Тенденции в российском высшем образовании

12.08.2018

Высокобалльники предпочитают платить за учебу в вузе-бренде, а не поступать на бюджет в менее престижные университеты; активно развиваются программы двойных дипломов; высшие учебные заведения расширяют перечни практико-ориентированных корпоративных магистерских программ. Но это далеко не все тренды вузовского образования России.

За имя можно и заплатить

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что в 2018 году абитуриенты стали более «избирательны» и практикуют прицельный подход к выбору программ или направлений обучения. Подтверждением тому служит уменьшение количества подаваемых заявлений: далеко не все поступающие несут документы сразу в пять вузов и на три любых направления в каждом из них. В Вышке, например, в предыдущие 4 года абитуриенты подавали в среднем по 3 заявления, а в этом – уже только 2 (даже меньше 1,9).   

Ярослав Кузьминов отмечает, что выпускники школ проявляют интерес к полусотне топовых вузов, в число которых входят МГУ, ВШЭ, МГИМО, СПбГУ, все НИУ и участники проекта «5–100». Абитуриенты-высокобалльники, которые не прошли по конкурсу на бюджетные места в этих университетах, выбирают платное обучение по изначально выбранному направлению, а не гарантированное поступление с имеющимися баллами в любое другое учебное заведение. Результатом этой тенденции стали:

  • увеличение в ведущих вузах количества платников;
  • повышение качества их базовых знаний.

Например, в 2017 году средний проходной балл на платные места в МГИМО и ВШЭ был на уровне 81, в 2018-м – уже 83.

В свою очередь, ведущие вузы поддерживают талантливых студентов-платников. По словам ректора МФТИ Николая Кудрявцева, ежегодно в МФТИ зачисляется около 1 000 абитуриентов, 850–900 из них – на контрактное обучение, но почти никто из них самостоятельно не платит за свою учебу: ее финансируют организации и предприятия, заинтересованные в последующем приеме на работу способных выпускников. Также в качестве спонсоров приема в вуз одаренных абитуриентов, недобравших нужное для бюджетного обучения количество баллов, выступают выпускник МФТИ – они добровольно вносят средства в специальный целевой фонд, который сами же и учредили. За счет их пожертвований вуз оплачивает учебу 100 студентов, при поступлении продемонстрировавших склонность к новаторству и изобретательству, но недобравших баллов на ЕГЭ. Раньше эту категорию очень ценных абитуриентов МФТИ терял безвозвратно.

Идет навстречу высокобалльникам и НИУ ВШЭ. Университет предоставляет скидки на оплату обучения (от 25 до 70 %) тем, кто хорошо учится. По словам ректора Вышки, в 2018 году в Москве всего зачисли 6 500 абитуриентов, 2 200 – на бюджет. Обучение еще 400 студентов оплатит вуз, а 2 000 получат скидку при оплате учебы за то, что предпочли остаться во ВШЭ, а не уйти на бесплатные места в других университетах.  

Двойные дипломы

Сетевые образовательные программы, в которых участвуют зарубежные вузы, уже стали привычными для студентов. Сейчас начинает развиваться «внутрироссийское» направление сотрудничества университетов. Например, МГИМО предлагает учиться на трех отечественных магистерских программах двойных дипломов:

  1. «Международный менеджмент в области транспорта нефти и нефтепродуктов» (партнер – РГУ имени Губкина).
  2. «Стратегический менеджмент международных минерально-сырьевых компаний» (МИСиС).
  3. «Спортивная дипломатия» (РГУ физкультуры, спорта, молодежи и туризма – ГЦОЛИФК).

МФТИ вместе с РАНХиГС по одной из своих программ учит бакалавров, а в сотрудничестве со Сколтехом – магистров.

Вместе с тем очевиден рост интереса российских студентов к англоязычным программам обучения. На пресс-конференции в ТАСС ректор ВШЭ рассказал, что по новой (открытой в 2018 году) совместной с Лондонским университетом программе «Прикладной анализ данных» захотели учиться в полтора раза больше абитуриентов, чем планировалось. Такой повышенный интерес Ярослав Кузьминов объясняет тем, что англоязычное образование открывает гораздо больше возможностей на международном рынке труда, именно поэтому нередко студенты делают выбор в его пользу, даже если есть возможность учиться бизнес-информатике или международным отношениям на бесплатных программах.

Практика – наше всё

Вузы все чаще привлекают к образовательному процессу предприятия различных секторов экономики. Так, в МФТИ студентов распределяют по кафедрам только на третьем курсе – уже после того, как они посетят базовые компании, в которых потом будут проходить учебную и преддипломную практику, собирая материал для дипломов и магистерских диссертаций.

МГИМО постоянно расширяет список практико-ориентированных магистерских программ, которые финансируют крупные российские корпорации. Прежде чем открыть новые, направленные на подготовку кадров для конкретных отраслей экономики, программы, университет подыскивает партнеров-производственников, которые помогут претворить идеи в жизнь. К примеру, недавно разработанный магистерский курс «Искусственный интеллект» будет реализовываться совместно с Microsoft.

Не в деньгах счастье

В гуманитарном высшем образовании Ярослав Кузьминов отмечает две тенденции:

  1. Растет популярность программ, предполагающих овладение прикладными гуманитарными знаниями, особенно в сфере медиа, маркетинга, PR, межкультурной коммуникации.
  2. Начинают пользоваться спросом редкие узкие профили подготовки.

В 2018 году во ВШЭ довольно большой конкурс был не только на «Востоковедение» в целом, но и на такие его узкоспециализированные направления, как «История древнего Израиля и библеистика». По мнению ректора Вышки, это говорит о том, что массовый интерес к профессиям, которые обещают быстрый выход на высокий уровень зарплат, постепенно, но снижается.   

Кстати

Средний балл зачисленных на бюджетное обучение во МГИМО в 2018 году – 95, на платное – 83. В среднем конкурс на бюджет был 35 человек, на контракт – 13.

Средний проходной балл в МГУ – 82. Самый большой конкурс на бюджетное место – на гуманитарных факультетах:

  • госуправления – 31,9 человек;
  • мировой политики – 41,4;
  • глобальных процессов – 45,25.

Самый высокий конкурс в СПбГУ в 2018 году был на 5 программ:

  • «Журналистика» – 47 человек/место;
  • «Госуправление» – 50,27;
  • «Нефтегазовое» дело – 53,2;
  • «Экономико-математические методы» – 55;
  • «Управление персоналом» – 57.

И еще о перспективах и тенденциях

Союз ректоров российских вузов предлагает отменить или существенно изменить систему госаккредитации высших учебных заведений. Как полагают эксперты, сегодняшняя практика нецелесообразна хотя бы потому, что в ходе аккредитации проверятся, насколько образовательные программы конкретного учебного заведения соответствуют действующим ФГОСам, но по закону об образовании многие вузы имеют право учить студентов по собственным стандартам, которые зачастую превосходят государственные.

В связи с этим две ассоциации – ведущих университетов и «Глобальные университеты» – направили президенту письмо с предложением изменить критерии оценки качества образования и при аккредитации учитывать:

  • качество приема (средний балл ЕГЭ поступивших, количество зачисленных олимпиадников и т. д.);
  • качество материально-технической базы вуза;
  • объемы научной работы учебного заведения;
  • размеры зарплат преподавателей;
  • качество выпуска (трудоустройство бывших студентов и уровень их зарплат – эти показатели предлагается отслеживать по данным совместного мониторинга Минобрнауки и ПФР).

Новое в целевом обучении

С 1 января 2019 года вступит в силу ФЗ № 337 о совершенствовании целевого обучения, согласно которому организация всех видов практики (учебной, производственной, преддипломной), которую наравне со всеми должен в вузе проходить целевик, перестанет быть обязанностью заказчика подготовки специалиста, то есть станет правом организации, направившей на учебу.   

У обучающихся по целевому направлению студентов появится обязанность в полной мере освоить учебную программу, а исполнение потенциальным сотрудником взятых при заключении договора обязательств заказчик может контролировать с помощью запросов в вуз. В случае отчисления целевик должен будет возместить расходы на его социальную поддержку, но без выплаты штрафов, как это было раньше.

Вместе с тем усилится ответственность заказчика, если выпускник останется без работы. С 2019 года организация, направившая студента на учебу, но не трудоустроившая его после окончания вуза, должна будет выплатить ему сумму, равную трем среднестатистическим зарплатам в регионе, где должен был работать молодой специалист (сейчас в двукратном размере возмещается сумма, израсходованная на соцподдержку).    

Также расширился перечень предприятий, которые могут заказывать целевую подготовку будущих сотрудников. В список добавились:

  • организации оборонно-промышленного комплекса;
  • АО, акциями которых владеют госкорпорации;
  • дочерние хозяйственные общества государственных компаний, в уставном капитале которых есть доля муниципальных образований, субъектов РФ или Российской Федерации.   

Условия договоров, заключенных до 1 января 2019 года, остаются в силе – нововведения на них не распространяются.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ.

Читайте далее

Обсуждение новости