Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании

Содержание

С недавних пор в России вступил в действие обновленный стандарт для общеобразовательных школ. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в учебных заведениях внедряется комплекс взаимосвязанных мероприятий, а называется он интеграцией общего и дополнительного образования. Теперь в одном документе сосредоточены требования к структурам основных школьных программ, которые обязаны действовать с дополнительным образованием, чтобы в итоге основные образовательные дисциплины обогатились новым содержанием на фоне нестандартного воспитания.

В чем смысл интеграции дополнительного и общего образованияПреподаватели на лекции об интеграции общего и дополнительного образования

Изучение работ зарубежных теоретиков педагогики позволило ближе познакомиться с необходимостью интегрирования общего и дополнительного образований. В результате появились рекомендации по успешному пересечению двух ветвей педагогики:

  1. Стратегические и академические цели интегрирования имеют приоритет над финансовой стороной процесса;
  2. Постепенность образовательного процесса:
  • Оценивание надобности слияния;
  • Прединтеграционное сотрудничество в течение нескольких лет;
  • Слияние за 1-2 года;
  1. Соблюдение временных факторов при отказе от форсирования интеграции;
  2. Учет качественных показателей участников процесса слияния – обе «команды» должны существенно отличаться, при этом академические и культурные различия минимизированы;
  3. Члены интеграционного процесса имеют пространственную близость.

Взаимное пересечение заведений двух видов образования выступает в роли фактора социального партнерства, поскольку служит оптимальным способом реализации учебной, воспитательной и развивающей функций. С одной стороны, она предполагает внешнюю интеграцию, то есть подчинение составляющих системы одному учебному процессу. С другой – внутреннюю интеграцию или взаимопроникновение частей одного направления между компонентами другой образовательной системы. Это приводит к образованию уникального целого учебного процесса.

Интеграция основных ветвей образования как процесс развития современной педагогической системы отражена в Федеральном законе в той его части, которая регламентирует внеурочную деятельность. Иными словами, необходимость в новой системе отношений меж заведений общеобразовательного профиля и дополнительного образования нормативно закреплена.

Педагог выступает связующим звеном между общим и дополнительным образованием в роли проводника и вдохновителя новых государственных стандартов обучения. Качество знаний полностью зависит от преподавателя (его интеллекта, профессионализма, душевных и нравственных качеств).

Для чего нужны открытые занятия в ДООткрытое занятие в дополнительном образовании

Победа над экономическим и социальным кризисом невозможна без образованных и интеллектуально развитых членов общества. Посему проблема дополнительного или профессионального образования вышла на первый план. Открытое занятие в дополнительном образовании является средством, которое позволяет педагогам, занятым во внеурочном образовании, поделиться опытом со своими коллегами.

Одним из наиболее распространенных способов обмена опытом являются конкурсы педагогического мастерства, которые с успехом проводят многие учреждения подобного профиля. Чаще всего учителя соревнуются в таких номинациях:

  • Проведение открытого занятия в категории профессионального ДО с последующим анализом;
  • Презентация образовательной программы по ДО;
  • Открытый воспитательный урок.

Эффективность таких конкурсов оценивается жюри, в состав которого входят чиновники из структур, занимающихся курированием процесса дополнительного образования. Открытые занятия помогают понять каков коэффициент результативности такого урока и оценить деятельность педагога. Для оценивания применяются специально разработанные критерии, включающие в себя ряд показателей:

  • Организационное обеспечение занятия;
  • Содержание урока;
  • Методическая подготовка;
  • Энергетическая составляющая деятельности педагога.

После проведения анализа открытого занятия комиссия делает вывод об умении преподавателя дополнительного образования оптимально изложить определенные планом сведения. Система оценивания открытого урока включает:

  • Определение задач и целей проведения занятия;
  • Обоснование сущности урока;
  • Ход проведения занятия.

С какой целью в интеграции образовательных систем присутствует сетевое взаимодействиеПример сетевого взаимодействия между преподавателями в интеграции образовательных систем

Под сетевым взаимодействием в образовательных учреждениях понимается совокупность педагогических коллективов, имеющих похожие цели, общие средства для их достижения и один управленческий центр. Обе структуры ведут совместную работу по формированию общих ученических групп для освоения программ определенной направленности и уровня с использованием возможностей сразу нескольких образовательных центров, один из которых – учреждение внешкольного обучения.

Согласно Федеральному закону, сетевое взаимодействие в дополнительном образовании позволяет:

  • Распределить ресурсы в ходе решения совместной задачи;
  • Опереться на инициативу любого участника обучения;
  • Осуществлять непосредственный контакт между учащимися;
  • Выстроить многообразные пути продвижения к общей цели;
  • Использовать совместные сетевые накопления для нужд любого участника образовательного процесса.

Сетевая группа имеет такие характеристики:

  • Независимость каждого члена организации;
  • Одновременное обучение нескольких лидеров;
  • Одна цель группы;
  • Добровольность контактов;
  • Обилие уровней контактирования.;

Понравилось? Поделись: