Игры для памяти и работы мозга

Использование компьютерной игры для развитияИспользование игр в процессе улучшения памяти – самый эффективный организационный способ (в условиях самоорганизации), который не требует от человека ни дополнительной мотивации, ни обязательной полной самоотдачи. Игровой формат предполагает, что человек сам, естественным образом, втянется в процесс, и эта увлечённость сделает то, что искусственно не сможет сделать ни один учитель. Особенно, если есть возможность, не привязываться к игровому столу, если можно в любой момент войти в интернет и нажать кнопку «Старт». Остаётся только подобрать «свои» игры для улучшения памяти в онлайне.

Общие особенности игр и игровых сервисов

Основная, но временная, проблема современных сетевых игр, в которых происходит тренировка памяти, в том, что они проигрывают по зрелищности и графическому разнообразию «стратегиям», «бродилкам» и «стрелялкам», оставаясь, в большинстве случаем, в визуальном смысле на уровне «старых добрых» пасьянсов. Частично это оправдано необходимостью концентрировать внимание не на «красивостях», а на задачах, которые во многих играх требуют предельной собранности, поскольку на каждое следующее действие даётся ограниченное время.

Время выполнения играет важную роль при оценке результативности, поэтому даже при 100%-ой успешности решения задач, но за длительное время, общий бал может быть сравнительное низким.

Иногда для создания конкурентной атмосферы, способствующей азарту и активизации мыслительных процессов, приводятся результаты предыдущих рекордсменов, – пользователей, прошедших эту игру раньше.

Особенности сервисов для онлайн-тренировок:

  • Большинство сервисов, на которых можно одновременно играть и учиться, дифференцируют игры развивающие память, скорость мышления, внимание, мыслительную гибкость (http://boostbrain.ru/games/memory/).
  • На некоторых сайтах основную часть онлайн игр продают через форму подписки, оставляя для бесплатного пользования несколько самых простых, где, тем не менее, можно выбирать степень сложности (https://4brain.ru/memory/igry.php).
  • Особенно удобны ресурсы (например, http://www.orient-murman.ru/index.php/2011-06-16-16-36-37/267-2012-06-08-06-01-43), где можно выбрать узкое направление для тренировки кратковременной, пространственной, числовой, образной и других видов памяти.

Примеры онлайн-игр для улучшения памяти

  • «Числа». На игровом поле нужно искать глазами хаотично появляющиеся числа и последовательно их нажимать. При ошибочном клике система показывает ошибку и правильный ответ.
  • «Шаг назад». В игровом поле появляется три карты с различными изображениями. Спустя секунду, эти три изображения сменяются следующей тройкой, и так – несколько раз. Задача игрока – кликнуть в каждой новой тройке на то изображение, которое появлялось в предыдущем показе.
  • «Фуршет». На «обеденном столе» по очереди появляются продукты, каждый раз меняя своё расположение. Цель игры – как можно быстрей кликнуть на новый элемент, которого раньше не было на предыдущем «столе».
  • «Потерянный символ». Игра одновременно тренирует и внимание и пространственную память, поскольку в ней сначала на секунду показывается таблица с разными символами, а в следующем показе эта же таблица демонстрируется уже с одним пустым полем. Чтобы заполнить поле, из предложенных вариантов ответов нужно выбрать правильный. Но количество полей в таблице сначала увеличивается, а затем уменьшается, что создаёт дополнительные сложности для запоминания.

Обратная сторона тренировок

Чем больше мозг трудится, тем активнее он питается, и тем надёжнее должна быть материальная основа. Лучшие показатели памяти и внимания демонстрирует не просто тренированный, а физиологически подготовленный и тренированный мозг. Физиологический фактор важен в равной степени, поскольку:

  • при недостаточной микроциркуляции и при кислородном голодании гибнут клетки мозга,
  • теряется сигнал при передаче между нейронами,
  • из процесса запоминания «выпадают» целые участки нейронных сетей.

Помогать организму обеспечивать транспорт глюкозы и кислорода, противостоять окислительным процессам можно и нужно с помощью повседневного рациона. Но выстроить диету так, чтобы мозгу хватало витаминов, аминокислот, макро- и микроэлементов очень сложно – компенсировать в повседневном рационе дефицит всех необходимых веществ практически не удаётся. Поэтому прибегают к помощи витаминных природно-растительных комплексов. Самый известный из них – «ХэдБустер» с включением экстракта знаменитого растения гинкго. Очень популярен «Оптиментис» с добавлением к растительным экстрактам и витаминам нейромедиаторной аминокислоты.

Отзывы и обсуждения