Дополнительное образование для школьников

Содержание

Средством непрерывного образования ребенка и формирования его личности выступает дополнительное образование в школе. Не следует путать это понятие с внеклассной деятельностью. Внеклассная деятельность – это кружки и секции, работа которых никак не связана друг с другом. Дополнительное образование в школе – это те же мероприятия и факультативы, но объединенные в единое пространство.

Цели и значениеШкольники на секции дополнительного образования по ИЗО

Цель создания системы дополнительного образования детей – раннее обнаружение склонностей и талантов ребенка, формирование его интересов и профессионального самоопределения. Значение этой системы в жизни учащихся велико:

  • Отвечает потребностям школьников;
  • Помогает детям раскрыться, как личность;
  • Обеспечивает психологический и социальный комфорт детей;
  • Предоставляет возможность раскрыть свой творческий потенциал;
  • Налаживает взаимоотношения между учащимися;
  • Побуждает детей к саморазвитию и самодисциплине;
  • Позволяет реализовать потенциал общего школьного образования за счет углубления и применения знаний, полученных на уроках.

Ценность дополнительного образования в том, что оно дает детям почувствовать важность обучения в школе, побуждает их более ответственно относиться к занятиям и способствует реализации тех знаний, которые они получают на уроках.

Ребенок, проявляя себя с юных лет, в дальнейшем сможет добиться больших результатов и сделать на своем жизненном и профессиональном пути меньше ошибок. Система дополнительного образования в школе побуждает учеников развиваться самостоятельно, формирует привязанность к творческой деятельности и способствует повышению собственного статуса в глазах его сверстников.

Занятость ребенка вне школы формирует у него дисциплинированность, организованность и самоконтроль. Массовые занятия приучают школьников работать в составе группы, укрепляет командный дух и развивает коммуникабельность и ответственность не только перед собой, но и перед членами всей группы.

НаправленияШкольники на секции дополнительного образования по конструированию

Молодые люди не против образования, но только базовые сведения не могут в полной мере утолить жажду знаний. Учитывая, что не все без подготовки способны заниматься самообразованием, это может стать настоящей проблемой, решить которую в состоянии организация дополнительного образования в школе. Для этого необходимо создать правильную структуру, которая должна включать все направления, интересующие детей и подростков. В нее должны входить:

  • Конструирование и робототехника. В данном направлении детям предлагается углубленное изучение информатики и программирования, использование информационных и цифровых технологий на практике;
  • Естествознание. Это направление прививает детям навыки исследовательской работы, воспитывает глобальное мышление, развивает представление о практическом применении теоретических знаний;
  • Экологическое направление раскрывает перед детьми взаимосвязь человека и природы, указывает на ее важность в жизни человека;
  • Культурология способствует приобщению детей к мировой культуре, помогает реализовать собственный потенциал в различных слоях общества и адаптироваться в социальных кругах;
  • Физкультурно-спортивное направление прививает навыки физической культуры учащимся, формирует стремление к правильному образу жизни, убеждает в престижности спорта, способствует проявлению себя на соревнованиях, воспитывает силу воли и ответственность, вырабатывает командный дух и умение работать в составе группы.

Важным элементом этой структуры является внешкольное дополнительное образование, т. е. секции и кружки, на которых дети реализуют свой творческий потенциал. Они стимулируют заинтересованность учеников к определенной деятельности, дают возможность приобрести новые знания и умения и закрепить те, которые уже получены в процессе общего образования. Так как кружки имеют разные направления, это позволяет детям после основной учебы всесторонне развиваться.

Организация системыШкольники на секции дополнительного образования по бисероплетению

Качественное дополнительное образование для школьников невозможно без грамотного управления. Это не отношения – администрация/педагоги/учащиеся, а плодотворное взаимодействие сторон, каждая из которых является объектом или субъектом управления.

Организация дополнительного образования в школе состоит из нескольких этапов:

  • Изучение желаний и потребностей школьников. Данные собираются путем письменного анкетирования и тестирования, устных опросов самих детей и их родителей, проведения педагогического мониторинга качества образованности учащихся на этапе завершения начальной и основной школы;
  • Объединение в группы по интересам, создание кружков, секций и факультативов. На основании собранных данных формируется модель системы дополнительного образования. Выделяются основные концепции направления внеклассного обучения. В соответствии с количеством желающих и нуждающихся в дополнительных знаниях учеников разрабатываются мероприятия;
  • Помощь преподавателям и ученикам в определении области обучения. Детям дается свободный выбор направления дополнительного образования. Перед началом обучения школьникам предлагается профессиональное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основополагающими при ориентировании;
  • Текущий контроль и своевременная коррекция работы. Определяется отчетный период, по окончании которого собираются данные о посещаемости дополнительных занятий и успеваемости учеников по основным предметам. Информация систематизируется и анализируется. По результатам анализа выявляются проблемы и разрабатываются корректирующие мероприятия;
  • Анализ деятельности и выявление перспективных направлений. Ведется постоянный мониторинг качества образованности учеников, посещающих дополнительные занятия. Развиваются межведомственные взаимодействия, происходит обмен опытом по проблемам воспитания, внедряются информационные технологии.

Материальная база

Для организации системы дополнительного образования в основном используется материальная база учебного учреждения: кабинеты, литература, инвентарь. Не все школы обладают достаточными ресурсами для углубленного изучения предметов и внеклассных занятий.

В силу этого существует платное дополнительное образование в школе, которое подразумевает фиксированную стоимость посещения занятий учеником. В стоимость образования входят оплата услуг педагога, оборудование и аренда помещений, если занятия проходят вне школы.

Некоторые школы выходят из ситуации, организуя условно-бесплатное внеклассное обучение. Такое обучение подразумевает сбор средств, финансовых или материальных, необходимых для приобретения дополнительного оборудования, инвентаря или литературы.

Понравилось? Поделись: