Синергия: над шапкой

Особенности системы дошкольного образования в РФ

Государственная политика в образовательной области строится на идеях гуманизма и демократии, отраженных в Конституции страны и законе об образовании. В этих документах прямо указывается, что образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания человека в интересах государства, общества и самой личности.

Вертикаль российского образования состоит из системы учебных программ и государственных образовательных разноуровневых стандартов и направлений, а также из управленческих организаций - вневедомственных и подведомственных учреждений. Дошкольное образование - первая ступенька в системе обучения РФ.

Основы и составные части

Идея сделать образование доступным даже самым маленьким детям родилась в 1918 году, когда свет увидели «Положения о единой трудовой школе». С их принятиемДошкольники на уроке танцев каждый советский ребенок получил гарантию на учебу чуть ли не с рождения. Современные стандарты образования декларирует Конвенции о правах детей, в которой, в частности, утверждается, что:

  • дети должны иметь возможность посещать образовательные институции;
  • взрослым следует создавать ребенку условия для учебной деятельности;
  • образование содержит все необходимое для обеспечения подготовки маленького человека к осознанной жизни в границах общественного пространства;
  • взаимодействие участников образовательного процесса основано на выказывании уважения к ребенку.

Система дошкольного образования в России все время находится «в движении» - она постоянно обновляется, видоизменяется и совершенствуется.

Первые учителя для ребенка его родители. Они обязаны с младенчества развивать детей в физическом, интеллектуальном и нравственном аспектах. Дошкольные обучающие организации призваны помочь семьям на следующем этапе воспитания и обретения знаний.

Некоторые специалисты утверждают, что детские садики не нужны, а дошкольное обучение можно полностью возложить на пап и мам, которые будут решать, где и каким способом готовить своих чад к первому классу. Но статистика свидетельствует, что услугами ДОУ пользуется подавляющее большинство родителей. Поэтому стратегия развития образовательной системы в качестве первостепенной задачи определяет дальнейшую модернизацию дошкольного образования в России.

Согласно Типовым положениям, детские учебные заведения подразделяются на пять видов:

  1. Детские сады, где в приоритете стоит осуществление одной-двух направленностей развития.
  2. Садики компенсирующего типа с главной задачей квалифицированно скорректировать отклонения детской психики.
  3. Детские садики, где под присмотром воспитателей проводятся оздоровительные процедуры.
  4. Комбинированные детсады, на территории которых могут базироваться группы общего развития, оздоровительные и компенсаторные коллективы в разной вариации.
  5. Центры раннего развития детей - детские садики, в которых малыши могут оздоравливаться, осваивать новые знания и умения, получать психологическую поддержку.

Таким образом, система дошкольного образования характеризуется многофункциональностью, разноплановостью, свободой определения приоритетного развивающего направления и полипрограммностью.

На чем основано

В своей работе дошкольное образование в России руководствуется Концепцией модернизации учебного процесса, которая особую роль отводит обеспечению Дошкольники занимаются рисованием в садикекачественных показателей обучения. Документ базируется на положениях закона об образовании, Конституции РФ, Типовых положениях о ДОУ и других постановлениях Минобразования. В Концепции говорится о необходимости обновления содержания учебы на основе полезного опыта отдельных организаций.

Теоретические исследования показывают, что надлежит менять стереотипные подходы к выбору наполнения дошкольного образования, а образовательный процесс должен выстраиваться по таким принципам:

  1. Развивающий характер обучения способствует выявлению скрытых и потенциальных детских наклонностей.
  2. Системное образование помогает детям установить взаимосвязь явлений и изучаемых объектов, жизненных ценностей.
  3. Развитие ребенка опирается на чувства и рациональные формы познания, доступные детям по возрасту.
  4. Мультикультурное воспитание, состоящее в приобщении малышей к культуре и особенностям местных традиций как своего региона, так и других народностей, прививание толерантности к чужому мнению, обучение цивилизованному методу выражать несогласие, раздражение и обиду.
  5. Сохранение здоровья базируется на формировании знаний о ЗОЖ, привитии навыков гигиены и потребности в занятиях спортом.

Таким образом, дошкольное образование - это системообразующий элемент, отражающий экономические, педагогические и социальные перемены в общественной жизни.