Специальность «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (бакалавриат)

53.03.06.Музыкознание и музыкально-прикладное искусство

53.03.06.

Музыкознание и музыкально-прикладное искусство

Степень: Музыковед. Преподаватель. Лектор (музыковедение). Преподаватель. Музыкальный журналист. Редактор СМИ (музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ). Этномузыколог. Преподаватель. Руководитель творческого коллектива (этномузыкология)

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Творческий экзамен - по выбору вуза

Выступление гитаристаСпециалисты данного направления представляют собой профессионалов, в задачи которых входит культурно-просветительская деятельность, формирование общественного мнения в области искусства, а, соответственно, и направлений развития современной музыкальной отрасли.

Также в деятельность будущих специалистов входит написание статей, научно-популярны очерков, аннотаций, энциклопедических статей, составление музыкальных словарей для детей и взрослых. Специалисты направления в своей деятельности максимально эффективно используют печатные СМИ, возможности телевидения и радио. В процессе реализации творческой деятельности будущие музыковеды, преподаватели и редакторы используют самые различные формы подачи материала: беседы, интервью, рассказы, художественных очерки, комментарии. В сферу интересов профессионалов входит все, что относится к музыке: ее воздействие на аудиторию, восприятие музыкальных направлений слушателями, новые направления искусства, история развития культурной отрасли и т. д.

Условия поступления

Абитуриенты, выбравшие данное направление в качестве будущей профессии, должны обладать творческими способностями, глубокими знания истории развития отрасли искусства, иметь высокий уровень культуры речи. Необходимые вступительные экзамены для зачисления на обучение:

  • русский язык;
  • литература (профильный);
  • история;
  • творческий экзамен.

В качестве творческого испытания может выступать собеседование, коллоквиум, экзамен по сольфеджио, гармонии, композиции, музыкальной литературе, исполнение собственных сочинений и т. д.

Будущая профессия

В задачи будущих выпускников входит работа в музыкальных издательствах, специализированных журналах, редактирование нот и книг о музыке. Высококвалифицированные профессионалы следят за новыми явлениями и именами в музыкальной сфере, произведениями, научными подходами, инструментами исследования шедевров.

Проявление творческих способностей будущего выпускника находит свою репрезентацию в процессе создания ярких, интересных разделов музыкальных изданий, составлении концертных репертуаров. Наличие организаторских способностей проявляется при организации концертных программ, списков исполнителей. Благодаря высокой культуре речи, ораторский дар необходим музыковедам для того, чтобы формировать представление аудитории о современном искусстве, интенций его развития, произведениях различных жанров, направлений.

Куда поступать

Скрипка и нотыБудущие музыковеды являются идейными борцами за нравственную чистоту искусства, специалистами, от которых зависит формирование музыкальной культуры отечественного слушателя. На сегодняшний день обучение специалистов данного профиля осуществляется в учебных заведениях страны:

  1. Московская государственная консерватория (университет) имени П. И. Чайковского;
  2. Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке;
  3. Казанская государственная консерватория (академия) имени Н. Г. Жиганова;
  4. Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н. А. Римского-Корсакова;
  5. Государственная классическая академия имени Маймонида.

Изучаемые дисциплины

Будущие специалисты должны уметь живо, ярко, в доступной и понятной форме рассказывать как об эстрадных сочинениях массовых жанров, так и о сложных серьезных произведениях, убеждать и переубеждать, формировать представления о современном и классическом музыкальном искусстве, что требует фундаментальных теоретических знаний, включая следующие:

  • инструментовка,
  • гармония,
  • инструментоведение,
  • методология музыковедческого исследования,
  • история оркестровых стилей,
  • музыкальная форма,
  • основы редактирования,
  • музыкальная информатика,
  • полифония,
  • основы редактирования,
  • чтение партитур и т. д.

Сроки обучения

Срок обучения на очной форме составляет 4 года.

Приобретаемые навыки

В процессе выполнения профессиональной деятельности специалистам направления необходимо проводить высококвалифицированный анализ исследуемого объекта, что требует не только глубоких теоретических знаний, любви к музыке, литературного таланта, но и профессиональных компетенций, включая:

  1. Игра на контрабасе Умение осуществлять научную, исследовательскую деятельность, изучать творчество отдельных композиторов, историю развития музыкального искусства той или иной исторической эпохи, малоизвестные современные и классические стили, исполнительское мастерство.
  2. Осуществлять работу с тематическими информационными потоками, исследовать образцы старинной музыки.
  3. Осуществлять руководство творческими коллективами.
  4. Осуществлять экспертную деятельность в процессе формирования репертуара театров, СМИ, филармоний.
  5. Осуществлять консультации с режиссерами-постановщиками, костюмерами, актерами по музыкально-историческим, музыкально-культурным вопросам в процессе создания постановок произведений.
  6. Осуществлять работу с авторами музыкального сопровождения (композиторами, либреттистами, аранжировщиками, инсценировщиками и др.) и авторами пьес.
  7. Составлять авторские договоры, контролировать выполнение обязательств, зафиксированных в договоре.

Перспективы трудоустройства по профессии

После окончания бакалавриата выпускники могут занимать должности:

  • аранжировщика,
  • артиста народного и академического хора,
  • арт-менеджера,
  • искусствоведа,
  • пианиста,
  • композитора,
  • звукооператора,
  • продюсера,
  • этномузыковеда,
  • музыкального журналиста,
  • музыкального критика,
  • преподавателя,
  • музыкального редактора.

В зависимости от выбранной сферы трудовой деятельности заработная плата может колебаться от 8 000 руб. (преподаватель школы) до 30 000 руб. (администраторы в учреждениях культуры). Заработная плата музыкальных критиков и журналистов радио- и телекомпаний осуществляется по гонорарной системе.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Трудоустройство и соответствующая заработная плата специалистов данного направления зависит от уровня образования, и бакалавриата зачастую оказывается недостаточно для трудоустройства в перспективную теле -, радиокомпанию. Поэтому большинство выпускников направления предпочитают продолжать образование в магистратуре, аспирантуре и докторантуре.

Окончание магистратуры позволит получить диплом международного образца, не требующий подтверждения при выезде на работу за границу. Написание магистерской диссертации – великолепный шанс заявить о себе в научном мире, получить навыки педагогической деятельности и продолжить профессиональное совершенствование на базе учебного заведения.

Во многом успешность деятельности специалистов профиля зависит от детальных знаний всех аспектов музыкального искусства, и обучение в магистратуре позволит продолжить формирование теоретического багажа.

Понравилось? Поделись: