Особенности системы дошкольного образования в РФ

Государственная политика в образовательной области зиждется на идеях гуманизма и демократии, отраженных в Конституции страны и законе «Об образовании». В этих документах прямо указывается, что образование является целенаправленным процессом как обучения, так и воспитания человека в интересах государства, общества и самой личности.

Вертикаль российского образования состоит из системы учебных программ и гособразовательных разноуровневых стандартов и направлений, а также из управленческих организаций – вневедомственных и подведомственных учреждений. Дошкольное образование – первая ступенька в системе российского обучения.

Основы и составные частиДошкольники на уроке танцев

Идея привлечь к образованию самых маленьких детей родилась в 1918 году, когда свет увидели «Положения про единую трудовую школу». То есть ребенок получил гарантию на учебу чуть ли не с рождения. Это также прописано в Конвенции о правах детей и базируется на следующем:

  • Дети имеют возможность посещать образовательные институции;
  • Ребенку создаются условия для учебной деятельности;
  • Образование содержит все необходимое для обеспечения подготовки маленького человека к осознанной жизни в границах общественного пространства;
  • Взаимодействия участников образовательного движения основаны на выказывании уважения к ребенку.

Система дошкольного образования в России все время находится «в движении» – она постоянно обновляется, видоизменяется и совершенствуется. Первыми учителями для ребенка выступают его родители. Ведь они обязаны сначала заложить, а потом развить основы всех личностных аспектов ребенка (физические, интеллектуальные и нравственные) еще в младенчестве.

Помочь семьям на следующем этапе обретения знаний приходят дошкольные обучающие организации, хотя сегодня мнения об этой составляющей развития гражданина в РФ разделились. Некоторые специалисты утверждают, будто детские садики не нужны, а дошкольное обучение вполне можно возложить на пап и мам – пусть они сами решают, где и каким способом подготовить своих чад к первому классу. Но аналитики свидетельствуют об ином: нынче услугами ДОУ пользуется подавляющее количество родителей. Посему в стратегии развития образовательной системы в качестве главной задачи входит дальнейшая модернизация в России дошкольного образования.

Согласно Типовым положениям, детские учебные заведения подразделяются на:Дошкольники занимаются рисованием в садике

  1. Детские сады, где в приоритете стоит осуществление одной-двух направленностей развития;
  2. Садики компенсирующего типа с главной задачей квалифицированно скорректировать отклонения детской психофизической составляющей;
  3. Детские садики, где под присмотром воспитателей проводятся оздоровительные процедуры;
  4. Комбинированные детсады, на территории которых могут базироваться группы общего развития, оздоровительные и компенсаторные коллективы в разной вариации;
  5. Центры раннего развития детей – детские садики, где все малыши могут оздоравливаться, вправе рассчитывать на необходимое развитие и получить поддержку для своего психофизического состояния.

Иными словами, система дошкольного образования характеризуется своей многофункциональностью, разноплановостью, свободой определения приоритетного развивающего направления и полипрограммностью. 

На чем основано

В своей работе дошкольное образование в России пользуется Концепцией модернизации учебного процесса, где особая роль отводится обеспечению качественных показателей обучения. Сей документ базируется на положениях закона «Об образовании», Конституции РФ, Типовых положениях о ДОУ и некоторых других постановлениях Минобразования. В Концепции говорится о необходимости обновления внутреннего содержания учебы на основе полезного опыта отдельных организаций. Но при этом желательно критически отнестись к малопривлекательным тенденциям, пополнившим дошкольное образование за последний десяток лет.

Теоретические исследования говорят о необходимости обновления стереотипных подходов к выбору наполнения ДО, а выстраиваться образовательный процесс обязан по таким принципам:

  1. Характер обучения – развивающий и зиждется на выявлении скрытых и потенциальных детских наклонностей;
  2. Образование системное – обеспечивающее взаимосвязь явлений с объектами, познаваемыми детьми параллельно с иными жизненными ценностями;
  3. Интеграция – развитие ребенка базируется на чувствах и рациональных формах познания и согласуется с их возрастом;
  4. Мультикультурное воспитание, состоящее в приобщении малышей к культуре и особенностям местных традиций как своего региона, так и других народностей, прививание толерантности к чужому мнению, обучение цивилизованному методу выражать несогласие, раздражение и обиду;
  5. Сохранение здоровья базируется на формировании знаний о ЗОЖ, прививании навыков гигиены и потребности в занятии гимнастикой и спортом.

Таким образом, ДО выступает как системообразующий элемент, проявляющий экономические, педагогические и социальные перемены в общественной жизни.

Понравилось? Поделись: