Общественная палата провела экспертизу законопроекта о целевом обучении

18.02.2018

16 февраля Общественная палата РФ провела экспертизу законопроекта Минобрнауки о внесении изменений в ФЗ об образовании, касающихся целевого обучения. Документ предусматривает более десяти подзаконных нормативных актов.

Принимавший участие в мероприятии директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки А. Б. Соболев рассказал, что разработке законопроекта предшествовал анализ всех договоров о целевом приеме. Оказалось, что более половины договоров не содержат пунктов с обязательствами по трудоустройству, несмотря на имеющиеся нормы закона.

Александр Борисович сообщил, что министерство предложило схемы обеспечения целевого обучения без целевого приема:

Студенты-педагоги после второго курса проходят профориентационный экзамен. Если они видят, что собираются свою профессиональную судьбу связывать с педагогикой, они заключают договор о целевом обучении. В нем есть определенные меры социальной поддержки, но, самое главное – «трудовой трек»: то есть, договор охватывает не только образовательную часть – 3-4 курс бакалавриата, но одновременно еще и два-три года трудоустройства с определенной гарантией. Как правило, это субсидии на жилье, ипотеку.

Также глава департамента сказал, что три года назад начался другой эксперимент по подготовке кадров для ОПК:

Начиная с 3-го курса бакалавриата и 2-го курса магистратуры студенты предприятий и вузов, подведомственных Минобрнауки, заключают официальный договор, в соответствии с которым они  учатся по особым программам, ориентированным непосредственно на работу в конкретных предприятиях. Привлекательным моментом является повышенная стипендия и фактически двойная гарантия правовой безопасности: со стороны вуза и со стороны предприятий, которые обеспечивают более высокое качество программ. Таких студентов мы принимаем порядка 3-х тысяч в год.

Подводя итог, Соболев констатировал, что фактически произошел отказ от целевого приема в пользу целевого обучения, а принятие закона приведет к уменьшению целевого приема и расширению целевого обучения.

Цифра

В 2019 году количество бюджетных мест в магистратуре сократится на 76 тыс. (почти в 1,5 раза) и составит 129 тыс. Всего же на 2019 год запланировано 549 тыс. бюджетных мест, из которых 312 тыс. отдано бакалавриату и 77 тыс. – специалитету. На аспирантуру выделено 15 тыс., на ординатуру – 15,5 тыс. и 500 мест предоставлено для обучения за счет государства в ассистентуре-стажировке.

По направления обучения в магистратуре цифры распределились следующим образом:

  • образование и педагогические науки – 46,5 тыс.;
  • информатика и вычислительная техника – 28 тыс.;
  • сельское, лесное и рыбное хозяйство – 23 тыс.;
  • экономика и управление – 14,5 тыс.;
  • электро- и теплоэнергетика – 14,7 тыс.;
  • машиностроение – 14 тыс.;
  • техника и технология строительства – 14 тыс.;
  • электроника, радиотехника и системы связи – 10,5 тыс.

В 2018 г. общее количество финансируемых государством мест – 625 тыс.:

  • бакалавры – 315 тыс.;
  • магистры – 208 тыс.;
  • специалисты – 74,5 тыс.;
  • аспиранты – 15 тыс.;
  • ординаторы – 12 тыс.;
  • ассистенты-стажеры –  400 мест.

Минобрнауки

Читайте далее

Обсуждение новости