Система дистанционного обучения

Любая система дистанционного обучения (СДО) представляет собой структурированный информационный комплекс, который применяется для планирования и проведения всех удаленных образовательных мероприятий, часто в увязке с программами очного, заочного и вечернего отделений. За рубежом такие системы принято называть Learning Management System, что указывает на их расширенный функционал и существенную роль в работе всего учебного заведения. В РФ название «СДО» говорит о том, что система ориентирована в основном на дистанционное образование.

Основные задачи и цели СДО

Система дистанционного обученияСистема дистанционного обучения используется для выполнения следующих задач и достижения таких целей:

  1. Автоматизация и централизация администрирования образовательного процесса.
  2. Размещение учебных материалов для обеспечения студентам доступа к ним.
  3. Поддержание актуальности стандартов дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
  4. Обеспечение многократного использования учебных материалов, персонализация образовательного контента.
  5. Расширение диапазона возможностей и инструментария взаимодействия между участниками образовательного процесса.
  6. Повышение эффективности обучения и сокращение затрат на него.
  7. Ускорение образовательного процесса.
  8. Упрощение мониторинга эффективности реализации образовательных программ.

Типичные функциональные возможности

Все функции, которые выполняют современные системы дистанционного образования, можно разделить на три укрупненные группы задач:

  1. Администрирование образовательного процесса.
    Кластер включает управление компетенциями, анализ образовательных процессов, отчетность, формирование программ обучения, реализацию методико-технической поддержки участников СДО, администрирование аккаунтов и обеспечение доступа к дистанционным тестам и курсам, фиксацию и сохранение информации о деятельности пользователей в системе.
  2. Поддержка взаимодействия студентов и преподавателей.
    Обеспечивается блогами, форумами, виртуальными аудиториями, чатами, видеоконференциями и другими инструментами обмена информацией.
  3. Разработка учебного контента.
    В эту категорию входит инструментарий, предназначенный для разработки как сложных курсов мультимедийного характера, так и простых тестов. Не все СДО содержат собственный блок создания образовательных материалов. В некоторых системах его заменяет модуль, который обеспечивает возможность использования соответствующего узкопрофильного дополнительного ПО сторонних производителей.

Интеграция СДО в структуру образовательной организации

Построение СДО на базе учебного учреждения предусматривает гармоничную интеграцию совокупности различных информационных комплексов. Основной ресурс, так сказать, скелет системы дистанционного образования обычно дополняется:

  • СДОмодулем администрирования знаний;
  • блоком поддержки талантов;
  • системой кадрового менеджмента и оценки работы персонала.
СДО, как правило, представляет собой web-приложение. Чтобы система работала эффективно, ее надо снабдить качественной службой поддержки, которая обеспечит:
  • мониторинг состояния СДО;
  • оперативную идентификацию причин появления сбоев в работе;
  • контроль состояния и настроек аккаунтов пользователей системы.

Стандарты качества

До недавнего времени ориентиром для проверки качества систем дистанционного обучения служил стандарт SCORM. Его в 2000 году разработала инициативная группа ADL (Advanced Distributed Learning) при правительстве США. С тех пор он постоянно совершенствовался, но остались неизменными его базовые принципы:
  1. В СДО должен использоваться образовательный контент, разработанный при помощи средств, созданных различными производителями (это стимулирует развитие рынка и формирует конкурентную среду, что служит предпосылкой повышения качества продукции).
  2. СДО, созданные разными производителями, могут пользоваться одинаковым образовательным контентом.
  3. Все без исключения СДО должны обладать доступом к объединенному хранилищу образовательного контента и обязательно пользоваться его содержимым.

База спецификации, на которую опирается SCORM, закладывалась в конце 90-х, но за 20 лет рынок дистанционного образования качественно изменился: появились широкоэкранные смартфоны, планшеты, поэтому стало активно развиваться направление Mobile Learning. Все большую популярность набирают новые тренды: неформальное, социальное, смешанное обучение (Informal Learning, Social Learning, Blended Learning), геймификация (Gamification) и другие.

Взамен устаревшего SCORM ADL предложила новый стандарт, соответствующий актуальному положению дел на рынке дистанционного образования, – Tin Can API.

Примеры СДО

СистемыСегодня существует несколько десятков различных систем дистанционного образования. Наиболее популярными в РФ являются:

  1. Moodle.
    Эта СДО создана в соответствии с принципами философии педагогики социального конструктивизма. Программный комплекс позволяет сделать доступным через Интернет полный цикл стационарного обучения в аудитории.
  2. TrainingWare Class.
    Это российский продукт с открытым кодом. Программа распространяется свободно, ее могут бесплатно дорабатывать и использовать любые пользователи Интернета и сторонние разработчики.
  3. WebTutor.
    Это не просто СДО, это еще и система автоматизации практически любых HR-процессов учреждения. Не так давно WebTutor стала доступна в бесплатном варианте. Но свободно распространяемая версия имеет некоторые ограничения: например, одновременно ею может пользоваться не более 250 человек, а проводить оценку работы представителей персонала можно только для пятидесяти сотрудников. Кроме того, отсутствует техподдержка и возможность получения консультаций у разработчика. Также невозможно использовать некоторые крайне полезные модули.

Автор статьи:

Материал обновлен: 20.04.2018 г.

Отзывы и обсуждения