Саморазвитие педагога дополнительного образования

Содержание

Одним из условий успешной педагогической деятельности в эпоху информационного общества является непрерывное обновление и обогащение профессионального потенциала вне зависимости от того, работает ли этот педагог в системе основного или дополнительного образования.

Перманентное самообразование педагога дополнительного образования - необходимое условие. Одним из основных качеств, позволяющих добиться успеха в профессии, является умение работать с информацией, а говоря конкретнее, осуществлять правильный поиск, отбор и систематизацию необходимых знаний.

Прежде всего, педагогу необходимо определить тему, по которой он намерен осуществлять самообразование, поставить перед собой основные цели и задачи. От этих параметров будет зависеть содержание плана самообразования и то время, которое нужно будет затратить на процесс его освоения.

Как правило, в качестве основной цели освоения темы выступает постоянная и непрерывная работа педагогов над повышением своего профессионального уровня.

Что касается задач самообразовательного процесса, то среди самых основных можно назвать такие:

  • Освоение новых форм работы с детским коллективом;
  • Поиск эффективных методов и приемов учебной и воспитательной работы;
  • Отслеживание передовых тенденций в педагогической теории и практике как отечественной, так и зарубежной.

Выбор темыПедагог дополнительного образование занимается самообучением

Выбор тем напрямую зависит от интересов педагога, уровня его профессиональной подготовки и личного опыта. Осуществляя выбор темы для глубокого изучения, необходимо четко представлять, на достижение какого результата может быть нацелен данный выбор.

Темы самообразования педагога дополнительного образования должны быть включены в комплексную программу и иметь логическую взаимосвязь. Составлять план саморазвития целесообразно в начале учебного года. Рассчитан он может быть на несколько лет, например, года на два или три. После окончания работы над планом самообразования педагог составляет новый план, наполняя его наиболее актуальными темами, требующие внимания.

Что собой представляет план

Когда тема для изучения уже выбрана, педагог приступает к разработке плана самообразования. Следует заметить, что работу эту нужно проводить не для «галочки», а для того, чтобы наглядно структурировать этапы изучения темы – в итоге это позитивно скажется на качестве освоения материала. Подойдите к составлению такого плана творчески, оценив собственные возможности и проблемы.

Примерная структура плана самообразования педагога дополнительного образования может выглядеть следующим образом:

  • Формулировка выбранной темы;
  • Цели и задачи ее изучения;
  • Ожидаемый результат;
  • Основные этапы работы над темой;
  • Сроки выполнения этапов;
  • Перечень мероприятий, проводимых в рамках изучения темы;
  • Демонстрация полученных результатов и итоговый отчет.

Кроме того, предварительно необходимо составить подробный список литературы по основной и смежной проблематике, предусмотреть возможность знакомства с передовым опытом коллег и т. д. Целесообразно также запланировать посещение лекций и занятий по изучаемой теме.

После выполнения плана, как уже говорилось, составляется подробный аналитический отчет, в котором должны присутствовать выводы и рекомендации. Уместно также подготовить выступления на семинарах и конференциях с целью распространения профессионального опыта в педагогической среде.

Что может выступить в качестве источниковПедагог дополнительного образования

Сегодняшнее общество знаний изобилует такими источниками, в числе основных из которых можно назвать такие:

  • Интернет;
  • Телевидение;
  • Профессиональная и методическая литература;
  • Аудио- и видеоматериал;
  • Курсы повышения квалификации, семинары, конференции, мастер-классы;
  • Онлайн обучение, включающее в себя различные формы;
  • Периодическая пресса (газеты, журналы).

Что касается основного, пожалуй, источника получения информации – интернета, то тут следует оговорить ряд важных замечаний. Не секрет, что в интернет попадает информация различного качества, и порой абсолютно не достоверная и не отвечающая профессиональным требованиям. Главное в поиске нужной информации – правильная навигация и грамотный отбор. Для того чтобы отделить «зерна от плевел», можно рекомендовать концентрировать внимание на авторитетных электронных библиотеках, которые содержат обширный контент по различным отраслям знаний. Кроме того, крупные библиотеки щедро выставляют в сеть полнотекстовые базы различной литературы, в том числе и отраслевой. Относительно прочих источников получения информации комментарии, как говорится, излишни.

Основные этапы выполнения плана и его результат

Этап первый: постановка задачи и формулирование темы.

Этап второй: подробный план способов достижения цели – сроки, действия, последовательность.

Этап третий: собственно, работа по освоению выбранной тематики.

Этап четвертый: анализ собранного материала, выводы и рекомендации.

Этап пятый: планирование задач самообразования на дальнейшую перспективу.

Что касается результата самообразования, то он должен носить характер конкретного продукта. В числе таких возможных продуктов следует упомянуть:

  • Статьи, доклады, рефераты, методические пособия, сценарии и т. д.;
  • Повышение эффективности и качества занятий с детским коллективом;
  • Внедрение новых форм и методов преподавания;
  • Разработка авторских наглядных пособий, открытых уроков, раздаточного материала;
  • Публикации как в традиционных источниках, так и в интернете.

В заключение хотелось бы отметить, что программа саморазвития педагога дополнительного образования должна проходить непрерывно. Педагог, опирающийся из года в год на застывшие формы и методы, становится неинтересен для детской аудитории. Современные дети, нужно заметить, в информационном плане значительно отличаются от своих предшественников, и для того, чтобы заслужить авторитет, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки. Уместно вспомнить здесь мудрые слова Булата Шаловича Окуджавы: «Умный любит учиться, а дурак учить»...

Понравилось? Поделись: