительного образования, президент России отметил необходимость перехода к непрерывному обучению граждан в течение всей жизни.
Система дополнительного профессионального образования должна быть ориентирована на получение необходимых специальных навыков, знаний и умений, которые соответствуют потребностям экономики страны, политики государства и личным интересам гражданина.
Система дополнительного профобразования подразделяется на следующие уровни подготовки:
- Повышение уровня квалификации - обновление уже имеющихся знаний и умений специалистов в соответствии с изменениями в их сфере деятельности.
- Профессиональная переподготовка - получение дополнительных или принципиально новых знаний и навыков, необходимых для смены трудовой области.
- Профподготовка работников - приобретение начальных навыков, соответствующих первой ступени квалификации.
- Стажировка - закрепление на практике знаний и умений, полученных в результате теоретического курса.
Система ДПО призвана отслеживать все происходящие в обществе перемены, чтобы своевременно реагировать на них. Среди ее главных характеристик - ориентированность на последовательное, постоянное совершенствование специалистами разных областей профессиональных качеств, без которого невозможно соответствовать изменяющимся условиям рынка труда.
Модель
Дополнительное образование должно быть общедоступным, эффективным и на фоне внедрения новых направлений в обучении обеспечивать сохранение накопленного опыта и традиций.
Согласно ФГОС модель дополнительного образования внеурочной деятельности должна поддерживать следующие цели и задачи:
- формирование благоприятной среды для создания всероссийского образовательного пространства;
- учет интересов и индивидуальных потребностей детей при составлении программ;
- обеспечение условий для привлечения большего количества учащихся;
- гармоничная интеграция дополнительного и основного образования;
- создание обстановки для эффективной реализации приобретенных знаний и навыков;
- подготовка к дальнейшему образованию;
- развитие навыков самоконтроля и самообразования.
Дополнительное обучение реализуется с помощью кружков, спецкурсов, различных секций, экскурсий, групп продленного дня.
Дополнительное образование детей
Общество признало недостатки и ограниченность всеобщего школьного обучения, которое в силу формата не может выявить и максимально развить индивидуальные задатки каждого ребенка. Именно поэтому и возникает необходимость в сверхурочном образовании.
Система дополнительного образования детей предполагает:
- формирование благоприятных условий для развития ребенка;
- выявление природных способностей и творческого потенциала и целенаправленное их развитие;
- приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование чувства патриотизма;
- стимуляцию исследовательской активности учащихся;
- укрепление самодисциплины и самоорганизации;
- повышение самооценки в процессе достижения результата;
- профилактику асоциального поведения в обществе;
- повышение нравственной и интеллектуальной культуры личности;
- воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и принятие ЗОЖ.
Процесс лицензирования
Без соответствующего разрешения ни одно заведение дополнительного образования не вправе проводить обучение, выдавать дипломы или сертификаты, подтверждающие полученные знания.
Лицензирование дополнительного образования регламентируется следующими законодательными актами:
- Закон об образовании №273.
- Федеральный закон №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- Постановление Правительства №966 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».
Для получения лицензии необходимо предоставить следующий набор документов:
- Заявление соискателя.
- Копии учредительных документов, заверенные у нотариуса.
- Копия устава и свидетельства о внесении юридического лица в Единый реестр.
- В случае если соискатель собирается осуществлять работу в филиале, необходим документ положения о подразделении.
- Копию штатного расписания.
- Копии документов, подтверждающие наличие квалифицированных педагогических работников.
- Копии документов, удостоверяющих права на постройки, в которых будет осуществляться деятельность по дополнительному образованию.
- Копии документов, свидетельствующие об обеспечении питанием и наличии необходимого медицинского обслуживания.
- Справка о наличии должной материально-технической базы.
- Оригинал заключения СЭС (Санитарно-эпидемиологической службы).
- Оригинал заключения Пожарной инспекции.
- Учебный план.
- Справка о наличии необходимой литературы.
- Квитанция об оплате госпошлины.
- Опись всех предоставленных документов.
Часто задаваемые вопросы
Что такое дополнительное профессиональное образование (ДПО)?
ДПО представляет собой систему обучения, направленную на получение новых профессиональных компетенций или углубление уже имеющихся, а также на профессиональную переподготовку.
Кому необходимо дополнительное профессиональное образование?
Оно может быть полезно специалистам различных областей для повышения своей квалификации, изменения профессиональной траектории или расширения спектра компетенций.
Чем отличается дополнительное профессиональное образование от основного?
Основное образование направлено на получение степени (бакалавриат, магистратура и т. д.), в то время как ДПО фокусируется на приобретении конкретных навыков и компетенций, не приводящих к получению академической степени.
Финансируется ли это образование государством?
В большинстве случаев ДПО является платным. Однако могут существовать государственные программы или гранты, финансирующие обучение в определенных областях.