Образование является целенаправленным процессом становления человека и включает не только непрерывное обучение, ориентированное на выбор дальнейшей профессиональной специализации, но и заботу о личностном росте школьников. Развивающую составляющую образования обеспечивает психологическая служба, учрежденная более 15 лет назад.
Функции и задачи
Психологическая служба в системе образования создана и положительно зарекомендовала себя не только в России, но и во многих зарубежных странах. Ее  деятельность направлена на поддержку обучения подрастающего поколения и его воспитание с учетом накопленных знаний в сфере научной психологии. Специалисты-психологи принимают активное участие в разрешении насущных проблем в жизни школьников вплоть до момента получения аттестата о среднем образовании.
деятельность направлена на поддержку обучения подрастающего поколения и его воспитание с учетом накопленных знаний в сфере научной психологии. Специалисты-психологи принимают активное участие в разрешении насущных проблем в жизни школьников вплоть до момента получения аттестата о среднем образовании.
В учебных заведениях ведется систематическое наблюдение за состоянием психики каждого ребенка. Этот процесс насыщен различными обследованиями:
- оценкой характера;
- мониторингом темпов психологического развития;
- контролированием реализации всех компонентов образования.
Психологи обеспечивают своевременное обнаружение и максимальное задействование в педагогическом процессе интеллектуального и индивидуального потенциала детей, выявление способностей, наклонностей и интересов индивидуума. Школьные специалисты дают советы по обучению, внешкольному образованию и воспитанию.
На вопрос, что такое психологическая служба в системе образования, имеется однозначный ответ – это система, позволяющая своевременно определить резервы в психологическом потенциале ребенка, чтобы использовать их в дальнейшем воспитании и обучении. Если психолог работает с отстающими детками, он обязан выявить, а затем устранить первопричины, вызвавшие задержку в развитии, но исключительно те, которые находятся в рамках врачебной компетенции. Если психолог наблюдает одаренных школьников, ему необходимо как можно раньше выявить задатки неординарности, после чего превратить их в развитые способности.
Другой важной задачей в психологии образования является оказание поддержки всем участникам учебного процесса:
- ученикам;
- педагогам;
- родителям;
- руководителям школ;
- чиновникам.
Для ее выполнения психолог берет на себя функции не только психотерапевта и консультанта, но и учителя, и психологического корректора. Специалисты применяют отработанные методики, направленные на воздействие на психику и человеческое поведение. Также школьный психолог помогает педагогам и директорам учебных заведений обновлять имеющиеся знания, поскольку они имеют тенденцию к быстрому устареванию.
Бывает, что в ходе работы с детьми возникают ситуации, требующие немедленного разрешения, поскольку их последствия могут повлиять на судьбу юного члена общества. К ним относится, например, невозможность продолжения учебы в обыкновенной школе после выявления у ребенка нарушений, которые невозможно компенсировать педагогическими средствами. В таких случаях возникает потребность в медико-психологическом исследовании и экспертизе. И здесь знания психолога выходят на первое место, поскольку он должен ответственно и грамотно дать врачебную оценку, сделать заключение о здоровье маленького пациента и, по сути, стать «вершителем» дальнейшей участи ребенка.
Психология школьного образования выстроена по многоуровневой системе:
- На министерской и федеральной ступени работают главные психологи либо специальные отделы, курирующие работу нижестоящих психологических служб.
- На региональном уровне функционируют научно-методические отделы и центры, обеспечивающие руководство деятельности в границах субъекта. Они не заняты помощью детям, а только руководят практикующими психологами в организациях.
- Муниципальный «этаж» представляют психологические службы городов и районов при управлениях образованием. Они осуществляют организацию и контроль деятельности школьных психологов.
Практикующие психологи подчинены управляющим госорганам, но реализуют собственные обязанности вне зависимости от контролеров, поэтому несут персональную ответственность за работу в системе среднего обучения.
Сегодня существует четыре главных вектора специализации практикующего школьного психолога:
- психологические консультации;
- психологическая профилактика;
- психодиагностика;
- коррекционная психология.
Чем психопрофилактика отличается от психодиагностики
Психологическая профилактика - это выявление и нивелирование факторов, способных спровоцировать отклонения в правильном психическом становлении  неокрепшего организма ребенка. Для выполнения этой миссии специалист опирается на законы психологии, патопсихологии, дефектологии.
неокрепшего организма ребенка. Для выполнения этой миссии специалист опирается на законы психологии, патопсихологии, дефектологии.
Психодиагностика в системе образования требует профессионального владения методами обследования ребенка на психологическом уровне. В ходе такого исследования психолог решает несколько основных задач:
- Оценивает индивидуальные характеристики пациента.
- Выдает квалифицированное психологическое заключение о ребенке.
- С опорой на достоверные данные выявляет учеников и преподавателей с нехарактерными особенностями.
Любое психодиагностическое исследование проводится высокообразованным психологом, владеющим теорией и практическими методами. Результатом психодиагностической процедуры служит научное обоснование и корректное изложение итогов обследований без произвольной интерпретации и непоследовательности толкования.
Психолог считается классным специалистом, если он способен разрабатывать собственные методики на базе уже существующих и владеет приемами научной оценки их надежности и валидности.