Обучение в Индии

Оглавление

  1. Культура
  2. История образования
  3. Подход к образованию
  4. Вузы
  5. Экзамены
  6. Язык
  7. Система "Учитель - ученик"
  8. Иностранные студенты

Культура

Индия – страна, похожая на отдельный континент. Красивая природа, варьирующийся климат, различные языки, культуры, вызовы времени, трудности и их преодоление – такова Невероятная Индия, страна-пример единства в многообразии. Взять хотя бы еду: если в североиндийских университетских столовых вы обнаружите лепешки парата, самсу, сладости, яичные рулеты и лапшу, то в буфетах университетов Южной Индии вас ждут идли (пирожки из рисовой или чечевичной муки), пончики вада, блинчики доса и сладко-соленый завтрак на основе манной крупы, называемый чау чау бхат – но и тот, и другой варианты студенческого питания относятся к индийской кухне.

А что сказать об умственной пище? Впечатление от индийских городов с интеллектуальной начинкой – такие обычно воплощают самые яркие результаты образовательной деятельности – создается тоже разное.

Древний университетский центр Таксила (или Такшашила): здесь впервые исполнили эпос «Махабхарата», это было задолго до наступления нашей эры.

Шантиникетан – небольшой городок, в котором в 1901 году писатель Рабиндранат Тагор создал идеальную школу Патха Бхавана. 

И наконец, Бангалор (Бенгалуру) – Силиконовая долина Индии, знаменитая развитой IT-отраслью и полная научно-исследовательских институтов и высокотехнологических компаний; университет Бангалора взаимодействует с полутысячей колледжей, а число его студентов достигает 300 тысяч.

Очевидно, что при всей своей непохожести эти и другие населенные пункты одной и той же страны следуют единой линии – вперед, к знаниям!

История образования: от философии к математике

Индия прошла через разные периоды своего развития. Но испокон веков важнейшую роль в ней играла философия, будь то размышления монахов или прагматические тренды, идеи освобождения человека или спасения всего человечества. Индия – это земля людей с мировоззрением. Очевидно: образование в ней не могло выглядеть слишком уж приземленным.

Школы в древней Индии имели название гурукула. Система гурукул, располагавшихся в учительских домах или монастырях, была индуистской, и учитель передавал ученикам знания о религии, философии, литературе, искусстве управления государством, медицине, астрологии и истории. И всё это бесплатно. Лишь по окончании учебы приветствовался добровольный взнос – гуру-дакшина, дабы отблагодарить педагога.

Гурукулы появились еще в период ведийской цивилизации, которая знаменует начало индийской культуры, литературы и науки. Арийцы того времени уже стремились к научному прогрессу, а для детей и подростков они определяли особый период подготовки к подобным подвигам – он назывался Брахмачарья, – тогда как в истории многих других стран его заменяла в лучшем случае пора ремесленного ученичества. 

Пример Индии показывает, что нации может быть необходима философия образования. Ведь что такое образование? В классическом индийском представлении это трансформация человеческого бытия, это освобождение ума, которое среди бытовых забот помогает помнить о высшей цели, поступиться эгоистическими иллюзиями ради включенности в жизнь, уйти от узкого мышления к мышлению универсальному. А вот «образование», которое не принимает во внимание смысл жизни и чувство ее полноты, это и не образование вовсе. 

Томас Бэбингтон МаколейПравда, британские колонизаторы Индии думали по-другому. Современную школьную систему в Индию принес лорд Томас Бэбингтон Маколей в 30-е годы XIX века. И учебную программу ограничили – если математику оставили, то философию сочли ненужной. 

Впрочем, колониальный период индийской истории остался в прошлом. И духовные истины уравновешиваются с точными знаниями уже другими способами. В 1945 году, за пару лет до обретения страной независимости, был создан Всеиндийский совет по техническому образованию, планирующий и координирующий развитие этого направления – как показывают достижения индийских специалистов во всем мире, весьма успешно.

Подход к образованию

Индийские университеты предлагают широкий спектр курсов, а сама Индия уступает по размаху системы образования только США и Китаю. Ничего принципиально нового: древние трактаты, созданные в этой стране, уже охватывали астрономию и математику, хирургию и металлургию, танцы и живопись, бухгалтерию и скульптуру, животноводство и право, противоядия и искусство нахождения спрятанных сокровищ. Ведическое образование учило слагать стихи, лечить лихорадку, кашель или облысение и грамотно реагировать на укус змеи. 

Индия всегда стремилась воспитать универсального человека, понимающего, что такое мир, красота, традиция, процветание и совершенство. Индийцы преданы делу в различных интересных им областях. Они охвачены восторгом творчества и решимостью выполнять свою работу. (Кстати, именно от слова со значением ‘работа’ и происходит знаменитое санскритское понятие карма.) А индийские студенты, когда в университетах планируются культурная программа, спортивный праздник или конференция, стараются взять подготовку и реализацию подобного проекта полностью на себя – от начала и до конца. Они склонны к сотрудничеству, свободно мыслят, это культурные люди.

Кое-чему студентов научила и глобализация: они стали более креативными и амбициозными, нежели прежде, а их карьера быстро идет в гору благодаря Интернету. Студенты стараются быть в курсе свежайших новостей, создавая аккаунты в социальных сетях и пользуясь другими виртуальными ресурсами.

Высшие учебные заведения

Старейшим учебным заведением университетского типа в Индии считается университет Наланда, созданный в V веке н. э. Это ставшее легендарным наименование сегодня возрождается: одноименный вуз «возобновляет» свои занятия в 2014 году.

Индийский институт науки, ряд Индийских технологических институтов и Индийских институтов управления, Национальный технологический институт, Институт технологии и науки Моди и Институт технологии и науки Бирла, университет Анна, университет Джавахарлала Неру и другие вузы благодаря уровню предлагаемого ими образования обладают мировой известностью.

В Индии одни университеты имеют всеиндийское значение, а другие представляют собой организации, предлагающие высшее образование в том или ином штате (такая практика началась в 1857 году). Среди последних можно назвать, к примеру, университеты Мумбаи, Мадраса (это старое название города Ченнаи) и Калькутты. Университеты штатов курируют деятельность многочисленных колледжей в маленьких городках – впрочем, подобные колледжи способны даже на то, чтобы предлагать программы PhD.

Есть в индийском образовании и целый список deemed-университетов – вузов, получивших специальное признание и автономию. Среди них:

  • Институт математических наук в Ченнаи;
  • Институт сельского хозяйства, технологии и наук Сэма Хиггинботтома в Аллахабаде
  • и другие.

Также, как понятно из вышесказанного, в Индии немало учебных институтов, не являющихся университетами.

Виртуальные университеты появляются сегодня во всем мире. Эта тенденция затронула и Индию. Так, университет Мадраса открыл Виртуальный университет в партнерстве с университетами Мумбаи, Калькутты и не только с ними. Также установлены партнерские отношения между университетами Индии и других стран для реализации виртуальных учебных программ. Многие индийские университеты и преподаватели делятся бесплатными лекциями в рамках NPTEL – The National Programme on Technology Enhanced Learning, Национальный открытый университет Индиры Ганди (IGNOU)поддерживаемой правительством программы сотрудничества в области инженерного образования.

Дистанционное обучение и открытое образование также весьма развиты. Показательный пример – Национальный открытый университет Индиры Ганди (IGNOU), самый крупный в мире по количеству студентов, их здесь насчитывается приблизительно 4 миллиона, и они проживают в разных странах.

Несмотря на структурную разницу, большинство индийских университетов функционирует по одним и тем же правилам – расхождения между отдельными вузами наблюдаются только в количестве рабочих дней или, скажем, в культурной программе.

Экзамены

Краткие названия IIT-JEE, GATE, UGC-NET, CAT, UPSC, AIMS – не  пустой звук для индийца: всё это названия экзаменов. В Индии масса вступительных экзаменов и для различных категорий государственных рабочих мест, и для получения высшего образования. Некоторые из этих испытаний очень сложные и даже фигурируют в списке самых жестких экзаменов в мире.

Отчего так строго? Ведь известно, что в ведийской цивилизации образование было в свободном доступе. Однако с развитием кастовой системы эта вольница кончилась. Заорганизованность проявляется даже в параллельном существовании разнообразных документов о среднем образовании – сертификата об окончании средней школы (SSLC), Индийского сертификата о среднем образовании (ICSE), Международного общего сертификата о среднем образовании (IGCSE) и других, уж не говоря о законодательно закрепленном резервировании определенных рабочих мест за представителями разнообразных квот.

Впрочем, ситуация со стипендиями и грантами для индийских студентов вполне благоприятная: такие выплаты предоставляют фонды как государственного масштаба, так и уровня штата, а за взаимодействие между центром и штатами с 1956 года отвечает Комиссия по университетским грантам. 

Сдача экзаменов типа GATE, UGC-NET предполагает стипендиальные опции. Назначение большей части стипендий зависит от разнообразных критериев – академических достижений, результатов экзаменов и т. п.

Языки обучения

В большинстве случаев обучение в современных университетах ведется на английском. Это наследие Британской империи – и сегодня английский стал привычной частью коммуникации и системы образования уже в независимой Индии. Большинство университетов и институтов предоставляют высшее образование именно на этом языке. 

Тем не менее использование исконных языков индийских регионов доступно во многих университетах для получения степеней бакалавра и магистра. Но если вы нацелились на степень PhD, английский будет более предпочтительным для этого в любом университете.

Однако древняя традиция обучения в Индии иная – благодаря языку санскриту и феномену санскритской литературы. Ее образцы воплощают богатые литературные традиции, но помимо них эпос «Махабхарата» объясняет взаимоотношения человека и общества, а «Рамаяна» исследует тематику человеческого существования и понятие дхармы (устои, порядок вещей), а что это, как не образование?

Многие технические, научные, философские и религиозные (индуистские, буддийские, джайнские) тексты также были написаны на санскрите.

Нельзя пройти и мимо того факта, что в Индии насчитывается порядка 30 языков и 2000 диалектов, и каждый из них сам по себе обладает образовательным потенциалом. Так, бенгальский язык способен заворожить своей красотой, а малаялам – один из самых сложных языков в мире.

Система «учитель – ученик»

Индийские студенты на лекцияхСтаринные индуистские трактаты отображают исследовательский процесс обучения, где учителя и ученики совместно ищут истину, рассуждая и прибегая к вопросам. Впрочем, эти тексты всего лишь запечатлели еще более раннюю устную традицию, в которой взаимоотношения гуру (учителей) и шишья (учеников) стали чуть ли не основным религиозным компонентом индуизма. В традиционных индийских текстах одни учат, другие учатся, причем не всегда поучающие изначально выше по положению.

В системе гурукул любой, кто хотел учиться, шел в дом гуру и просил о том, чтобы его учили. Если гуру принимал его в качестве шишья, новоиспеченный ученик помогал ему по дому, заодно обучаясь хозяйствовать. А гуру тем временем рассказывал обо всем, о чем ребенок хотел узнать: от санскрита до священных текстов и от математики до метафизики. Ученик оставался у него столько, сколько хотел, до тех пор как гуру не почувствует, что уже преподал ему всё, что знает сам. Обучение было природным, жизненным и не сводилось к запоминанию отдельной информации.

А вообще индийский путь преподавания понимается как священный долг, миссия, этический акт, социальное обязательство, от надлежащего выполнения которого зависит благосостояние общества. Учитель ведет ученика из тьмы невежества к свету знаний, снимает крышку с лампы обучения и выпускает на волю свет. Санскритское andhakara (‘тьма’) означает не просто интеллектуальное невежество, но духовную слепоту, которую учитель должен иметь возможность ликвидировать. Древняя философия образования даже считала знание третьим глазом человека.

Сегодня само слово «Учитель» звучит в Индии весьма респектабельно, ведь все понимают важность роли такой личности и для образования, и для общества всей страны. День учителя празднуется 5 сентября, в день рождения доктора Сарвепалли Радхакришнана, и это дань памяти великого учителя. 

В Индии педагоги доброжелательны, широко мыслят, вдохновляют студентов и оказывают им большую помощь в построении их карьеры. За известностью многих индийцев стоит огромный вклад их учителей, да и среди самих учителей немало прославленных людей. Индийские профессора славятся тем, что не ограничиваются чтением лекций, а еще и помогают своей аудитории выстраивать взаимосвязи с изучаемой предметной областью (в том числе после занятий и на дополнительных курсах). Благодаря такому интегрированному подходу, студентам становится интереснее учиться, легче проявлять любопытство и вольготнее творить.

Кстати, и система гурукул не исчезла в Индии до сих пор. Современные гуру считаются воплощениями знаний, этики и заботы, а в образе шишья усилился волевой компонент, но это по-прежнему полный уважения ученик, который считает своего учителя маяком, озаряющим верный путь.

Иностранные студенты

Студентов из-за рубежа в Индии немало. Большинство из них – выходцы из SAARC, Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества (Непал, Бутан, Шри-Ланка, Бангладеш и Мальдивы) и Афганистана. Также различными уровнями индийского образования интересуются приезжие из Африки. А остальных приводит в страну в основном выбор конкретных курсов. При этом многие институты предоставляют подготовку в любой области в соответствии с международным стандартом. Благодаря английскому, на котором проходит учеба, и разумной стоимости образования и проживания, иностранцы часто предпочитают именно Индию как для получения высшего образования, так и для яркой карьеры.

Традиционный индийский способ приема иностранцев действительно особенный. Мы верим в смысл строчки на санскрите “Atithi Devo Bhavah” – гость для нас как бог. В разные периоды истории иностранцы становились частью Индии – от Великих Моголов до британцев. Разные люди со всего мира искренне любят Индию.

В Индии есть многое, что может легко привлечь людей из разных стран. В современном мире сложность жизни стремительно растет. Время несет нас, и у нас некогда жить в соответствии с нашими желаниями. Мы привыкаем забывать важные «мелочи». А индийские традиции, культура и образование способны помочь людям оставаться верными себе.

Автор статьи: Сурав Кармакар, Технологический университет Вишвешварайя, Калькутта – Бангалор, Индия

Понравилось? Поделись: