Как поступить в педагогический университет

Молодые ребята, которые собираются поступать в педагогический институт, выбирают одну из самых ответственных профессий. Она всегда останется востребованной, так как призвана выполнять важнейшую задачу передачи от поколения к поколению знаний и навыков, накопленных ценой проб, а иногда и горьких ошибок человечества. 

Направления подготовки

В связи с переходными процессами, происходящими в экономике и социальной жизни страны, в школах постоянно появляются новые дисциплины. Как следствие, образовательный процесс в педагогических вузах с каждым годом расширяется, обогащаясь новыми специальностями. В перечне специальностей, утвержденных Минобрнауки, ФГОС направления 44.00.00 «Образование и педагогические науки» включает:

  • 44.03.01 – Педагогическое образование;
  • 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование;
  • 44.03.03 – Специальное дефектологическое образование;
  • 44.03.04 – Профессиональное обучение по отраслям;
  • 44.03.05 – Педагогическое образование с 2 профилями подготовки.

Количество профилей только по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» составляет несколько десятков, например:

  • РГПУ им. А. И. Герцена готовит бакалавров по ФГОС 44.03.01 по 24 профилям, в рамках которых преподаются 63 образовательные программы;
  • МПГУ – по 55 образовательным программам тоже весьма всеобъемлющего направления 44.03.01;
  • Волгоградский ГСПУ – по 10 направлениям высшего педагогического образования;
  • Воронежский ГПУ – по 8 профилям все того же по ФГОС 44.03.01;
  • Новосибирский ГПУ – по 11 специальностям.

В таблице представлен список наиболее востребованных сегодня специальностей основного направления подготовки педагогов разных профилей.

Код специальности

Профили бакалавриата по направлению 44.00.00 «Образование и педагогические науки»  Область профессиональной деятельности
1 44.03.01 Дошкольное образование Сфера дошкольного воспитания и образования с применением современных методик обучения
2 44.03.01 Иностранные языки Преподавание иностранных языков в школе, организация и сопровождение образовательных проектов
3 44.03.01 Начальное образование Педагогическая и научно-исследовательская деятельность ьных проектов.
4 44.03.01 Музыкальное образование Работа в образовательных или культурно-просветительских организациях
5 44.03.01 Подготовка преподавателей по общеобразовательным предметам Учебная и воспитательная работа с детьми в школе
6 44.03.05 Физическая культура Занятия по физкультуре в учебных заведениях и внеклассная  спортивная работа
7 44.03.01 Изобразительное искусство Реализация образовательной программы в соответствии с учебной нагрузкой
8 44.03.05 Технология Практические занятия с детьми по декоративно-прикладному творчеству
9 44.03.01 Безопасность жизнедеятельности

Обучение школьников основам ЗОЖ и способам защиты в опасных ситуациях природного, социального или техногенного характера

10 44.03.01

Тьютор

Педагогическое сопровождение обучающихся, разработка индивидуальных программ для разных уровней образования
11 44.03.01 Художественное образование в области театрального искусства или хореографии Развитие творческих способностей учащихся и обучение основам мастерства
12 44.03.01 Культурологическое образование Просветительская и воспитательная работа в сфере искусства и народного творчества с учетом с учетом региональных особенностей
13 44.03.05 Технология и дополнительное образование Организация воспитательной работы в  детских организациях и образовательная деятельность в школе
14 44.03.02 Психология и социальная педагогика Профессиональная помощь детям, которым требуется адаптация в обществе
15 44.03.01 Правовое образование Правовое воспитание и обучение школьников

Не менее популярны и профессии психолого-педагогического направления (37.03.01 – бакалавриат и 37.05.01 – специалитет). Выпускники этих профилей занимаются организацией воспитательной работы в системе дошкольного, школьного и дополнительного образования.

Несмотря на то что у направления 44.03.01 есть профиль «Физкультурное образование», на факультетах физкультуры педагогических институтов готовят и более узких специалистов – по физкультурно-оздоровительным технологиям (49.03.01), адаптивному спорту (49.03.02) для людей с ОВЗ.

Поступить в педагогический институт можно и не на 100-процентно «учительские» направления, которые все-таки предполагают возможность работы педагогом в школах, колледжах и вузах. Например, на факультет иностранных языков, на котором готовят по специальностям группы 45.03.02 – Лингвистика (тоже с несколькими профилями, основной из них – теория и методика преподавания иностранных языков и культур).

Правила приема

Порядок поступления в педагогический университет, как и в другие вузы, определяется Приказом Минобрнауки № 1147 от 14.10.2015. Список вступительных испытаний для каждой специальности в разных вузах может немного отличаться. Но два обязательных экзамена для каждого направления утверждены Приказом Минобрнауки № 666 от 30.08.2019. Абитуриенты, выбравшие специальность «педагогическое образование», во всех вузах будут сдавать русский язык и обществознание. Третий экзамен зависит от профиля подготовки, например:

  • для начального и дополнительного образования – профильная математика;
  • для предметников – он совпадает с профилем;
  • для культурологии – история;
  • для филологии – иностранный.

Те, кто выбрал направление «Педагогическое образование с 2 профилями подготовки», получат право преподавать одновременно по двум дисциплинам. При поступлении они будут сдавать третий экзамен по предмету, который соответствует основному направлению – в наименовании специальности его указывают первым. Для психолого-педагогических специальностей профильным экзаменом будет биология.

Уровень проходных баллов на бюджетные места – в среднем от 160 и выше. Например, минимальный порог, установленный в 2020 в самых известных вузах, составляет:

  • в РГПУ им. А. И. Герцена по основным предметам – 40 баллов, обществознанию – 45, информатике и биологии (для психологического направления – 46;
  • в МПГУ – суммарный проходной балл в 2019 составлял от 150 до 276 в зависимости от профиля.

Дополнительные экзамены

Педагогическое образование входит в перечень специальностей, по которым проводятся дополнительные испытания в виде творческого или профессионального экзамена. Они могут проходить в форме:

  • традиционного устного или письменного экзамена;
  • собеседования;
  • тестирования;
  • творческой работы.

В процессе испытания выявляются:

  • степень владения профессиональными навыками;
  • техника выполнения заданий;
  • уровень общей культуры;
  • степень заинтересованности в профессии.

Баллы ДВИ добавляются к результатам ЕГЭ. Максимальный балл за дополнительное испытание – 100. Минимальный порог определяется каждым вузом отдельно для разных дисциплин. Информация о дополнительных экзаменах и заданиях размещается на сайте. Абитуриенты могут подготовиться к ним самостоятельно или записаться на курсы подготовки при педагогическом университете или институте, в который собрались поступать. Перед экзаменом каждый вуз проводит консультацию, где подробно абитуриентам объясняют содержание задания.

Изобразительное искусство

Творческий экзамен по изобразительному искусству состоит из 2 заданий:

  • рисунка гипсового слепка, выполненного графитным карандашом при искусственном освещении;
  • живописи натюрморта акварелью, гуашью или маслом при дневном освещении.

Экзаменационная работа должна отвечать определенным профессиональным требованиям, а также отличаться завершенностью и внешним сходством с объектом.

Хореография

Абитуриент должен показать:

  • уровень владения техникой классического и современного танца;
  • пластику и музыкальность движений;
  • артистичность.

Танец выполняется в балетной форме на пуантах или в мягкой обуви. Далее проводится собеседование по истории и современному состоянию хореографии.

Вокальное искусство

В первой части экзамена поступающий исполняет арии из опер русских и зарубежных композиторов, романсы. Во второй части – задания по сольфеджио. Оценка выставляется:

  • за уровень исполнительской техники;
  • знание музыкальной теории;
  • развитость слуха;
  • артистизм.

Актерское мастерство

Абитуриенту предлагается:

  • прочитать наизусть стихи, басни, отрывки из прозы, демонстрируя ритмику стиха и свои голосовые возможности;
  • исполнить песню и танец, подготовленные самостоятельно;
  • прочитать отрывок из драматического произведения, предложенный экзаменатором.

Во время экзамена проверяются:

  • музыкальный слух и память;
  • вокальные данные;
  • выразительность голоса;
  • отсутствие недостатков речи;
  • гибкость воображения;
  • чувство юмора.

Музыкально-инструментальное искусство

Проверяется:

  • знание специальной музыкальной терминологии и основ теории;
  • артистизм и техника исполнения полифонических произведений и этюдов;
  • умение грамотно выполнить задания по сольфеджио;
  • слуховая подготовка абитуриента.

Экзаменуемый должен исполнить сольную программу на одном из музыкальных инструментов и устно ответить по билету.

Физкультура

Экзамен состоит из двух этапов, на каждом из них участники выполняют определенные тесты. Их результаты переводятся в баллы, которые потом суммируются.

На первом этапе проверяются общие физические данные абитуриента и его выносливость. Тесты включают испытания:

  • на скорость – бег на дистанции 30 м;
  • выносливость – бег на дистанции 1 000 м;
  • особые данные – прыжок в длину с места или (на выбор) метание ядра двумя руками.

Второй этап ориентирован на проверку уровня силы и ловкости. Абитуриенту предлагают 3 группы тестов, в каждой из которых он выбирает одно упражнение.

Стоимость учебы и бюджетные места

Правительство планирует ежегодное увеличение контрольных цифр приема в вузах вплоть до 2024 года. Тем не менее поступить в педагогический университет не так просто – конкурс на бюджетные места достаточно высок. Альтернативой для абитуриентов остается обучение на контрактной основе. В таблице представлены данные о количестве бюджетных мест на педагогические специальности в разных вузах и стоимости платного образования.

Наименование вуза КЦП Количество мест по контракту Стоимость обучения, тыс. руб./год
1 Алтайский ГГПУ им. В. М. Шукшина 190 64 98
2 Алтайский ГПУ 317 191 36–119
3 Амурский ГПГУ 196 41 160–216
4 Армавирский ГПУ 380 209 83–140
5 Башкирский ГПУ им. М. Акмуллы 454 598 114
6 Благовещенский ГПУ 788 197 36–152
7 Волгоградский ГСПУ 612 438 48–118
8 Воронежский ГПУ 405 546 109
9 Глазовский ГПИ им. В. Г. Короленко 353 480 30–140
10 Дагестанский ГПУ 110 105 83–127
11 Красноярский ГПУ им. В. П. Астафьева 538 167 156
12 Липецкий ГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского 495 244 43–107
13 Мордовский ГПИ им. М. Е. Евсевьева 705 203 92
14 Московский ГППУ 202 115 75–207
15 Московский ПГУ 1 826 1 476 196–217
16 Набережночелнинский ГПУ 100 50 31–120
17 Нижегородский ГПУ им. Козьмы Минина 557 615 120–132
18 Новосибирский ГПУ 506 1 232 60–127 
19 Омский ГПУ 559 1 035 31–116
20 Оренбургский ГПУ 357 305 107–114
21 Пермский ГГПУ 349 205 50–118
22 Самарский ГСПУ 768 238 45–114
23 РГПУ им. А. И. Герцена 973 968 190
24 Российский ГППУ 190 470 270–505
25 Томский ГПУ 368 405 44–140
26 Тульский ГПУ им. Л. Н. Толстого 624 140 115
27 Ульяновский ГПУ им. И. Н. Ульянова 1 330 334 100–125
28 Уральский ГПУ 775 905 56–134
29 Южно-Уральский ГГПУ 1 476 356 124
30 Чеченский ГПУ 375 168 40–86
31 Чувашский ГПУ им. И. Я. Яковлева 405 105 74–85
32 Шадринский ГПУ 34 135 45–112
33 Ярославский ГПУ им. К. Д. Ушинского 400 300 109–117

Все большее число выпускников школ выбирает для поступления педагогические институты. Разнообразие направлений, количество бюджетных мест, программы подготовки с двумя профилями дают широкие возможности для выбора профессии, тем более что не возникнет проблем с вопросами трудоустройства – в российских школах острая нехватка учителей по всем предметам.

Автор статьи:

Материал обновлен: 03.01.2024 г.

Отзывы и обсуждения