Дополнительное образование по краеведению

Содержание

Известный культуролог Д. С. Лихачев утверждал, что любовь к своему родному краю и знание его истории – это основная база для роста духовной культуры всего народа. Чаще всего при изучении истории страны, «малая родина» выпадает из поля зрения как преподавателя, так и учеников. Краеведение позволяет расширить знания о своем родном крае.

Что изучает краеведениеИллюстрация сути занятий по краеведению

Краеведение углубленно изучает историю определенного города, поселка или деревни, помогает разобраться в закономерностях исторического процесса. Программа дополнительного образования по краеведению призвана ознакомить детей с основными известными личностями, которые проживали или проживают и сейчас на территории родного города и страны, оценить важность их вклада в историю Родины.

Помимо этого дополнительное образование в кружках по краеведению знакомит с историческим прошлым местности, дает понятие об экономическом развитии края, его географических особенностях и климатических условиях. Изучая все это, ребенок начинает чувствовать себя неотъемлемой частью своего края, проникается трепетным отношением ко всему окружающему.

Подобное дополнительное образование поможет научить ребенка использовать накопленный веками опыт и знания в повседневной жизни.

Программа дополнительного образования по краеведению ставит перед собой следующие цели:

  • Воспитание патриотизма и гуманного отношения к своему краю с малых лет. Каждый должен понимать, почему нужно бережно относиться к своему наследию и преумножать его;
  • Пробуждение интереса к активной деятельности на благо своей малой родины и формирование гражданской ответственности. Ребенок должен понимать как важно участие каждого человека в решении экологических, социальных и политических проблем своего края;
  • Научить каждого самостоятельно собирать и анализировать материал по заинтересовавшему его предмету в архивах, музеях и библиотеках;
  • Научить ребят осознавать основные проблемы своей родины и показать связь между деятельностью каждого человека и его влиянием на окружающий мир;
  • Воспитать чувство уважения и гордость за достижения своих земляков.

Что нужно для эффективных занятий

Для того чтобы дополнительное образование принесло желаемые результаты, необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Преподаватель должен сам отлично разбираться в истории края и владеть эффективной методикой преподавания;
  2. Обеспечить учебный процесс всеми необходимыми учебниками и различными дидактическими пособиями;
  3. Обеспечить возможность проводить познавательные экскурсии.

Без соблюдения этих важных принципов программа дополнительного образования по краеведению не может быть выполнена в полном объеме.

В результате занятий учащиеся должны научиться составлять доклады о проделанной работе, писать информативные рефераты, выучить правила поведения во время экскурсий по музеям, научиться самостоятельно проводить грамотные беседы с местным населением, создавать различные экспозиции, презентации, проводить экскурсионные работы.

В какой форме проходят занятияПреподаватель с детками на занятиях по краеведению

Программа дополнительного образования по краеведению не предполагает проведение занятий по четко установленным правилам. На подобных занятиях рекомендуется использовать комплексные виды деятельности как практического, так и теоретического характера. Например, сегодня занятие может проходить в форме беседы или работы с наглядными пособиями, а завтра – в виде спектакля или викторины.

Занятия в помещениях всегда чередуются с различными интересными экскурсиями, посещениями музеев и выставок, библиотек, просмотром познавательных документальных или художественных фильмов.

Основные тематические блоки курса дополнительного образования по краеведению:

  • Общее краеведение. Охватывает широкий спектр вопросов, касающихся всех сфер жизнедеятельности края;
  • Экологический блок. Предусматривает детальное изучение растительного и животного мира, дает знания о полезных ископаемых, учит бережному отношению к окружающей среде и рациональному использованию природных ресурсов. Желательны экскурсии в краеведческий музей, если таковой имеется на изучаемой территории;
  • Географический блок. Изучает взаимосвязь природных явлений и экономических процессов;
  • Исторический блок. Глубоко изучает историю края, его культурное наследие, знакомит учащихся с людьми, оставившими след в истории. Предполагает экскурсии к памятным местам, беседы со старожилами, формирует трепетное и бережное отношение к памятникам культуры и истории;
  • Природоведческий блок. Раскрывает перед глазами всю красоту родного края, изучает уникальные явления, характерные только для данной местности;
  • Экономический блок. Изучает все экономические отрасли территории, социально-демографическую структуру населения.

Образование по краеведению помогает каждому почувствовать себя частью великого народа, прививает чувство патриотизма и гордости за страну в целом.

Понравилось? Поделись: