Яблочко от яблони, или Говорила мне мама: «Учись!»

Баннер Б2 [Раздел ВУЗЫ]

29.09.2018

Эксперты Института образования ВШЭ выяснили: чем образованнее родители, тем успешнее учатся дети.

Исследователи института, в течение 7 лет отслеживавшие образовательные траектории 20 000 детей, пришли к выводу, что уровень образования родителей в значительной мере влияет на будущее школьников. Эксперты полагают, что от образованности мам, пап, бабушек и дедушек – то есть ближайшего семейного окружения – напрямую зависит не только успеваемость и мотивированность учеников, но и то, каким образом будет выстроен профессиональный трек, и даже в целом успешность детей.

Факты говорят о том, у 50 % девятиклассников родители имеют высшее образование, а у одиннадцатиклассников этот показатель уже 61 %. Эксперты расценили такое положение дел как свидетельство того, что мамы и папы, имеющие вузовские дипломы, предпочитают готовить детей к поступлению в университеты и институты, а родители, не получившие высшего образования, ориентируют школьников довольствоваться окончанием ссуза.

По данным исследователей, семьи с разным образовательным уровнем по-разному воспринимают низкие оценки детей в школе, что, в свою очередь, оказывает влияние на выбор подростков. Более образованные родители мотивированы откорректировать успеваемость детей (своими силами или нанять репетиторов), поскольку для них низкие отметки в школе – сигнал к активным действиям, так как они гораздо чаще нацеливают детей на продолжение учебы в выпускных классах, а затем и в вузе. При этом учеба в старшей школе рассматривается как само собой разумеющийся путь к поступлению в вуз. Малообразованные семьи, наоборот, воспринимают плохие отметки детей как «сигнал к прекращению пути по академической траектории», делают выводы исследователи.

Семьи со средним и высоким уровнем образованности чаще стараются находить для детей альтернативные способы продолжить учебу. Например, используют обходной маневр – поступление в вузы через колледжи. В этом случае девятиклассник уходит в систему СПО для того, чтобы затем поступить в вуз-партнер своего ссуза.

Уровень образования родителей влияет и на академические притязания детей. Престижные вузы для поступления выбирают 60 % абитуриентов из семей, в которых родители имеют вузовские дипломы, и только 27 % поступающих в топовые высшие учебные заведения можно отнести к современным Ломоносовым – их родители не учились в университетах и институтах.

Решать существующую проблему исследователи предлагают не только повышением успеваемости учеников, относящихся к непривилегированным группам (термин из доклада). Выход из сложившейся ситуации эксперты видят также и в повышении информированности и мотивации школьников, помощи в преодолении барьеров на пути к престижным вузам.

  

Источник: Институт образования НИУ ВШЭ.

Читайте далее

Обсуждение новости