Как правильно делать шпаргалки

Как правильно делать шпаргалки

Создание шпаргалки возможно на любом из трех этапов учения: восприятия, анализа и запоминания учебного материала. Существуют некоторые правила, позволяющие сделать этот процесс максимально эффективным.

Начнем с самого примитивного способа создания шпаргалки — переписывания уже кем-то обработанной информации. Замечательно, если в «первоисточнике» есть какие-либо сокращения или почерк неразборчивый. Тогда у переписывающего появляется шанс хоть немного поработать головой, а значит, дать пищу для внимания и, соответственно, хоть что-то запомнить. В противном случае эффект от такого занятия… нет, не нулевой, а отрицательный. О «пользе» тупого переписывания убедительно рассказывается в следующем анекдоте. Ученик сделал ошибку в слове «ушёл», написав его с буквой О. Учительница из самых благих побуждений оставила его после уроков и велела исписать целую страницу этим словом. Несчастный ребенок старательно выполнил задание, а учительница все не возвращалась. Тогда он оставил ей записку: «Я все сделал и ушОл домой».

На самом деле просто переписывать, не внося никаких изменений от себя, обычному человеку очень трудно. Такова человеческая природа: на всем хочется оставить свой след. Так не надо себя сдерживать! Чем больше вашего, личного будет внесено в обрабатываемую информацию, тем больше шансов сделать ее своим знанием. Создание шпаргалки — это очень творческое, увлекательное занятие, и? поверьте, оно даже может доставлять удовольствие!

Чуть более продуктивный способ создания шкпаргалок — изменение пространственного расположения информации. Обычно то, что необходимо выучить, выглядит либо как текст, либо как схема. Если вы попытаетесь представить текст на своем листе по-иному (например, разделить его на два столбика или на несколько основных пунктов-тезисов), вам необходимо будет найти для этого какие-то логические основания, то есть вникнуть в его содержание. Чем более осмысленной будет эта работа, тем легче произойдет восприятие и запоминание материала.

Можно еще больше облегчить работу вашей памяти. Большинство людей во время учебы опираются на зрительное восприятие, но однократно человек способен «сфотографировать» не более чем один лист. Поэтому перед вами встает задача уместить весь материал по какой-либо теме на одну страницу, причем желательно, чтобы страницы не были похожи друг на друга. Как этого добиться? Необходимо снабдить этот материал какой-либо подсказкой, неким «крючком», который поможет «зацепить» его, а потом в нужный момент достать из запасников памяти. Для этого можно, например, использовать различные цвета для заголовков и ключевых слов. Замечательно, если выбор цвета при этом обусловлен какой-либо ассоциацией. Например, вы делаете эту работу и время от времени поглядываете в окно, а там светит солнышко (ваш заголовок оранжевый), идет унылый дождик (ваш заголовок серый) и т.д. Или попробуйте в правом нижнем углу (именно эта часть пространства связана с эмоциями) при помощи рожицы изобразить свое настроение. Можно каждый лист оформить оригинальной рамкой или нарисовать карандашами определенный (не слишком яркий) фон и т.д. Вариантов множество.

Приведу пример из своей практики. Однажды мне необходимо было выучить к экзамену около тридцати различных научных концепций, запомнить их суть и соответствующие фамилии. Ключевым словом была фамилия Шахматов. Я решила расчертить лист, как шахматную доску, оставив примерно 32 белых поля, куда я и записала в хронологическом порядке оставшиеся фамилии и ключевые слова концепций. Получилась своеобразная таблица, в которой свою смысловую нагрузку несли вертикаль и горизонталь. На раскрашивание шахматного поля у меня ушло 5–7 минут. Вам кажется это потерей времени? Ничего подобного. Если создавать подходящий background сразу после прочтения или во время записывания информации, то именно в это время и происходит ее перенос из кратковременной памяти в среднюю. Для усиления эффекта можно с небольшими промежутками возвращаться к ней еще несколько раз, тогда она и вовсе отправится в долговременную память. Лично я и сейчас, через много лет, при необходимости смогу восстановить свое шахматное поле.

Как правило, информация представляет собой какую-то систему. Для фона — «опоры» очень хорошо подходят образы дерева, растения, домика, корабля и т.д. Сами эти образы помогут вам выделить главное и второстепенное, понять, что из чего вытекает, то есть осмыслить материал.

Проверить, подойдет лично вам такой способ или нет, можно при помощи следующего приема. Вспомните название какой-либо книги, которую вы читали несколько лет назад. В вашей памяти всплывает обложка, ее цвет, рисунки на ней, шрифт? Если да, то оригинальное цветовое и пространственное оформление информации вам подходит.

Помимо зрительной в ходе создания шпаргалки можно подключать также слуховую и двигательную память. Известно, что если в процессе обучения все они используются целенаправленно, то уровень усвоения материала повышается. Что можно сделать? Да вот хотя бы поиграть. Уже в ходе первого чтения (а читать лучше вслух) можно вообразить, что вы артист, стоящий на сцене, или диктор, сидящий перед микрофоном радио и т.д. Польза будет двойная, если при этом вы попытаетесь активно жестикулировать. После обработки информация существенно сократилась и стала… донесением разведчика. Теперь вам придется произнести ее совсем в другом стиле.

Если такие игры вам не подходят, то просто найдите «свободные уши», то есть того человека, кому вы сможете пересказать свой учебный материал в очень сжатой форме. Удивительно, но этот ваш пересказ — тоже шпаргалка, причем замечательная, о чем свидетельствует такая шутка. Учитель с возмущением говорит коллеге: «Сегодня своим ученикам один раз рассказал, другой, уже сам понял, а до них все не доходит!»

Третий способ — еще более творческий — это перекодирование информации. Учебная информация чаще всего представлена в виде слов (словесный код), цифр (цифровой код) или других знаков. За восприятие слов и образов отвечают разные полушария нашего мозга, поэтому для того, чтобы работа не была утомительной, необходимо грамотно распределить нагрузку, то есть добавить картинки к словам и, наоборот, снабдить словесным описанием формулы, схемы, рисунки. Если у вас весь материал разделен всего на две части, текст и рисунок, эффект не будет достигнут. Желательно раздробить материал на небольшие куски, в которых перемежаются рисунки и слова. Однако помните, что этих кусков должно быть не более семи (плюс-минус два): ровно столько за один раз может запомнить средний человек. Такой подход можно сравнить с бегом на длинную дистанцию. Подумайте, что проще: скакать полдистанции на левой ноге, а затем полдистанции на правой или постоянно переступать с ноги на ногу?

Довольно часто в какой-либо области знания используются одни и те же понятия, термины. «Подкармливать» свое правое полушарие (оно отвечает за распознавание образов) и параллельно давать отдых левому (читающему) полушарию можно, если прямо в текст вставлять ваши собственные постоянные значки. Например, практически в любом тексте часто встречается слово «который». Большинство людей в конспектах сокращают его до варианта «КОТ.». Лично я всегда вместо него рисую кошачью мордочку, каждый раз при этом веселюсь. Когда мне необходимо вспомнить текст, первым делом я мысленно воспроизвожу лист, на котором, как на фотобумаге, сначала проступают подмигивающие мне кошачьи мордочки, а уж затем, слово за словом, появляется остальной текст. Создание своего набора пиктограмм (так называются образные, символические картинки) — очень увлекательное занятие, но здесь важно не переборщить. Если их будет слишком много, то придется приложить к ним словарик, а это уже совсем другая работа.

Можно «оживить» уже существующие знаки, например превратить тире в стрелку или улыбку. Не бойтесь «хулиганить» — эмоциональная разрядка абсолютно необходима даже в самой серьезной работе. Ведь это ваш конспект, ваша шпаргалка, и главная задача — сделать материал роднее, симпатичнее, тогда его проще будет запомнить! Безусловно, искать такие образы — творческое занятие, а известно, что в моменты творчества человек максимально включен в эмоционально насыщенную деятельность, при этом незаметно и продуктивно проходит время.

Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Регулярная активизация не только интеллекта, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления поможет вам выработать бесценное качество — свой собственный индивидуальный стиль работы с информацией.

  • лаконичной (то есть краткой, но емкой по содержанию);
  • парадоксальной (необычной, удивляющей);
  • подлежащей "озвучиванию";
  • одновременно целостной и дискретной (разделенной на фрагменты);
  • удобной для восприятия и воспроизведения;
  • опирающейся на ваши постоянные, привычные ассоциации.

О том, какие вообще бывают ассоциации и как ими можно пользоваться в учебной работе, мы поговорим в следующий раз. А в заключение этой статьи я хочу напомнить о том, что поможет и, наоборот, помешает вам в такой трудной и такой творческой работе, как создание шпаргалки.

Помощники и враги:

 позитивный настрой

 раздражение

 включение эмоций

 страх

 обращение к своему опыту

 механическое переписывание

 перевод слов в рисунки, цвет

 простое записывание

 подключение жестов, мимики

 постоянная поза

 музыка, проговаривание

 работа только глазами

 проработка информации

 напряжение

 поиск ассоциаций

 зубрежка

 общение с друзьями по теме

 однообразие приемов

 перерывы через каждые 20 минут

 учеба часами

 не более трех блоков в день

 неравномерность нагрузки

 полноценный отдых

 хроническое утомление

Панравилось? Поделись:
Вернуться назад