Психодиагностика в системе образования

Содержание

Образование является целенаправленным процессом становления настоящего человека, его непрерывного обучения и дальнейшей специализации, а потому требует соблюдения четких критериев своей эффективности и высокого качества. Возможности обучения выступают в качестве одного их важнейших критериев. Отсюда вытекает необходимость присутствия некой структуры, главной заботой которой будет обеспечение в образовании развивающей составляющей. Такую миссию взяла на себя, созданная более 15 лет тому назад, психологическая служба. 

Функции и задачиРаботник психологической службы в школе занимается с ребенком

Не только в России, но и во многих зарубежных странах создана и успешно зарекомендовала себя психологическая служба в системе образования. Ее деятельность направлена на поддержание обучения подрастающего поколения и его воспитание с учетом накопленных знаний в сфере научной психологии. Специалисты, окончившие психологические факультеты, принимают активное участие в разрешении насущных проблем в жизни детей с момента их появления на свет и до получения аттестата о среднем образовании.

За время школьной учебы за здоровьем детской психики ведется систематическое наблюдение. Этот процесс насыщен различными обследованиями:

  • Оценкой характера;
  • Наблюдением за темпами психологического развития;
  • Выдачей советов по обучению, внешкольному образованию и воспитанию;
  • Контролированием реализации всех компонентов обследования.

Психологи обеспечивают своевременное обнаружение и максимальное применение в педагогическом процессе интеллектуального и индивидуального потенциала детей, выявление способностей, наклонностей и интересов индивидуума.

На вопрос, что такое психологическая служба в системе образования, имеется однозначный ответ – это система, позволяющая своевременно определить резервы в психологическом потенциале ребенка дабы использовать их в дальнейшем воспитании и обучении. Если психолог работает с отстающими детками, тогда он обязан выявить, а затем устранить первопричины, вызвавшие задержку в развитии, но исключительно те, которые попали в рамки врачебной компетенции. Если психолог наблюдает одаренных детей, то ему необходимо как можно раньше выявить задатки неординарности, после чего превратить их в развитые способности.

Другой важной задачей в психологии образования является оказание поддержки всем участникам учебного процесса:Школьный психолог занимается со старшеклассниками

  • Ученикам;
  • Педагогам;
  • Родителям;
  • Руководителям школ;
  • Чиновникам от образования.

В данном случае психолог исполняет роль не только психотерапевта и консультанта, но и учителя, и психологического корректора. Для этого специалистом применяются разработанные методики, направленные на воздействие на психику и человеческое поведение. Также школьный психолог помогает педагогам и директорам учебных заведений обновлять имеющиеся знания, поскольку они имеют тенденцию к быстрому устареванию.

Случается, что в ходе работы с детьми возникают ситуации, требующие немедленного разрешения, поскольку их последствия могут повлиять на судьбу будущего члена общества. Это обычно невозможность продолжения учебы в обыкновенной школе после выявления у ребенка нарушений, которые не в состоянии компенсировать педагогические средства. В таких случаях возникает потребность в медико-психологическом исследовании и экспертизе. И здесь знания психолога выходят на первое место, поскольку только он должен ответственно и грамотно дать врачебную оценку и сделать заключение о маленьком пациенте, чтобы выступить в качестве «вершителя» дальнейшей доли ребенка.

Психология школьного образования выстроена по многоуровневой системе:

  1. На министерской и федеральной ступени работают главные психологи либо специальные отделы, курирующие работу психологических служб на нижнем уровне;
  2. На региональном уровне функционируют свои научно-методические отделы и центры, обеспечивающие руководство психиатрической деятельности в границах субъекта. Такие центры не заняты помощью детям, они руководят практикующими психологами в организациях;
  3. На муниципальном «этаже» представлены психологические службы городов и районом при управлениях образованием. Они осуществляют организацию и контроль над деятельностью школьных психологов.

На каждом вышестоящем уровне исходящие документы выступают как законодательные для следующего. Хотя практикующие психологи и подчинены управляющим госорганам, они реализуют собственные обязанности вне зависимости от контролеров, а потому несут персональную ответственность за работу в системе среднего обучения.

Сегодня существует четыре главных вектора специализации практикующего школьного психолога, хоть каждый врач и так занят всеми ими в ходе своей практики:

  • Психологические консультации;
  • Психопрофиллактика;
  • Психодиагностика;
  • Коррекционная психология.

Чем психопрофилактика отличается от психодиагностикиШкольники на занятии по психопрофилактике

Психопрофилактика – это выявление и избавление от факторов, способных спровоцировать отклонения в правильном психологическом росте неокрепшего организма ребенка. В разрешении данной задачи врач опирается на законы психологии, особенно на те, которые раскрываются в ходе изучения дефектологии и глубже – в патопсихологии, то есть в пограничных меж медициной и истинной психологией.

Психодиагностика в системе образования требует от врача профессионального владения методами обследования ребенка на психологическом уровне. В ходе такого исследования психолог решает несколько основных задач:

  • Оценивание индивидуальных характеристик пациента;
  • Выдача квалифицированного психологического заключения о ребенке;
  • Выявление в образовательной системе учеников и преподавателей с нехарактерными особенностями. Опорой в этом процессе служат достоверные данные.

Любое психодиагностическое исследование проводится высокообразованным психологом, который обязан обладать не только техникой их применения, а в обязательном порядке и теориями, что создавались и разрабатывались ранее, а в последние годы только продолжали совершенствоваться. Психолог-диагност будет считаться классным специалистом, если сам в состоянии конструировать собственные методики, не забывая существующих, владеть приемами научной оценки их надежности и валидности. Результатом психодиагностической процедуры служит научное обоснование и корректное изложение итогов обследований без произвольной интерпретации и непоследовательности толкования. 

Понравилось? Поделись: