Специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (Академический бакалавр. Прикладной бакалавр)

54.03.02.Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

54.03.02.

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Степень: Академический бакалавр. Прикладной бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Творческий экзамен - по выбору вуза

Экспонаты декоративно-прикладного искусстваДаже далекие от искусства люди не могут не испытывать чувств восхищения перед памятниками декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, представленных в нашей стране. История русского декоративно-прикладного искусства относится к периоду становления русского государства. Первые памятники, дошедшие до нас через столетия, относятся предположительно к XI веку. Принятие христианства сопровождалось становлением церквей, храмов, иных памятников зодчества на огромных территориях нашего государства. Для любого из городов Древней Руси зодчие являлись влиятельными особами, от мастерства и таланта которых зависела красота и величие памятников декоративно-прикладного искусства, и, соответственно, и могущество властителя.

 Условия поступления

По сегодняшний день представители творческих профессий данного профиля обогащают культурный багаж нашей страны, создавая памятники, величие которых не уступает всемирно известному Софийскому собору, надвратной Творческой церкви в Печерском монастыре, Спасо-Преображенскому собору и др. С периода становления декоративно-прикладных искусств на Руси создателям шедевров приходилось много учиться: в X-XI столетиях – изучать примеры византийской церковной архитектуры, творения предшественников; позднее – создавать уникальную русскую традицию; сегодня – традиционному архитектурному искусству и тенденциям развития декоративно-прикладных искусств. В качестве вступительных экзаменов абитуриенту придется подготовиться к сдаче следующих дисциплин:

  • русский язык;
  • литература (профильный);
  • история;
  • творческий экзамен, в качестве которого может выступать экзамен по живописи, композиции или рисованию.

Будущая профессия

Со второй половины XII столетия возникают и развиваются русские художественные школы, шедевры которых преумножали славу как отдельных княжеств, так и государства в целом. Позднее древнейшая профессия зодчего постепенно пропала, на смену ей пришли другие многочисленные строительные профессии. И лишь сегодня профессия создателей шедевров декоративно-прикладных искусств обретает вторую жизнь.

Будущие специалисты способны решать сложнейшие архитектурные, инженерные и дизайнерские вопросы, воплощая на практике идеи практичности, функциональности, гармонии и красоты. Специалисты данного направления в рамках повышения актуальности строительства храмов, монастырей и других памятников культуры востребованы на отечественном рынке труда, не испытывают проблем с трудоустройством и могут рассчитывать на достойную оплату.

Куда поступать

Китайский кувшинВозведение культовых сооружений, создание шедевров декоративно-прикладного искусства представляет собой творческий и трудоемкий процесс, каждый аспект которого необходимо тщательно изучить. На сегодняшний день подготовка специалистов профиля осуществляется в следующих вузах:

  1. Московский государственный областной университет;
  2. Московский педагогический государственный университет;
  3. Высшая школа народных искусств (институт);
  4. Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна;
  5. Московский городской педагогический университет.

Сроки обучения

Срок обучения на очной форме составляет 4 года.

Изучаемые дисциплины

Русское декоративно-прикладное искусство на протяжении веков развивалось в своем уникальном национальном направлении, вбирая в себя достижения мировой культуры, мгновенно реагируя на малейшие изменения религиозной, политической и социальной жизни, отражая особенности ментальности этноса и формируя его культурологический фон. Достойное продолжение столь благородного дела требует от будущего выпускника детальных знаний специальных дисциплин, включая следующие:

  • академический рисунок,
  • академическая живопись,
  • академическая скульптура и пластическое моделирование,
  • история искусств,
  • основы производственного мастерства,
  • история искусств,
  • пропедевтика,
  • проектирование,
  • цветоведение,
  • художественная обработка материалов и пр.

Приобретаемые навыки

Выставка декоративно-прикладного искусстваДля того чтобы создавать шедевры декоративно-прикладных искусств и народных промыслов, будущим специалистам необходимо не только обладать глубокими, обширными знаниями самых различных сфер, но и объединять в себе десяток профессий: инженера и архитектора, геодезиста и астронома, дизайнера и прораба, художника и др. Кроме того, для реализации профессиональной деятельности у будущего специалиста должен быть сформирован ряд ключевых компетенций, включая навыки проектирования и создания:

  1. Монументально-декоративных росписей потолков и стен с использованием традиционных, современных средств и методов исполнения.
  2. Декоративных и художественных произведений для оформления экстерьеров, интерьеров (гобеленов, витражей, штор).
  3. Декораций для театрального искусства (декоративные, художественные росписи, костюмы, панно).
  4. Орнаментов, узоров, применяемых в народном творчестве, декоративных росписях, геральдике.
  5. Иконографических символов и образов, применяемых в церковной фресковой живописи, иконописи.
  6. Абстрактных и сюжетных произведений скульптурной пластики и пр.

Перспективы трудоустройства по профессии

Как уже отмечалось, профессии связанные со строительством, возведением величественных сооружений, создание шедевров декоративно-прикладного искусства как в глубокой древности, так и сегодня остаётся востребованным на рынке труда. После завершения обучения будущие выпускники могут успешно выполнять обязанности:

  • декоратора;
  • зодчего;
  • кузнеца;
  • дизайнера изделий из металла;
  • изготовителя художественных изделий из дерева, керамики и ткани;
  • иконописца;
  • реставратора;
  • скульптора;
  • реставраторов памятников каменного зодчества;
  • художника-живописца;
  • художника декоративно-прикладного искусства;
  • ювелира.

Хохломская росписьЗаработная плата и карьерный рост зависят преимущественно от выбранной сферы профессиональной деятельности. К примеру, при трудоустройстве зодчим молодой специалист может рассчитывать на заработную плату от 21 000 руб. При наличии таланта и терпения через 5-7 лет специалист может рассчитывать на должность главного зодчего с оплатой до 60 000 руб. Суммы, разумеется, весьма условны и зависят от города трудоустройства, организации, личностных качеств и ряда иных факторов.

Заработная плата талантливых ювелиров, иконописцев, художников-живописцев зависит исключительно от их таланта и трудолюбия. Она может оставаться на уровне оплаты учителя рисования в школе (около 4 000 руб.), а может измеряться шестизначными числами.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Как и в любой другой отрасли, для достижения успеха в сфере искусства необходимо постоянное профессиональное самосовершенствование, осуществлять которое лучше в стенах учебного заведения под руководством профессионального педагога и научного руководителя.

Обучение в магистратуре, аспирантуре или докторантуре позволит получить детальные теоретические знания дисциплин курса, тщательно изучить техники создания художественных и архитектурных шедевров, продолжить формирование профессиональных компетенций.

Написание диссертации требует вовлечения в научную и педагогическую сферы, что позволяет заявить о себе в мире науки и обучиться педагогическому мастерству. Диплом магистра не требует подтверждения при реализации профессиональной деятельности за пределами страны, что является чрезвычайно актуальным для представителей творческих профессий.

Понравилось? Поделись: