Синергия: над шапкой

Шведская система образования

Основной отличительной чертой системы образования в Швеции служит ее демократичность и полнота. Государство поставило перед собой задачу охватить 100% молодых людей школьным образованием и пытаться минимизировать ограничения при поступлении в вузы. Сейчас официально ограничения поступления в образовательные учреждения определяются лишь сроками написания заявлений и окончанием времени их регистрации. Система образования в Швеции уже смогла универсализировать и достичь абсолюта средней ступени и теперь продвигается к третьей фазе – учебе после школы. Поскольку все образовательные институции подчиняются государству, то обучение в них бесплатное.

ДошкольноеМалыши в шведском дошкольном учреждении

Первую ступень, называемую предварительной школой, в Швеции именуют так же, как и везде – детским садом. Но вот воспитатели и другие работники подобных учреждений желают, чтоб к ним относились как к учителям и называли педагогами. Система дошкольного образования в Швеции этому весьма способствует, поскольку требует от воспитателей составлять подобие школьных планов, да и образование детсадовские сотрудники должны получить профильное, то есть педагогическое. В действительности учителей для детских садов соответствующего уровня подготовки не хватает. Приходится принимать на работу гимназистов, прослушавших пару-тройку специальных курсов, а также зарубежных специалистов, получивших хоть какое-то педобразование у себя на родине.

Малышей приводят в детские сады по исполнении двух лет, но при необходимости и в годовалом возрасте. Завершается первый этап познания жизни в 6 лет. Если цифрам и алфавиту деток в Швеции еще обучают, то на чтение и выполнение простейших арифметических действий у преподавателей детсадов специализации не хватает. Постигать азы письма, чтения и математики дети начинают с первого класса в школах.

Основная масса детских садиков подчинена государству, а потому максимальная плата за услуги дошкольных учреждений для шведов необременительна, да и эту могут уменьшить по просьбе родителей. Пребывание в дошкольных учреждениях – дело сугубо добровольное, но почти все малыши туда приходят. Пребывание в детсаду вовсе не означает быть на его территории. Детишек водят в библиотеки, музеи, на прогулки в парки и спортивные площадку. Все эти интересные места в изобилии располагаются неподалеку от самого садика.

Такие походы происходят не эпизодически, а по плану и почти каждый день. Но вот с другим привычным атрибутом детского садика – с кроватями – в шведских дошкольных заведениях туго. Как таковых застеленных спальных мест в садиках нет. Если у ребенка возникает желание подремать, он в одежде укладывается на голый матрас.

ШкольноеДети в средней школе в Швеции

Система школьного образования в Швеции состоит из трех ступеней:

  • Начального – 3 класса;
  • Промежуточного – 4 - 6 класс;
  • Старшего – еще три года.

Всего среднее образование в Швеции занимает 9 лет, после чего школьник может продолжить обучение в соседнем учреждении. Зачастую это интегрированная средняя школа высшей ступени, то есть гимназия. Если желания учиться нет, или возникает надобность помогать семье, молодой человек совмещает дальнейшую учебу с работой.

Сегодня практически все юноши и девушки отправляются в гимназию для обретения более фундаментальных знаний и учатся там еще 3 года. При интегрированных средних учебных заведениях предусмотрено 26 разнообразных педагогических программ по трем основным направлениям:

  • Профориентированная программа продолжительностью один год;
  • Двухгодичная техпрограмма;
  • Академическая – длительностью три года.

Все данные планы пересекаются и связаны меж собой, а потому ученики обладают возможностями перейти с одного направления образования в другое. Для того чтобы начать обучение в гимназиях, сдавать никаких экзаменов не нужно. Ни выпускных тестов в школе, ни вступительных опросов в учреждение высшей ступени нет. Ученики делятся на потоки в зависимости от своих склонностей и хотения родителей, а не по успеваемости.

ВысшееСтуденты шведского вуза на лекции

Система высшего образования в Швеции исправно функционирует уже несколько десятилетий. Это позволило отработать правила приема в вузы, организацию учебы, определиться со способами академического контроля, оптимальным количеством студентов и преподавательским составом. Нынче в стране работает 55 различных вузов, из них 11 – это университеты. Получением высшего образования ежегодно занято 300 тысяч человек.

Университетское обучение состоит из лекций, лабораторных и практических занятий. Успеваемость контролируется системой баллов, состоящей всего из трех элементов:

  • Незачет;
  • Зачет;
  • Зачет с отличием.

Некоторое время назад в вузовскую образовательную систему Швеции были внесены незначительные изменения, касающиеся уровней высшего образования. Теперь это выглядит так:

  1. Обучение на первой преддипломной стадии:

1.1. Через 2 года учебы выпускник удостаивается диплома о завершении учебы в университете;

1.2. Через 3 года – уже бакалавр;

2. Обучение для достижения уровня специализации:

2.1. 2 года обучения – магистр;

2.2. 1 год учебы – подготовка к получению степени магистра;

Для зачисления на 2-й уровень необходимо иметь минимум преддипломную степень.

3. Докторат – это самый высокий исследовательский или же третий, уровень;

3.1. После двух лет обучения присвоение степени лиценциата – промежуточной от бакалавра к доктору;

3.2. 4 года – докторская степень.

Послевузовское обучение осуществляется в тех университетах, при которых работают научно-исследовательские лаборатории и другие подразделения.