Специальность «Дирижирование» (бакалавриат)

53.03.05.Дирижирование

53.03.05.

Дирижирование

Степень: Дирижер хора. Хормейстер. Артист хора. Преподаватель (Дирижирование академическим хором). Дирижер оркестра народных инструментов. Преподаватель (Дирижирование оркестром народных инструментов). Дирижер оркестра духовых инструментов. Дирижер хора

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Творческий экзамен - по выбору вуза

Дирижирование представляет собой, пожалуй, одну из наиболее сложных отраслей музыкальной деятельности. Именно на дирижера ложится вся ответственность за выступление музыкального коллектива. В задачи будущих специалистов входит детальное изучение музыкальных произведений, особенностей исполнительской манеры каждого из членов коллектива, подбор репертуара, распределение партий с учётом возможностей подчиненных, индивидуальная интерпретация музыкального произведения таким образом, чтобы придать ему экспрессивность, выразительность и необычность звучания.

Дирижер – эксклюзивная, штучная профессия, научиться которой без наличия таланта практически нельзя. Дирижером нужно родиться, а стремление к профессионализму приходится годами.

Условия поступления

Палочка дирижера Для выявления у абитуриента способностей к реализации этой творческой, эксклюзивной деятельности вузы предлагают сдать следующие дисциплины в качестве вступительных испытаний:

  • русский язык;
  • литература (профильный);
  • история;
  • творческий экзамен, в качестве которого может выступать экзамен по теории музыки, гармонии, фортепиано, сольфеджио, исполнение программы (дирижирование симфоническими, хоровыми произведениями, сольное исполнение одного из голосов партитуры хора) и т. д.

Будущая профессия

Главные задачи дирижера – увлечение музыкантов за собой и организация слаженной работы оркестра.

От мастерства дирижера зависит качество звучания оркестра и хора. Именно взмах дирижерской палочки превращает отдельных музыкантов в единый организм, звучание которого стимулирует реакцию у слушателей. Профессионализм дирижера во многом зависит от музыкального слуха, памяти, чувства ритма, терпения, целеустремленности, сильной воли, развитого воображения, педагогических способностей и ряда иных уникальных личностных качеств. Музыканты чувствуют малейшие нюансы настроения дирижера, от его руководства зависит то, что услышит аудитория. Он может создать шедевр из любого музыкального произведения, а может уничтожить любой шедевр безграмотным руководством. Профессия безумно интересная, увлекательная, но и чрезвычайно сложная, требующая полной отдачи сил.

Куда поступать

Дирижер является соавтором композитора и создателем музыкальной репрезентации произведения. Как уже отмечалось, без врожденного таланта стать дирижером практически невозможно. Развитием творческих способностей талантливых студентов сегодня занимаются следующие ведущие вузы РФ:

  1. Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке;
  2. Российская академия музыки имени Гнесиных;
  3. Государственная классическая академия имени Маймонида;
  4. Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н. А. Римского-Корсакова;
  5. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

Сроки обучения

Срок обучения на очной форме составляет 4 года.

Изучаемые дисциплины

Дирижер за работойДирижер – своего рода медиум, отвечающий за качество музыки перед композитором музыкального произведения и аудиторией. Смысл дирижерской интерпретации заключается в умении глубоко прочесть, понять, постигнуть внутреннее содержание музыкального произведения, а затем передать его до современного слушателя. Принимая во внимание разницу исторических эпох, смену мировоззренческих парадигм, появление инновационных средств оформления музыкального звучания, задача воплощения в музыкальных образах замыслов автора, жившего, возможно, не одно столетие назад, требует от дирижера синтеза теоретических знаний, практических навыков, уникальных личностных качеств и таланта. Формирование теоретического багажа знаний осуществляется при изучении следующих специальных дисциплин курса:

  • дирижирование,
  • гармония,
  • история отечественной музыки,
  • история зарубежной музыки,
  • музыка второй половины xx и начала xxi веков,
  • музыкальная форма,
  • сольфеджио,
  • полифония,
  • фортепиано,
  • музыкальная педагогика и психология.

Приобретаемые навыки

Для создания нового звучания музыкального произведения, не искажающего сути внутреннего содержания, заложенного композитором, дирижеру необходимо, прежде всего, «слышать» автора. В остальном – организация работы оркестра зависит от индивидуального стиля виртуоза.

Слаженного гармоничного звучания коллектива добиваются и дирижеры-диктаторы, и лояльные, и в меру требовательные дирижеры. Профессиональное дирижерское руководство позволит за кратчайшие сроки даже наиболее посредственному оркестру «зазвучать» на весь мир, добиться признания – именно от дирижера зависит качество звучания, состав оркестра и его организация. Актуальность и многочисленность задач, которые стоят перед будущим выпускником, требуют:

  1. Дирижировать учебными, любительскими, профессиональными оркестрами и хорами.
  2. Руководить творческими коллективами.
  3. Проводить репетиции с солистами и творческими коллективами.
  4. Создавать аранжировку музыкальных произведений различных стилей, жанров, исторических эпох.
  5. Создавать фонограммы для ансамблей и отдельных солистов.
  6. Выступать в качестве сольного артиста либо артиста хора и оркестра.
  7. Осуществлять педагогическую деятельность в отношении специальных дисциплин музыкального цикла.

Перспективы трудоустройства по профессии

Профессию дирижера достаточно сложно назвать востребованной. Как уже отмечалось, это весьма эксклюзивная, штучная профессия, что сказывается и на оплате труда. Начинающий специалист может рассчитывать на заработную плату от 200 у. е. в случае трудоустройства по данному профилю. При наличии таланта и постоянном совершенствовании уровня профессионализма дирижер может рассчитывать на оплату до 2 000 у. е. Именитые дирижеры, гастролирующие в составе известных оркестров, получают большие гонорары.

Окончание обучения по данному профилю позволяет бакалавру, помимо реализации дирижерской деятельности, занимать должности:

  • Дирижер оркестра педагога,
  • аранжировщика,
  • арт-менеджера,
  • артиста хора (ансамбля),
  • артиста оркестра (ансамбля),
  • звукооператора,
  • концертмейстера,
  • организатора массовых мероприятий,
  • музыкального редактора.

В зависимости от выбранной сферы деятельности заработная плата может колебаться от 4 000 руб. (аранжировщики детских театров) до 60 000 руб. и выше (руководители коллективов).

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Уже отмечалось, что даже глубоких теоретических знаний и доведенных до автоматизма практических навыков для признания недостаточно. Помимо таланта, будущему виртуозу необходимо постоянно продолжать профессиональное совершенствование, целям чего служит продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Кроме углубленного изучения теоретических основ профессии, дальнейшего формирования, развития практических навыков и творческих способностей, магистратура даст возможность принимать участие в музыкальных конкурсах, фестивалях, общаться с выдающимися культурными деятелями нашей страны, что представляется чрезвычайно важным.

Диплом магистра позволит осуществлять профессиональную деятельность за пределами нашей страны, не проходя процедуры переаттестации. Поскольку отечественная музыкальная традиция является одной из наиболее сильных и перспективных в мире, талантливые дирижеры востребованы во многих мировых странах, где уровень заработной платы достигает 20 000 долл. в месяц.

Понравилось? Поделись: