Синергия: над шапкой

Американская система образования

Содержание

Система образования США, которая существует сегодня, по сравнению с аналогичными образовательными системами ведущих европейских стран, обладает целым рядом отличий, и сложилась она, что вполне понятно, под влиянием специфических условий развития страны. Пожалуй, самой существенной особенностью можно считать факт отсутствия в США единой государственной системы образования - любой из штатов имеет возможность образовательную политику строить самостоятельно.

Схема системы образования в США выглядит следующим образом:
  • Дошкольные учреждения – здесь проводится воспитание и обучение детей 3-5 лет;
  • Начальная школа 1-8 класс – обучение детей 6-13 лет;
  • Средняя школа 9-12 класс – обучение подростков 14-17 лет
  • Высшее образование длится от 2 до 4 лет.

Следует заметить, что американская система образования устроена более демократично, чем европейская. Она не несет в себе черты жесткой иерархической структуры.

Дошкольное

Американские дети в дошкольном образовательном учреждении

Система дошкольного образования в США создана на базе детских садов, имеющих ясельные группы для совсем маленьких деток, и дошкольных центрах, осуществляющих подготовку малышей к обучению в школе. Эти детские учреждения могут находиться в собственности государства, или же быть частными. Такая организация дошкольной системы образования дает несомненные преимущества, делая ее более мобильной в отношении различных педагогических инноваций. Следует заметить, что государство осуществляет надзор за деятельностью этих заведений, стимулирует процесс внедрения передовых методик в практику обучения и оказывает финансовую помощь.

Это благотворно влияет на повышения общего уровня следующего школьного этапа образования, поскольку каждый ребенок имеет возможность реализовать и развить свои способности с самого раннего возраста и приучиться к учебному процессу.

По достижении пятилетнего возраста дошкольники переходят в старшие группы детского сада, которые по своей сути можно условно считать нулевыми классами начальной школы. Здесь они осуществляют плавный переход от игровой формы проведения занятий к традиционной.

Кроме того, в США существуют так называемые «дошкольные лаборатории», которые открываются при высших педагогических заведениях и служат исследовательской базой для подготовки будущих педагогов. Как правило, такие лаборатории замечательно оборудованы, создавая самые оптимальные условия для воспитания и развития детей. Рассчитаны они на малышей от 3 до 6 лет.

Как уже говорилось, для детей существуют ясли, которые принимают на себя заботу об уходе за самыми маленькими и их воспитание, освобождая таким образом их мам для общественно-полезной деятельности.

Школьное

Американские дети в школьной аудитории

Единой системы школьного образования в США на данный момент не существует. Она представлена различными типами заведений, в которых период обучения не одинаковый. Единственным обязательным условием для всех организаций является наличие дошкольной группы предварительной подготовки для деток 5-6 лет. Таким образом, дети отправляются в школу в возрасте шести лет и продолжают учебу там в течение 6 или 8 лет, в зависимости от политики и программы конкретного учебного учреждения, после чего переходят в младшую среднюю школу, где их обучают с 7 по 9 класс. Завершающим этапом служит старшая средняя школа – 10-12 класс, в которой обучаются все те дети, ставящие перед собой цель дальнейшего продолжения учебы.

Притом, в маленьких населенных пунктах среднеобразовательная школа придерживается традиционной схемы – восьмилетний курс плюс четыре года школы полного среднего образования. В последнее время проявляется тенденция к урезанию начальной ступени в пользу более скорого перехода к системе предметного преподавания.

Как уже говорилось, в США параллельно функционируют различные типы школ – государственные, частные и школы при церкви, образование в которых получают примерно 14-15% от всего числа учащихся. Система частных школ – это привилегированное платное обучение, которое предоставляет своим выпускникам хорошие стартовые возможности, открывая перед ними двери элитных высших учебных заведений. Таких школ в США насчитывается около трех тысяч.

Система образования в Америке не носит обязательного характера, но, практически все дети из дошкольных учебных заведений переходят для дальнейшей учебы в школы, а 30% выпускников средних школ становятся студентами высших учебных заведений. Продолжительность учебного года в системе образования США составляет в среднем 180 дней. Учебная неделя – пятидневка. Занятия длятся с половины девятого утра до половины четвертого. Учебный год разделен не на привычные для нас четверти, а на семестры. Начиная с восьмого класса, школьники имеют право выбора предметов, которые они желают изучать, но при этом существуют и обязательные для всех – математика, родной язык, естествознание, обществоведение и еще ряд дисциплин.

Средние школы могут быть академическими, профессиональными и многопрофильными. Школы первого типа готовят учащихся к поступлению в вузы. Каждый ребенок обязательно проходит тест IQ для выяснения уровня интеллекта (умственной одаренности). Если показатель интеллекта будет ниже 90, ученику рекомендуют сменить учебное заведение. Профессиональные школы ориентируют учащихся на получение прикладных знаний, которые можно будет применить в практической деятельности, а многопрофильные сочетают в себе черты школ первого и второго типа.

Высшее

Американские студенты в библиотеке вуза

Говоря о высшем образовании стоит отметить, что в Америке понятия «вуз» не существует. Там в буквальном переводе практикуется название «послешкольные учебные заведения», включающие в себя как высшие учебные заведения, так и те, которые у нас принято называть средними профессиональными, и лишь только качественный уровень подготовки может выступать здесь критерием.

Система высшего образования в США представлена разнообразными типами и видами учебных организаций и базируется на следующих принципах:
  • Гибкость учебных программ, их мобильная адаптация к насущным социальным потребностям;
  • Многообразие форм обучения, учебных курсов и программ;
  • Высокая демократичность учебного процесса;
  • Децентрализованное управление высшими учебными учреждениями;
  • Свобода выбора студентом формы и программы обучения.

Наряду с государственными в стране функционируют и частные вузы (будем для удобства называть их так), которые играют отнюдь не последнюю роль в системе высшего образования США. Стоит подчеркнуть, что высшее образование в Америке стоит очень дорого, хотя для особо одаренных студентов существуют специальные стипендии. Американская система высшего образования характерна многообразием учебных курсов, программ и дисциплин. Она является заключительным этапом образовательного процесса и представлена университетами и колледжами.

Высшие учебные заведения имеют свою процедуру приема, которая зависит от уровня и престижа отдельно взятого колледжа или университета. В одних вузах это могут быть вступительные экзамены, в других – собеседования, тесты или конкурс школьных дипломов. Есть и такие, где достаточно представить диплом об успешном окончании средней школы (это, как правило, колледжи). Дополнительным преимуществом будут также рекомендательные письма от общественных и религиозных организаций, свидетельства об активном участии в фестивалях, олимпиадах, спортивных состязаниях и т. д. Кроме того, немаловажное значение придается мотивации абитуриента в отношении сделанного им профессионального выбора. Наиболее престижные университеты предпочитают проводить конкурсный отбор, поскольку количество желающих поступить на учебу намного превышает количество свободных мест.

Американский абитуриент имеет право одновременно подать документы сразу в несколько вузов для увеличения своих шансов на поступление. Вступительные испытания – тесты или экзамены, проводят специальные службы, а не преподаватель этого университета или колледжа. Каждый вуз сам определяет количество студентов, которое будет принято – единого плана в стране нет. Любопытно, что и срок обучения не ограничивается, поскольку у студентов существуют различные финансовые возможности.

Колледжи в большинстве случаев имеют четырехлетний учебный курс, завершающийся получением степени бакалавра. Для получения такой степени необходимо сдать соответствующие экзамены с определенным количеством баллов.

Степень магистра можно получить, добавив к бакалавриату еще год или два, после чего необходимо защитить научный аналитический доклад.
Высший этап вузовского образования – докторские программы, сориентированные на самостоятельную работу в области науки. Для того чтобы поступить на такую программу необходимо обладать магистерской степенью.

Интересно, что в стенах американских вузов каждый студент проходит обучение в соответствии с индивидуальной программой, а не в рамках традиционной для наших учебных заведений академической группы.

Таким образом, если говорить о системе образования в США кратко, то можно сказать, что она прекрасно адаптирована к постоянно растущим потребностям общества и готова к гибким изменениям для соответствия направлениям развития научно-технического прогресса.

Понравилось? Поделись: