Дополнительное образование в школе

Содержание

Современное дополнительное образование в школе – это особое явление, поскольку имеет ярко выраженные педагогические качества, нехарактерные для основной учебы, а именно:

  • Личностное ориентирование;
  • Профильность;
  • Жизненную направленность;
  • Функциональность;
  • Мобильность;
  • Многоуровневость;
  • Широкий выбор форм и методов учительской деятельности;
  • Индивидуализацию методик;
  • Реализацию воспитательного направления посредством активизации деятельности учеников.

В чем сутьПреподаватель со школьницей на уроке дополнительного образования

Образовательной программой для школьного коллектива выступает документ, в котором отражена концепция, выстроенная в соответствии с поставленными целями преподавательской работы и включающая методы, реальные условия и технологические стадии для достижения заявленных задач. Программа предполагает достижение конечного результата.

У программы ДО должны быть такие качества:

  • Актуальность – она ориентируется на решение самых серьезных вопросов;
  • Прогнозируемость – соответствует требованиям следующего дня и постоянно корректирующимся внешним позициям;
  • Рационалистичность – определяет цели и варианты их достижения для обретения максимально ценного результата;
  • Контролируемость – имеет возможность проверки достигнутых результатов;
  • Реалистичность – обладает четким денежным, кадровым и временным обоснованием;
  • Чувствительность к отказам – свойство, позволяющее программе вовремя обнаруживать то, как реальное состояние дел отклоняется от предусмотренных раньше.

Программа дополнительного образования в школе обязана основываться на Законе РФ «Об образовании» и не может входить вразрез с Типовым положением об учреждениях дополнительного образования. Содержание готового плана внеурочных мероприятий призвано решать следующие задачи:

  1. Компенсировать виды и пути деятельности, интересные детям, но отсутствующие  в основной учебной деятельности. В документе преследуются определенные цели, например:
    • Развитие личностной мотивации к творчеству и познанию неизведанного, что служит основой для возникновения потребности в образовательных запросах;
    • Расширение индивидуальных, коммуникативных качеств детей, расширение личностной культуры и одаренности;
    • Коррекция мозгового и психофизического состояния школьников;
    • Компенсация асоциального поведения молодых людей;
  2. Обеспечивать ребенку удобную эмоциональную оболочку – развивающие беседы и ситуацию успешности;
  3. Содействовать подбору образовательного пути для каждого индивидуума – траектории движения по учебным областям и скорости освоения знаний. 

Программа обязана соблюдать гуманистический, общепринятый и светский характер преподавания, пропагандировать приоритетность людских ценностей и здорового образа жизни, способствовать всецелому развитию человека.

Каково наполнениеДети в танцевальной группе дополнительного образования в школе

Дополнительное школьное образование сегодня обретает большое значение для полноценного развития каждого члена общества, к которым, без сомнения, принадлежат несовершеннолетние юноши и девушки. Посему содержание курса обязательно должно:

  • Основываться на достижениях отечественной и мировой классики, российских народных традициях, отвечать требованиям становления страны и общества, не ущемлять национальные приоритеты регионов;
  • Выражать общие направления дополнительного образования в школе;
  • Учитывать различный образовательный уровень подрастающего поколения;
  • Отражать варианты оценивания результатов учебы по тому или иному предмету;
  • Вводить концептуальные особенности обучения, расширять планы, последовательность и тематическую направленность излагаемых материалов;
  • Всецело раскрывать организационные условия учебного процесса, его материально-техническую, информационную и методологическую составляющую.

Виды

Следует различать разновидности и направления внешкольного дополнительного образования. Виды программ:

  1. Типовая – утверждается Министерством в форме образца по отдельной образовательной сфере или направлению работы;
  2. Модифицированная – адаптируется под изменения особенностей учреждения и под формирование учебных групп, временные границы и режим педагогической деятельности;
  3. Экспериментальная – с изменениями содержания, методов, организаторских и педагогических базисов обучения, включает предложения по новым отраслям знаний и внедрение инновационных преподавательских техник;
  4. Авторская – пишется педагогическим коллективом или одним учителем, а содержание изобилует актуальными и новаторскими средствами разрешения проблем образовательного процесса.

Наиболее распространенные программы

Самые востребованные направления дополнительного образования в школе:

  • Художественно-эстетическое – творческие мастерские, школьные театры, вокальные студии, танцевальные кружки и тому подобное;
  • Научно-техническое – компьютерные курсы, дома юных техников, кружки авиа-, авто-, судомоделирования, радио-, робото-, электротехники и прочие;
  • Естественнонаучные – занимательной химии, математики, астрономии, физики, географии и другие;
  • Экологические и биологические – краеведение, полевые практические занятия и так далее;
  • Физкультурно-спортивные – секции тренажерных занятий, лечебной физкультуры, восточных единоборств, игровых и иных видов спорта;
  • Военно-патриотические – секции поисковой работы, военно-прикладных видов спорта, военно-технические по изучению военной истории и отечественной культуры, воссозданию летописей и прочее;
  • Культурологические – языковые, искусствоведческие и литературоведческие клубы, кружки народного промысла и музееведения, экскурсионное обучение и еще многое другое. 

Понравилось? Поделись: