Есть ли польза в зубрежке школьных предметов

Зубрежка и натаскивание: спасение или зло?

Слова зубрилка и натасканный часто используются в уничижительном смысле. Мол, на самом деле школьник или абитуриент ничего не знает: просто зубрит или натаскан по предмету - вот и сдал хорошо. Однако попробуем отказаться от стереотипов. Давайте разберемся в том, действительно ли зубрежка и натаскивание - это зло, от которого нужно срочно избавить школу и подготовительные курсы в вузы.

Что же такое зубрежка?

Это запоминание материала без опоры на его смысл. Объясняя, в чем суть отмены крепостного права, вы вправе свободно рассуждать на эту тему. А вот точную дату отмены можно только выучить: по смыслу число 1861 никак не связано с идеей антикрепостнических реформ в России.

Девушка-школьница сидит среди книгОценим, насколько необходима зубрежка. В самом деле, можно ли хоть в одном учебном предмете обойтись без такого запоминания и без освоения рутины? Давайте посмотрим.

  1. В физике нужно заучивать названия законов, объектов, свойств (закон Ньютона, кварки, сверхпроводимость), величину констант. Если это экспериментальная физика - надо запоминать массу подробностей про работу конкретной установки.
  2. В математике логику доказательств и рецепты решения типичных задач лучше знать на память. И физика, и математика требуют выучивания распространенных и полезных формул: на экзамене не получится выводить всё с самого начала.
  3. В химии зубрежка процветает - названия веществ, формулы реакций, изображение структурных формул. Чтобы рассуждать о таблице Менделеева, нужно запомнить названия элементов, их типичные свойства, названия и порядок заполнения орбиталей, имена Менделеева, Паули, Шрёдингера.

Если зубрежка неизбежна в таких науках, что уж говорить о языках (словарный запас, грамматические правила, исключения), литературе (сюжеты, имена героев, цитаты), географии (названия городов, гор, рек, имена знаменитых путешественников, размещение предприятий), истории (даты, даты и еще раз даты, имена исторических деятелей, названия законов и знаменитых книг, названия предметов быта и так до бесконечности).

Учиться без запоминания большого количества информации просто невозможно. Поэтому призыв «Не зубри!» на самом деле означает: «Не учись!» В любом учебном предмете содержится ключевая информация, которую нужно просто выучить. Кроме того, первоначальное запоминание дает возможность для экономии времени и усилий в дальнейшем.

Как отделить то, что нужно понять, от того, что нужно запомнить?

Понимание опирается на внутреннюю логику, с помощью которой можно соединить фрагменты информации. Чтобы понять суть любого объекта, следует осознать: в чем ключевые признаки этого объекта? что помогает отличить его от других?

А чтобы рассуждать, нужно понять суть утверждения об этом объекте и аргументы в пользу и против предлагаемого утверждения.

Старшеклассница готовится к урокуВажно проверить, правильно ли вы понимаете ключевые понятия, прилагаемые к объекту. Например, крепостничество рассматривается с помощью таких понятий, как труд и принуждение. А чтобы понимать, насколько справедливо утверждение о необходимости отмены крепостного права, нужно прояснить для себя ряд вопросов. Почему произошел переход к крепостничеству? Чего добивались правители и помещики? Почему в XIX веке крепостное право стало неэффективным? Можно ли считать принудительный труд оправданным? Если вы это поняли - нет необходимости учить наизусть конкретные формулировки учебника.

Там, где можно понять, лучше разобраться и понять. Тогда понятое запомнится лучше, почти само-собой. А после того, как вы отделили понятое от того, что нужно заучивать, остается еще один важный вопрос: как сделать заучивание правильным и увлекательным?

На самом деле это очень интересная тема. Для успешного запоминания информации нужно научиться успешно работать со своей памятью. Эту область изучает особая наука - когнитивная психология (психология познания). Придумано очень много разных моделей памяти, а точных ответов пока нет. Практической стороной запоминания занимается мнемотехника, разрабатывая методики улучшения памяти. В истории встречались гении запоминания - люди, которые вообще ничего не забывают. Изучены методы таких гениев. Чтобы понять, что можно перенять и практически использовать для улучшения запоминания, советуем обратиться к статье «16 узелков на память» («Абитуриент», № 12 за 2008 г., стр. 29-33). 

Проясним теперь ситуацию со вторым возможным злом. Что же такое натаскивание?

Это умение решать однотипные задачи, развитый автоматизм при выполнении сходных действий. Разберемся в том, какое значение имеет такое умение для школьного образования и поступления в вуз.

Девушка спит за столомЧтобы это сделать, вначале определим, чем исследование отличается от обучения. Исследователь решает проблемы, а вот ученик - всё-таки пока задачи. Отличие проблем от задач состоит в следующем: задача имеет уже известный ответ, а проблема возникает там, где необходимо создать новое знание. Проблема потому и проблема, что на данный момент никто не знает ее решения.

В школьном обучении могут встречаться и исследовательские проекты, и это полезно. Однако главная цель школьника - овладеть корпусом классических знаний и научиться решать стандартные задачи (возможно -- повышенной сложности, если это отвечает склонностям ученика). В задачниках часто даются правильные варианты ответов. С этой точки зрения, в школе как раз и занимаются натаскиванием.

Ситуация напоминает то, что происходит с зубрежкой. У школьника тоже нет выбора: «натаскиваться» или нет. Вопрос состоит только в том, как успешно научиться решать однотипные задачи. Для этого в любом задании важно различать общие черты и конкретные детали, разобраться в том, к какой теме оно относится, с помощью какого учебного материала и средств можно с ним справиться. Для прояснения этих вопросов можно почитать дополнительные учебные пособия или посоветоваться с учителем.

Обратим внимание на то, что задачи не обязательно даются нам в привычном виде, как в учебнике по физике или математике. Они существуют в самых разных областях. Помните, мы говорили о том, что у любого объекта имеются характерные черты? Так вот, решение задачи всегда означает достижение некоторой цели. Если достичь цели сложно, то нужно решить ряд задач. Эффективность натаскивания связана с оценкой своего умения решать те или иные задачи, а также самостоятельно ставить их перед собой.

Итак, натаскивание - это успешный опыт решения однотипных задач, необходимый фундамент обучения. Если правильно его организовать, натаскивание поможет учесть особенности конкретных учебных и экзаменационных программ. Это очень важно сейчас: как вы знаете, в настоящее время завершен эксперимент по всеобщему внедрению ЕГЭ, и именно эта форма экзамена становится ключом к высшему образованию. Конечно, если есть возможность специально подготовиться - например, пройти тренинг по ЕГЭ, - нужно этим пользоваться. Можно и самому организовать себе такой тренинг, если настойчиво заниматься. Советуем вам разобрать все варианты ЕГЭ за прошлые годы по тем предметам, которые нужно будет сдавать.

В конечном счете, зубрежка и натаскивание - не враги абитуриента, а его помощники. Научитесь отделять то, что подлежит пониманию, от того, что требуется заучивать. Разделяйте и осваивайте стандартное и творческое в решении задач. Эффективно выучивайте информацию. Все эти умения станут залогом успешного решения главной задачи для любого абитуриента - поступления в вуз.

Юлия ВЕРТГЕЙМ, преподаватель Новосибирского государственного университета
Вернуться назад