Универсальные учебные действия в дополнительном образовании

Содержание

Дополнительное образование детей – совершенно особая сфера образования, главными компонентами которой являются творчество и свобода выбора. Тем не менее педагоги даже в этой сфере деятельности не освобождены от строгих нормативных требований к процессу обучения.

Одно из главных требований – это необходимость соответствия учебного процесса Федеральному Государственному Стандарту (ФГОС), в котором немалое внимание уделено роли дополнительного образования в формировании личности обучающихся.

Именно поэтому учреждения дополнительного образования детей усиленно разрабатывают и внедряют в свою работу различные программы по формированию универсальных учебных действий (так называемых УУД).

Что представляют собой УУД и для чего они нужныПреподаватель и подростки

Универсальные учебные действия – это комплекс применяемых обучающимися умений и навыков, которые влияют на уровень усвоения материала и на развитие индивидуальных способностей к эффективному получению и применению знаний.

Можно выделить четыре основные группы универсальных учебных действий(УУД):

  • Личностные. Такие учебные действия напрямую связаны с личностным восприятием учащегося окружающего мира, с нравственными оценками тех или иных событий и фактов, собственным самоопределением и жизненными целями обучающегося;
  • Регулятивные. Эти действия связаны с развитием способности обучающегося к самостоятельному управлению своим обучением и познавательной деятельностью, включающему в себя план, контроль, корректирование собственных действий и оценку своих знаний и умений;
  • Познавательные. В эту группу действий включается работа обучающегося по отбору, исследованию, анализу и необходимому структурированию материала, это собственная модель получения знаний и их усвоения;
  • Коммуникативные. Группа действий, связанная со способностью к сотрудничеству, взаимопомощи, умением договариваться, налаживать контакт как с педагогом, так и с другими учениками.

Сформированный благодаря профессионализму и индивидуальному подходу педагогов к решению данной задачи комплекс необходимых действий станет для ребенка действительно всесторонним инструментом эффективного обучения и усвоения знаний и умений.

Специфика моделирования

Моделирование и выстраивание УУД в дополнительном образовании детей(ДОД)отличается некоторыми специфическими особенностями. Поскольку эта сфера образования является творчески направленным процессом обучения, формирование необходимых для обучения действий в данном случае будет направлено на открытие и развитие потенциала ребенка, его самоопределение и нравственное развитие.

Поэтому в условиях дополнительного образования детейдля начала необходимо обдумать и профессионально применить следующие действия:

  • Четко определить цели УУД применительно к дополнительному образованию;
  • Тщательно обдумать содержание необходимых к формированию действий;
  • Адаптировать способы формирования УУД к каждой возрастной категории учащихся;
  • Обеспечить необходимую мотивацию, благодаря которой обучающийся будет понимать смысл определенных учебных действий и их потенциальную пользу.

Основные этапы формированияПрезентация этапов универсальных учебных действий

В процессе формирования УУД в дополнительном образовании детей можно выделить три основных этапа или ступени:

  • Выработка и развитие практических навыков и умений. На данном этапе применение учащимися УУД должно стать автоматической привычкой и фундаментом для развития способностей к восприятию и применению изучаемого материала. Особое внимание в этот период уделяется основным приемам познавательной и исследовательской работы, а также формированию привычки к внимательности, самодисциплине и ориентированию на успешное обучение;
  • Расширение умений и знаний. На данной ступени вводится творческое проектирование, способствующее более полному развитию творческого и интеллектуального потенциала учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;
  • Обобщение накопленных умений и знаний и их применение во всех сферах обучения. Данный этап является закрепляющим и предоставляет широкие возможности педагогам дополнительного образования мотивировать учеников на нестандартное мышление и применение полученных умений в самых разных областях жизни.

Надо понимать, что главным инструментом формирования УУД в дополнительном образовании является творчество. Поэтому педагогам рекомендуется с особой ответственностью разрабатывать программы с использованием различных проектов для детей и мотивировать учащихся на их полноценное применение и защиту.

Защита творческого проекта позволит ребенку научиться формулировать свои взгляды, грамотно озвучивать актуальность и полезность его усилий и не бояться применять нестандартные решения. Совместное участие в проектах позволит детям получить все необходимые коммуникативные навыки, научит сотрудничать и прислушиваться к мнению друг друга.

Результаты эффективного формирования

Невозможно переоценить полезность правильного формирования УУД в дополнительном образовании для всех сфер жизни и дальнейшего обучения ребенка. Только в условиях особых методов воспитания, которые отличают эту область образования, возможно полное раскрытие творческого потенциала ребенка с упором на духовность и нравственные общечеловеческие принципы.

Сформированные благодаря эффективному применению УУД ключевые умения и навыки помогут ученикам понимать и реализовывать поставленные перед ними задачи, быть при этом внимательными и сосредоточенными, структурировать и разбивать на этапы собственную целенаправленную деятельность, уметь работать как индивидуально, так и в группе.

Применение знаний, полученных в процессе дополнительного обучения УУД, поможет хорошо мотивированным ученикам достигнуть немалых высот в творческой и интеллектуальной деятельности и почувствовать себя состоявшейся, социально адаптированной к современным условиям личностью.

Понравилось? Поделись: