Федеральный закон о дополнительном образовании

Содержание

Дополнительное образование – это актуальное и необходимое звено всей педагогической системы. Направлено оно на формирование и обстоятельное развитие творческого мышления, интеллектуальных способностей, нравственной и физической организации подрастающего поколения, а также на обеспечение рационального времяпрепровождения. За последние годы наметилась положительная тенденция в развитии российской учебной деятельности. Чтобы правильно определиться с местом и значимостью дополнительного образования, необходимо знать какие нормативно-правовые документы регламентируют его деятельность в федеральном и региональном масштабе.

ЗадачиДети изучают компьютерные программы благодаря закону о дополнительном образовании

Законы направлены на то, чтобы регулировать общественные отношения. Федеральный закон о дополнительном образовании обеспечивает права граждан на получение такой услуги и определяет взаимоотношения фигурантов этого процесса. В 2015 году вступает в силу обновленный государственный документ «Об образовании РФ». В него вошли изменения и дополнения к предыдущему закону от 1 сентября 2013 года. Но статья 10 осталась неизменной, пункт 2 которой определяет в образовательной системе РФ место для сверхплановой учебы.

В тексте закона говорится, что образование состоит из общего, профессионального и дополнительного, а также из профессионального обучения, обеспечивающего возможность реализовать свое право на получение знаний на протяжении всей жизни, то есть учиться непрерывно. Иными словами, дополнительно образование признано неотъемлемой частью российской образовательной системы.

Отдельное место в законе отводится развитию самых юных участников процесса получений знаний для обеспечения их адаптации к жизни во взрослом обществе и профориентации. Государство также призвано выявлять и всячески поддерживать детей, имеющих выдающиеся способности. Для всех предполагаются добавочные программы общего развития, но с упором на возрастные и личностные особенности.

Впервые на законодательном уровне подобные положения были закреплены еще в ФЗ о дополнительном образовании, принятом в 2001 году. Там сказано, что дополнительное образование является целенаправленным процессом преподавания и воспитания, осуществляемых путем реализации учебных дисциплин, оказания услуг и ведения информационно-образовательной работы сверх основных предметов в интересах общества и страны.

Дополнительное образование призвано всесторонне развивать личность и способствовать повышению ее интеллектуальной и культурной значимости. В статье 3 закреплено право российских граждан, к которым относятся и несовершеннолетние, получать бесплатное дополнительное образование как в государственных, так и в муниципальных учебных заведениях. Из статьи 4 видно, что в данную систему входят:

  • Факультативные учебные программы;
  • Стандарты дополнительного образования, принятые на государственном уровне;
  • Образовательные структуры и организации, призванные осуществлять деятельность в сфере вспомогательного образования;
  • Управленческие органы.

Статьи закона закрепляют содержание дополнительного образования, которое может быть самых различных направленностей, и виды учреждений, где разрешено осуществлять внешкольное обучение:

  • Школы;
  • Станции;
  • Клубы;
  • Центры;
  • Студии;
  • Дома;
  • Образовательные и оздоровительные лагеря и тому прочее.

Главное, чтобы такая учеба приносила пользу – помогала развивать личность, мотивировала познавать новое, активизировала творчество и осуществлялась согласно принятым документам, среди которых закон о дополнительном образовании имеет главенствующее значение и гарантирует такие принципы:

  1. Право свободно выбирать учреждения сверхурочного образования и программы;
  2. Широкое многообразие внешкольных занятий;
  3. Непрерывность дополнительного образования;
  4. Преемственность внеурочных общеобразовательных дисциплин;
  5. Педагогическую и психологическую поддержку личностного развития каждого индивидуума;
  6. Творческую взаимосвязь преподавателей и учеников;
  7. Сохранения душевного и физического здоровья молодого поколения.

Кто призван следить за исполнением законовЭмблема Рособрнадзора

Закон о дополнительном образовании 2015 вступает в силу. Естественно, возникает вопрос: кто обязан следить за его выполнением, а заодно за тем, чтобы в системе обеспечения новыми знаниями придерживались и других актов, направленных на улучшение качества учебного процесса. Всеми правами в этой области государство наделило федеральную службу, надзирающую за сферой науки и образования. Она входит в подчинение Минобразования и науки РФ, и была основана в 2004 году.

В сферу деятельности Рособрнадзора включено:

  • Выдача лицензий и государственных аккредитаций на осуществление преподавательской деятельности;
  • Проведение аттестации педагогических и научных работников, сотрудничающих с учреждениями профобразования;
  • Выдача аттестатов выпускникам общеобразовательных школ;
  • Подтверждение и признание документов о получении образования, выданных иностранными державами;
  • Подготовка и проведение единого госэкзамена;
  • Внесение документов, подтверждающих получение определенного объема знаний, ученых степеней и званий в Федеральный реестр.

Для чего нужны Типовые положения организации учрежденийДевочки занимаются в кружке

Совсем недавно в недрах российского Минобрнауки родилось инновационное Типовое положение о дополнительном образовании, по меркам которого учреждения, предоставляющие внеурочное обучение, будут трех видов:

  • Автономного;
  • Бюджетного;
  • Казенного.

Это повлияет на обязанности, правовой статус и финансирование заведений культуры, школ искусств, центров внешкольного развития, детских технических станций, спортшкол и прочих подобных заведений.

Хотя Положение и обновленное, это не значит, что оно перечеркивает все ранее утвержденные пункты. Документ лишь слегка изменяет стандарты подхода к дополнительному образованию со стороны государства. Так, например, теперь учреждения сверхурочного обучения могут продуцировать оригинальные профессиональные программы и предлагать нестандартные услуги, ориентируясь на интересы государства, общества и индивидуума.

Если произойдет так, что желающих обучаться факультативно окажется более чем предполагает финансирование, то в таком случае образовательному учреждению позволено принимать молодых людей на денежной основе. Для внешкольных организаций приветствуется любая финансовая деятельность, которую не запрещает Типовое положение и закон о дополнительном образовании – от оплаты занятий до приема пожертвований, причем как от отечественных, так и от иностранных организаций и частных лиц.

В глобальном масштабе организационная составляющая заведений дополнительного образования из обновленного Типового положения никаких особых изменений не претерпела:

  1. Все дополнительные образовательные программы обязаны обновляться каждый год, чтобы идти в ногу с развитием научной, экономической, технической, технологической, культурной и социальной сфер;
  2. Осуществление образовательной деятельности может быть индивидуальным и/или групповым – в кружках, лабораториях, студиях, театрах, оркестрах, творческих мастерских, ансамблях и прочих коллективах;
  3. Каждый ученик вправе выбрать любое количество групп, при этом заниматься в них параллельно или менять по своему желанию;
  4. Количество одновременно занимающихся, их возраст и продолжительность уроков устанавливаются каждым заведением самостоятельно, что закрепляется в локальном законодательном акте;
  5. Учебные часы могут дополнять общеобразовательные предметы и иметь техническую, краеведческую, физкультурно-спортивную, естественно-научную, художественную, социально-педагогическую и другие направленности;
  6. По согласию с руководством в состав обучаемых коллективов могут входить несовершеннолетние ученики, занимающиеся вместе с родителями или их представителями;
  7. По окончании этапа обучения участники проходят аттестацию. Ее форму, график и порядок определяют сами организации;
  8. Расписание занятий должно учитывать пожелания детей и их родителей;
  9. В случае необходимости и по просьбе учащихся педагогам разрешено использование различных учебных технологий вплоть до электронного и удаленного обучения;
  10. Особое внимание уделено обучению молодых людей с ограниченными физическими возможностями. Такие лица бесплатно получают специальную литературу, пособия, учебники, услуги для глухонемых и слепоглухих, а также обеспечиваются учебными и лекциями в электронном формате. 

Понравилось? Поделись: