Система дистанционного обучения

Содержание

Любая система дистанционного обучения (далее – СДО) является структурированным информационным комплексом, который применяется в процессе планирования, организации, управления и проведения всех образовательных мероприятий на базе учреждения, включая взаимодействие не только с дистанционным, но и с очным, и с вечерним отделениями.

В странах западного мира, подобные системы принято называть Learning Management System, что указывает на их расширенный функционал и существенную роль в работе всего учебного заведения, в то время, как в РФ, уже само название «СДО» говорит о том, что система профилирована, в основном, под дистанционное образование.

Основные задачи и цели СДОСтруктура СДО

Система дистанционного обучения используется для обеспечения выполнения таких задач и достижения таких целей, как:

  1. Автоматизированное централизованное администрирование образовательного процесса;
  2. Эффективное и быстрое размещение учебных материалов с целью обеспечения доступа к нему для обучающихся;
  3. Создание целостной платформы с целью разрешения главных задач по планированию и администрированию образовательных мероприятий в учреждении;
  4. Осуществление поддержки актуальных стандартов в области дистанционных образовательных технологий (ДОТ);
  5. Предоставление возможности многократного использования учебных материалов, персонализация образовательного контента;
  6. Расширение диапазона возможностей и инструментария учебного учреждения в сфере обеспечения взаимодействия между участниками образовательного процесса;
  7. Обеспечение повышения эффективности обучения, сокращение затрат на обучение, ускорение образовательных процессов, упрощение мониторинга эффективности реализации учреждением образовательных программ.

Типичные функциональные возможности СДО

Все функции, которые может выполнять современная система дистанционного образования, можно разделить на три уровня:

  1. Администрирование образовательного процесса. Данный уровень состоит из таких функций, как администрирование компетенций, анализ образовательных процессов, отчетная деятельность, формирование программ обучения, администрирование аккаунтов пользователей, реализация методико-технической поддержки участников СДО, администрирование доступа к дистанционным тестам и курсам, фиксация и сохранение информации о деятельности пользователей в системе;
  2. Блок поддержки взаимодействия между обучающимися и преподавателями. Совокупность функций этой категории состоит из блогов, форумов, виртуальных аудиторий, чатов, видеоконференций и других инструментов взаимообмена информацией;
  3. Блок разработки учебного контента. Сюда входит инструментарий, предназначенный для осуществления широкого диапазона практических действий. Это и функции разработки сложных курсов мультимедийного характера, и создание более простых тестов. Следует отметить, что не все СДО содержат блок разработки образовательных материалов. Это обусловлено тем, что в некоторых системах более целесообразным в деле разработки учебного контента является использование соответствующего узкопрофильного дополнительного программного обеспечения, созданного сторонними производителями.

Особенности интеграции СДО в структуру образовательной организацииРабота СДО на примере

Построение единой СДО на базе образовательного учреждения предусматривает гармоничную интеграцию целой совокупности различных ресурсов и информационных комплексов. Основной ресурс, так сказать, скелет системы дистанционного образования следует интегрировать совместно с такими системами, как:

  • Модуль администрирования знаний;
  • Блок администрирования талантов;
  • Система кадрового менеджмента;
  • Модуль оценки работы персонала.

СДО, как правило, представляет собой web-приложение. Использование технологий этого типа является наиболее эффективным и целесообразным благодаря широкой распространенности сети Интернет. При этом, СДО не будет работать эффективно, если к ней не присовокупить качественную службу поддержки.

Для этого должна быть внедрена система мониторинга состояния СДО. Кроме того, организация поддержки СДО не может быть полноценной, если не присовокупить к ней применение средств оперативной идентификации причин появления сбоев в работе системы, а также средств контроля состояния и настроек аккаунтов пользователей системы. Также, важным является внедрение блока Service Desk и инструментов постройки процесса поддержки владельцев аккаунтов в СДО.

Примеры СДО и стандарты, регулирующие данную сферу

В наши дни одним из самых актуальных стандартов, регулирующих качество и полноценность подобных систем, является SCORM.

Данный стандарт был разработан еще в 2000 году инициативной группой ADL при правительстве США. С тех пор стандарт был неоднократно усовершенствован.

SCORM содержит не мало пунктов и критериев, но базовые принципы его таковы:

  1. СДО должно пользоваться образовательным контентом, разработанным при помощи средств, созданных различными производителями (это стимулирует развитие рынка и создает конкурентную среду, в свою очередь, повышая качество продукции);
  2. СДО, созданные разными производителями, имеют возможность пользоваться одинаковым образовательным контентом;
  3. Все без исключения СДО должны обладать доступом к объединенному хранилищу образовательного контента и обязательно пользоваться содержанием этого хранилища.

В настоящее время, существует очень много различных систем дистанционного образования. Среди них, наиболее популярными в РФ являются:

  1. Moodle. Данная СДО создана в соответствии с принципами философии педагогики социального конструкционизма. Данный программный комплекс позволяет интегрировать в сеть полный цикл стационарного обучения в аудитории;
  2. TrainingWare Class. Это российский продукт с открытым кодом. Данная программа распространяется свободно, ее могут бесплатно дорабатывать и использовать любые пользователи сети Интернет и сторонние разработчики;
  3. WebTutor. Это не просто СДО, но и система автоматизации практически любых HR-процессов учреждения. Не так давно WebTutor стала доступна для бесплатного пользования. Однако бесплатная версия обладает определенными ограничениями. Например, одновременно ей может пользоваться не более 250 человек. Проводить оценку работы представителей персонала можно только для пятидесяти человек. Кроме того, отсутствует техподдержка и возможность получения консультаций у разработчика. Также, невозможно использовать некоторые крайне полезные модули. Тем не менее, в платной версии все вышеописанные проблемы отсутствуют. 

Понравилось? Поделись: