Молодые ребята, которые собираются поступать в педагогический институт, выбирают одну из самых ответственных профессий. Она всегда останется востребованной, так как призвана выполнять важнейшую задачу передачи от поколения к поколению знаний и навыков, накопленных ценой проб, а иногда и горьких ошибок человечества.
Содержание
Направления подготовки
В связи с переходными процессами, происходящими в экономике и социальной жизни страны, в школах постоянно появляются новые дисциплины. Как следствие, образовательный процесс в педагогических вузах с каждым годом расширяется, обогащаясь новыми специальностями. В перечне специальностей, утвержденных Минобрнауки, ФГОС направления 44.00.00 «Образование и педагогические науки» включает:
- 44.03.01 – Педагогическое образование;
- 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование;
- 44.03.03 – Специальное дефектологическое образование;
- 44.03.04 – Профессиональное обучение по отраслям;
- 44.03.05 – Педагогическое образование с 2 профилями подготовки.
Количество профилей только по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» составляет несколько десятков, например:
- РГПУ им. А. И. Герцена готовит бакалавров по ФГОС 44.03.01 по 24 профилям, в рамках которых преподаются 63 образовательные программы;
- МПГУ – по 55 образовательным программам тоже весьма всеобъемлющего направления 44.03.01;
- Волгоградский ГСПУ – по 10 направлениям высшего педагогического образования;
- Воронежский ГПУ – по 8 профилям все того же по ФГОС 44.03.01;
- Новосибирский ГПУ – по 11 специальностям.
В таблице представлен список наиболее востребованных сегодня специальностей основного направления подготовки педагогов разных профилей.
Код специальности |
Профили бакалавриата по направлению 44.00.00 «Образование и педагогические науки» | Область профессиональной деятельности | |
---|---|---|---|
1 | 44.03.01 | Дошкольное образование | Сфера дошкольного воспитания и образования с применением современных методик обучения |
2 | 44.03.01 | Иностранные языки | Преподавание иностранных языков в школе, организация и сопровождение образовательных проектов |
3 | 44.03.01 | Начальное образование | Педагогическая и научно-исследовательская деятельность ьных проектов. |
4 | 44.03.01 | Музыкальное образование | Работа в образовательных или культурно-просветительских организациях |
5 | 44.03.01 | Подготовка преподавателей по общеобразовательным предметам | Учебная и воспитательная работа с детьми в школе |
6 | 44.03.05 | Физическая культура | Занятия по физкультуре в учебных заведениях и внеклассная спортивная работа |
7 | 44.03.01 | Изобразительное искусство | Реализация образовательной программы в соответствии с учебной нагрузкой |
8 | 44.03.05 | Технология | Практические занятия с детьми по декоративно-прикладному творчеству |
9 | 44.03.01 | Безопасность жизнедеятельности |
Обучение школьников основам ЗОЖ и способам защиты в опасных ситуациях природного, социального или техногенного характера |
10 | 44.03.01 |
Тьютор |
Педагогическое сопровождение обучающихся, разработка индивидуальных программ для разных уровней образования |
11 | 44.03.01 | Художественное образование в области театрального искусства или хореографии | Развитие творческих способностей учащихся и обучение основам мастерства |
12 | 44.03.01 | Культурологическое образование | Просветительская и воспитательная работа в сфере искусства и народного творчества с учетом с учетом региональных особенностей |
13 | 44.03.05 | Технология и дополнительное образование | Организация воспитательной работы в детских организациях и образовательная деятельность в школе |
14 | 44.03.02 | Психология и социальная педагогика | Профессиональная помощь детям, которым требуется адаптация в обществе |
15 | 44.03.01 | Правовое образование | Правовое воспитание и обучение школьников |
Не менее популярны и профессии психолого-педагогического направления (37.03.01 – бакалавриат и 37.05.01 – специалитет). Выпускники этих профилей занимаются организацией воспитательной работы в системе дошкольного, школьного и дополнительного образования.
Несмотря на то что у направления 44.03.01 есть профиль «Физкультурное образование», на факультетах физкультуры педагогических институтов готовят и более узких специалистов – по физкультурно-оздоровительным технологиям (49.03.01), адаптивному спорту (49.03.02) для людей с ОВЗ.
Поступить в педагогический институт можно и не на 100-процентно «учительские» направления, которые все-таки предполагают возможность работы педагогом в школах, колледжах и вузах. Например, на факультет иностранных языков, на котором готовят по специальностям группы 45.03.02 – Лингвистика (тоже с несколькими профилями, основной из них – теория и методика преподавания иностранных языков и культур).
Правила приема
Порядок поступления в педагогический университет, как и в другие вузы, определяется Приказом Минобрнауки № 1147 от 14.10.2015. Список вступительных испытаний для каждой специальности в разных вузах может немного отличаться. Но два обязательных экзамена для каждого направления утверждены Приказом Минобрнауки № 666 от 30.08.2019. Абитуриенты, выбравшие специальность «педагогическое образование», во всех вузах будут сдавать русский язык и обществознание. Третий экзамен зависит от профиля подготовки, например:
- для начального и дополнительного образования – профильная математика;
- для предметников – он совпадает с профилем;
- для культурологии – история;
- для филологии – иностранный.
Те, кто выбрал направление «Педагогическое образование с 2 профилями подготовки», получат право преподавать одновременно по двум дисциплинам. При поступлении они будут сдавать третий экзамен по предмету, который соответствует основному направлению – в наименовании специальности его указывают первым. Для психолого-педагогических специальностей профильным экзаменом будет биология.
Уровень проходных баллов на бюджетные места – в среднем от 160 и выше. Например, минимальный порог, установленный в 2020 в самых известных вузах, составляет:
- в РГПУ им. А. И. Герцена по основным предметам – 40 баллов, обществознанию – 45, информатике и биологии (для психологического направления – 46;
- в МПГУ – суммарный проходной балл в 2019 составлял от 150 до 276 в зависимости от профиля.
Дополнительные экзамены
Педагогическое образование входит в перечень специальностей, по которым проводятся дополнительные испытания в виде творческого или профессионального экзамена. Они могут проходить в форме:
- традиционного устного или письменного экзамена;
- собеседования;
- тестирования;
- творческой работы.
В процессе испытания выявляются:
- степень владения профессиональными навыками;
- техника выполнения заданий;
- уровень общей культуры;
- степень заинтересованности в профессии.
Баллы ДВИ добавляются к результатам ЕГЭ. Максимальный балл за дополнительное испытание – 100. Минимальный порог определяется каждым вузом отдельно для разных дисциплин. Информация о дополнительных экзаменах и заданиях размещается на сайте. Абитуриенты могут подготовиться к ним самостоятельно или записаться на курсы подготовки при педагогическом университете или институте, в который собрались поступать. Перед экзаменом каждый вуз проводит консультацию, где подробно абитуриентам объясняют содержание задания.
Изобразительное искусство
Творческий экзамен по изобразительному искусству состоит из 2 заданий:
- рисунка гипсового слепка, выполненного графитным карандашом при искусственном освещении;
- живописи натюрморта акварелью, гуашью или маслом при дневном освещении.
Экзаменационная работа должна отвечать определенным профессиональным требованиям, а также отличаться завершенностью и внешним сходством с объектом.
Хореография
Абитуриент должен показать:
- уровень владения техникой классического и современного танца;
- пластику и музыкальность движений;
- артистичность.
Танец выполняется в балетной форме на пуантах или в мягкой обуви. Далее проводится собеседование по истории и современному состоянию хореографии.
Вокальное искусство
В первой части экзамена поступающий исполняет арии из опер русских и зарубежных композиторов, романсы. Во второй части – задания по сольфеджио. Оценка выставляется:
- за уровень исполнительской техники;
- знание музыкальной теории;
- развитость слуха;
- артистизм.
Актерское мастерство
Абитуриенту предлагается:
- прочитать наизусть стихи, басни, отрывки из прозы, демонстрируя ритмику стиха и свои голосовые возможности;
- исполнить песню и танец, подготовленные самостоятельно;
- прочитать отрывок из драматического произведения, предложенный экзаменатором.
Во время экзамена проверяются:
- музыкальный слух и память;
- вокальные данные;
- выразительность голоса;
- отсутствие недостатков речи;
- гибкость воображения;
- чувство юмора.
Музыкально-инструментальное искусство
Проверяется:
- знание специальной музыкальной терминологии и основ теории;
- артистизм и техника исполнения полифонических произведений и этюдов;
- умение грамотно выполнить задания по сольфеджио;
- слуховая подготовка абитуриента.
Экзаменуемый должен исполнить сольную программу на одном из музыкальных инструментов и устно ответить по билету.
Физкультура
Экзамен состоит из двух этапов, на каждом из них участники выполняют определенные тесты. Их результаты переводятся в баллы, которые потом суммируются.
На первом этапе проверяются общие физические данные абитуриента и его выносливость. Тесты включают испытания:
- на скорость – бег на дистанции 30 м;
- выносливость – бег на дистанции 1 000 м;
- особые данные – прыжок в длину с места или (на выбор) метание ядра двумя руками.
Второй этап ориентирован на проверку уровня силы и ловкости. Абитуриенту предлагают 3 группы тестов, в каждой из которых он выбирает одно упражнение.
Стоимость учебы и бюджетные места
Правительство планирует ежегодное увеличение контрольных цифр приема в вузах вплоть до 2024 года. Тем не менее поступить в педагогический университет не так просто – конкурс на бюджетные места достаточно высок. Альтернативой для абитуриентов остается обучение на контрактной основе. В таблице представлены данные о количестве бюджетных мест на педагогические специальности в разных вузах и стоимости платного образования.
Наименование вуза | КЦП | Количество мест по контракту | Стоимость обучения, тыс. руб./год | |
---|---|---|---|---|
1 | Алтайский ГГПУ им. В. М. Шукшина | 190 | 64 | 98 |
2 | Алтайский ГПУ | 317 | 191 | 36–119 |
3 | Амурский ГПГУ | 196 | 41 | 160–216 |
4 | Армавирский ГПУ | 380 | 209 | 83–140 |
5 | Башкирский ГПУ им. М. Акмуллы | 454 | 598 | 114 |
6 | Благовещенский ГПУ | 788 | 197 | 36–152 |
7 | Волгоградский ГСПУ | 612 | 438 | 48–118 |
8 | Воронежский ГПУ | 405 | 546 | 109 |
9 | Глазовский ГПИ им. В. Г. Короленко | 353 | 480 | 30–140 |
10 | Дагестанский ГПУ | 110 | 105 | 83–127 |
11 | Красноярский ГПУ им. В. П. Астафьева | 538 | 167 | 156 |
12 | Липецкий ГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского | 495 | 244 | 43–107 |
13 | Мордовский ГПИ им. М. Е. Евсевьева | 705 | 203 | 92 |
14 | Московский ГППУ | 202 | 115 | 75–207 |
15 | Московский ПГУ | 1 826 | 1 476 | 196–217 |
16 | Набережночелнинский ГПУ | 100 | 50 | 31–120 |
17 | Нижегородский ГПУ им. Козьмы Минина | 557 | 615 | 120–132 |
18 | Новосибирский ГПУ | 506 | 1 232 | 60–127 |
19 | Омский ГПУ | 559 | 1 035 | 31–116 |
20 | Оренбургский ГПУ | 357 | 305 | 107–114 |
21 | Пермский ГГПУ | 349 | 205 | 50–118 |
22 | Самарский ГСПУ | 768 | 238 | 45–114 |
23 | РГПУ им. А. И. Герцена | 973 | 968 | 190 |
24 | Российский ГППУ | 190 | 470 | 270–505 |
25 | Томский ГПУ | 368 | 405 | 44–140 |
26 | Тульский ГПУ им. Л. Н. Толстого | 624 | 140 | 115 |
27 | Ульяновский ГПУ им. И. Н. Ульянова | 1 330 | 334 | 100–125 |
28 | Уральский ГПУ | 775 | 905 | 56–134 |
29 | Южно-Уральский ГГПУ | 1 476 | 356 | 124 |
30 | Чеченский ГПУ | 375 | 168 | 40–86 |
31 | Чувашский ГПУ им. И. Я. Яковлева | 405 | 105 | 74–85 |
32 | Шадринский ГПУ | 34 | 135 | 45–112 |
33 | Ярославский ГПУ им. К. Д. Ушинского | 400 | 300 | 109–117 |
Все большее число выпускников школ выбирает для поступления педагогические институты. Разнообразие направлений, количество бюджетных мест, программы подготовки с двумя профилями дают широкие возможности для выбора профессии, тем более что не возникнет проблем с вопросами трудоустройства – в российских школах острая нехватка учителей по всем предметам.