Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования

Содержание

Дополнительное образование служит составляющей системы непрерывного обучения. Такая учеба направлена на удовлетворение потребности человека в интеллектуальном, духовном, нравственном, профессиональном и физическом совершенствовании. Программа дополнительного образования подразделяется на образовательную и рабочую, но обе они реализуются на благо человека и государства.

Как составляется образовательная программаПедагоги составляют будущую программу дополнительного образования

Под образовательной программой понимается документ, призванный выполнять функции, изложенные в «Примерных требованиях к программе дополнительного образования детей». Оформляться образовательная программа дополнительного образования обязана в соответствии с требованиями ГОСТ, о чем сказано в Приложении к письму, составленному в Департаменте молодежной политики, воспитания и поддержки детей в Минобрнауки в ноябре 2006 года.

Она должна быть:

  • Современной. Актуальность программы дополнительного образования – это основное требование, ориентирующегося на эффективное разрешение самых насущных проблем;
  • Прогнозируемой. Цели и действия должны отражать как сегодняшние, так и грядущие требования;
  • Рационалистичной. Обозначать цели и возможные способы их приближения к максимально ценному результату;
  • Целостной. Полнота состава мероприятий, нужных для достижения прописанных целей;
  • Реалистичной. Предполагаемые шаги для достижения желаемого должны соответствовать самому желанию;
  • Контролируемой. Документ отражает не только результаты, но и их возможные параметры, а также способы, с помощью которых можно осуществить проверку промежуточных, а потом и конечных результатов;
  • Корректируемой;
  • Вариативной.

Так выглядят требования к образовательной программе дополнительного образования.

Основополагающими блоками программы выступают:

  1. Концептуальный, содержащий введение и пояснительную записку;
  2. Контрольно-методический, где указаны прогнозируемые результаты осуществления программы – варианты диагностики-контроля;
  3. Учебный, состоящий из учебно-тематического замысла и содержания – стиля и методов выполнения задуманного;
  4. Справочный со списком литературных источников для преподавателей и родителей, оформленным согласно ГОСТ, и приложением.

Структура образовательной программы дополнительного образования выглядит так:

  1. Титул;
  2. Пояснительная записка;
  3. Проект обучения и его тематика;
  4. Содержание;
  5. Оснащение методическими материалами;
  6. Список литературных источников;
  7. Приложение.

Оформление программы дополнительного образования должно соответствовать стандартам:

  1. Формат текста, в каком приложении набирается, размер шрифта, межстрочные интервалы;
  2. На титульной странице указывается название организации, кто, где и когда утвердил программу, ее наименование, возраст участников, время на реализацию, фамилия и инициалы, должность и регалии педагога, полное название местности, где выполняется и год создания;
  3. Пояснительная записка раскрывает цели программы, принципы выбора структуры изложения предметов, характеристика форм взаимодействия с учениками, а также условия реализации программы дополнительного образования до достижения желаемого результата.

План и тематика программы ДО базируется на типе и структуре содержания.Дети на занятии в учреждении дополнительного образования

Типы программ:

  • Типовая или примерная – утверждается чиновником образования и рекомендуется в качестве образца;
  • Адаптированная либо модифицированная – складывается из примерной или типовой методик, измененных под влиянием специфики учебного заведения, возраста, степени подготовки и личностных особенностей учеников, режима и длительности освоения материала. Коррективы вносит педагог;
  • Авторская – содержит порядка 70% новаторского материала с изложением содержания уроков, методов, приемов и форм реализации предмета. Сопровождается двумя независимыми рецензиями;
  • Экспериментальная.

Структура содержания:

  • Узкопрофильная – отражающая один вид деятельности либо одно направление познания;
  • Интегрированная – поддерживает изучение отдельной научной области и смежных с ней ответвлений, но реализует задумку один учитель;
  • Комплексная – состоящая из нескольких видов и направлений работ, объединенных в одно целое;
  • Сквозная – базируется на материале соответственно возрасту учеников, их количеству в коллективе, физическому состоянию;
  • Модульная – программа дополнительного образования детей, составленная из отдельных, самостоятельных, целостных и устойчивых блоков.

В структуре программы дополнительного образования выступают способы преподавания:

  • Объяснительно-иллюстративный – процесс, в ходе которого мальчики и девочки воспринимают, а потом и усваивают информацию, подготовленную заранее;
  • Репродуктивный – воспроизведение полученных знаний и усвоенных способов работы;
  • Частично-поисковый – дети принимают активное участие в групповом поиске, решают поставленные задачи вместе с педагогом;
  • Исследовательский – освоение способов научного познания и методов самостоятельного творчества.

Для разных возрастных групп применимы свои типы образовательной деятельности. Детям 7 - 10 лет будут интересны сюжетно-образные игры, экскурсии, практикумы в группах. Для 11 – 12 лет – коллективные занятия, беседы и мастер-классы. С 12 до 15 школьники нуждаются в практических уроках, самостоятельной работе, общегрупповой творческой игре и мастер-классе, то есть, во всем том, что называется досуговыми программами дополнительного образования.

Определение результативности

Ожидаемый итог – это четкая характеристика полученных учеником знаний, способностей и умений, коими он овладел за время посещения учреждения дополнительного образования. Результат обязан быть соотнесен с учебными задачами, целями и ростом воспитанности, и должна соблюдаться направленность программы дополнительного образования.

Преподаватель не может не иметь представления о том, какие будут у воспитанников результаты после прохождения разных стадий освоения материала. Потому в программе должны быть прописаны компетенции, которыми овладеет воспитанник по окончании каждого периода обучения. В конце года педагог должен проверить подтвердился ли прогноз, и оправдались ли его надежды на результат.

Существует несколько методов оценивания успешности того, как учащиеся овладевают содержанием школьного расписания:

  • Наблюдение;
  • Мониторинг результатов;
  • Анализ.

Контроль производится дважды в год.

В приложении содержится:

  • Тезаурус;
  • Методички с краткими конспектами уроков, пособия и наставления;
  • Пути индивидуального образования для личностной работы со школьниками;
  • Планы воспитательной работы и занятий;
  • Мониторинг работы.

Что отражаетсяРабочая программа дополнительного образования в действии

Рабочая программа дополнительного образования служит обязательным документом для определения объема, порядка, содержания предмета и преподавания уроков ДО в детских учреждениях. Она основывается на авторском или примерном плане для педагогической деятельности во внешкольном объединении. Для правильного написания рабочей программы существует Положение, основанное на законе РФ «Об образовании», Типовых положениях о структурах ДО и региональных Уставах об учреждениях.

В программе определены цели и ближайшие задачи, обращенные на обеспечение учебы, воспитание и рост знаний подрастающего поколения. Посему содержание рабочей программы обязано соблюсти:

  • Культурные достижения, традиции и самобытность регионов;
  • Уровень каждого типа образования;
  • Направленность каждой из программ;
  • Современные педагогические технологии, отраженные в принципах учительской деятельности;
  • Методы контроля;
  • Способы управления процессом обретения знаний;
  • Средства обучения.

Структура, смысл пунктов и оформление рабочей программы ДО выписывается по аналогии с общей программой. Немного шире выглядит пояснительная записка куда необходимо внести несколько позиций, не нашедших отражения в основном документе, а именно:

  • Отличительные черты рабочей программы от принятых ранее документов;
  • Новизна программы дополнительного образования;
  • Способы суммирования результатов работы коллектива от внедрения программы ДО. Это могут быть соревнования, фестивали, конкурсы, концерты, выставки, симпозиумы, конференции.

Кроме того, в пояснительной записке желательно указать порядок реализации программы дополнительного образования. Также есть некоторые нюансы в процессе утверждения рабочей программы:

  • Документ обсуждается на заседании педсовета;
  • Возможна экспертиза, для проведения которой привлекаются независимые эксперты;
  • В обязательном порядке утверждается директором учреждения.

Как выглядит рецензия

Перед тем как готовая образовательная программа ДО попадет на подпись к руководителю учебного учреждения, она должна пройти экспертную проверку, причем не только внутреннюю у замдиректора, но и внешнюю у незаангажированного специалиста по профилю, указанному в документе. В результате получаются сразу две рецензии на программу дополнительного образования.

Обязательный документ включает:

  1. Заголовок;
  2. Характеристика рецензируемой работы;
  3. Актуальность и новаторские идеи для всей системы ДО;
  4. Краткая характеристика частей документа и их анализ;
  5. Полноценность программы с указанием недостающих частей и компонентов;
  6. Целостность – согласованность всех способов достижения результатов;
  7. Главная идея и маршруты ее осуществления, новизна путей отбора содержания, оригинальные составляющие методики, целесообразность материала для использования в данном заведении и для массового тиражирования;
  8. Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования для конкретного заведения;
  9. Характеристика добавочного материала из приложений – их важность и содержательность;
  10. Выводы по профессионализму и умениям преподавателя – составителя программы.

Рецензия завершается выставлением оценки – указываются достоинства и недочеты, выписываются ошибки и существенные замечания. Рецензент ставит аргументированную отметку программе, указывает рекомендации по ликвидации недостатков и делает вывод о целесообразности использования материала при дополнительном обучении детей. Главным результатом рецензии служит закрепление за программой ДО статуса – авторского, модифицированного или экспериментального. 

Понравилось? Поделись: